Студия: Sound Lab на Рижской. Руководитель проекта: Александр Лысенко
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-W505R
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Усилители: Soundstream HRU 4, HRU 2
- Акустика: Morel ADMW-6, Dotech Ovation 4, Supremo Piccolo
- Сабвуферы: Morel Ultimo 10
Знаете, как обычно в таком случае получается, кто же этого не знает. Вот только «как всегда» бывают разные.
«Как всегда» в этой студии — это лучше, чем «как лучше» в большинстве, а то и во всех остальных, тут уж, пожалуйста, без обид и уязвлённых самолюбий. Если готовы согласиться с этим научным фактом, подтверждённым многочисленными наблюдениями, читайте дальше, если протест и неприятие — там где-то есть тест коаксиалов, полистайте…
Ну вот, я так и думал, никто не сбежал. Значит — продолжаем. Машина у нас сегодня сама по себе нетривиальная, не говорю «культовая» лишь затем, чтобы избежать замызганного слова. В руках её нынешнего владельца она стала ещё более нетривиальной, пройдя для начала все фазы внешнего тюнинга, от замены фар, колёс и тормозов к добавлению пусть не функциональных, но придающих форсу бортовых воздухозаборников в стиле R8, и в довершение всего — перекраска машины в самый необычный цвет, что мне приходилось видеть. Что необычного в сером, пусть даже и матовом? А вы рукой потрогайте. Нет, не фотографию, так не почувствуете. Для ТТ выбрали так называемую тактильную краску, такая чаще попадается на предметах мобильной электроники, на ощупь она напоминает резину, теперь, наверное, вспомните, что уже щупали. Только не на автомобиле.
Когда всё это завершилось, началось то, ради чего мы здесь собрались (и даже, как я уже заметил, никто не разбежался). Звук и сопровождающая его внутрисалонная косметика. У хозяина ТТ были определённые замыслы на этот счёт, даже подкреплённые уже закупленными компонентами. С выбором некоторых Лысенко согласился, другие — отверг, и в данном случае (а вообще-то — как всегда) его решение было окончательным. Вступающим в мир профессионального автозвука на заметку: право говорить твёрдое «нет» платежеспособному заказчику зарабатывается годами успешной работы, а потом — наоборот, именно по умению говорить это слово из трёх букв идентифицируется класс установщика.
Вначале заказчик хотел не просто звуковую систему, а «как лучше», то есть — мультимедийную. И под эту концепцию выбирались некоторые компоненты, в результате переквалификации системы в чисто звуковую в ней остались некоторые признаки смены выбранной цели, главный — два очевидно лишних канала усиления. Дело в том, что выбор усилителей Лысенко однозначно поддержал, а это были три Soundstream Human Reign Unleashed, два четырёхканальных и один — двухканальный. Когда была отвергнута идея каналов surround, два канала остались не при делах, но это не страшно, блоку питания будет легче.
Схема системы в окончательно принятом варианте, можно сказать — аудиофильская классика, типа — как всегда. Трёхполосный фронт с поканальным усилением и сабвуферная часть под управлением процессора. Дальше — отход от классики, типа — как лучше. Первое отличие: в тракт между выходами процессора, относящимися к СЧ и ВЧ фронтальной акустики, включён ламповый драйвер. Здесь налицо отход даже от классики этой студии, драйвер тут не тот же, что был установлен в уже несколько машин, проходивших через эту рубрику. История такая: есть в Москве нечто вроде мини-лаборатории в составе всего-то трёх человек (раз так немного, не откажу себе в праве назвать поимённо: Андрей Лыков, Алексей Тепаев и Владислав Киселёв), профиль деятельности лаборатории — «разгон» усилителей и процессоров, в частности, тот, что стоит в ТТ, существенно доработан: переделан блок питания и выходные фильтры ЦАП. В своё время, ознакомившись с ламповым драйвером, разработанным Лысенко, друзья-коллеги прониклись идеей и изготовили свой вариант, от прототипа он отличается тем, что шестиканальный (в этой системе используется только четыре канала), на двойных триодах, а напряжение на анодах сделано более высоким (90 В против 36 — 50 В у «раннего Лысенко»). И ещё: не только схема, но и плата рассчитана на использование довольно большого перечня ламп, от обычных пальчиковых (конкретно в ТТ выбор остановился на 6Н5П) до субминиатюрных с гибкими выводами. Другая особенность системы — стереобас. Два 10-дюймовых Morel Ultimo не просто повешены каждый на свой канал HRU 2, но и сигнал получают независимо и с разными временными задержками.
Теперь — о других компонентах, мы как-то сразу проскочили к процессору и драйверу, а ведь есть ещё и головное устройство, представьте себе. Выбор пал на мультимедийную станцию, несмотря на звуковое предназначение системы, по нескольким основаниям. Во-первых, «пятьсот пятая» играет не хуже специализированно звуковых голов. Во-вторых, управление с 2-динового экрана — это удобно (хотя и на руль, разумеется, всё выведено). И наконец, предусмотрена функция навигации «на вырост», для этого надо будет всего лишь загрузить в положенное место за передней панелью навигационный модуль Blackbird.
С точки зрения технологии головное устройство в этой системе — единственное, что установлено просто и без затей. Ну, то есть посадочное гнездо усилено и всё такое, но по сравнению с акустикой, например — сущий пустяк. С акустикой так: НЧ-звено — специализированные «отдельно стоящие» басовые головки Morel, не включённые ни в один готовый комплект и, в отличие от многих «комплектных» мидбасов, идеально подходящие для «дверной» (а не «ящичной») установки. Опорные «колодцы» под басовики — сэндвич из алюминия и MDF, причём колодцы сделаны расширяющимися — для создания оптимальных условий работы НЧ-головки.
Выбор СЧ-головки не совсем обычен. Диффузорная — это понятно, это уже устойчивая тенденция. 4-дюймовая — тоже логично. Morel — вопросов нет. Но вот то, что мидрейнджи взяты из далеко не верхней линейки — необычно, и дело, как вы понимаете, не в стоимостных показателях. Лысенко абсолютно убеждён: для работы в роли СЧ и в этих условиях излучения Dotech переигрывает более пафосные серии из-за иного сочетания жёсткости диффузора и центрального колпачка.
Среднечастотники — сердце и душа трёхполосной системы (одновременно), и их установке было уделано больше всего времени и усилий. Прежде всего была изменена геометрия приборной панели как таковой, кажущийся «родным» козырёк над приборами на самом деле укорочен как со стороны стекла, так и со стороны, которой он смотрит на водителя, теперь собственно приборы из-под козырька выступают, и всё — для уменьшения влияния асимметричного «горба» на торпедо на условия распространения СЧ-излучения. Диффузорным среднечастотникам нужен объём, пусть небольшой, но нужен. Организовать его оказалось непростой задачей. Как обычно в таких случаях, обедню портят воздуховоды. Сначала хотели как всегда: урезать часть системы воздухораспределения, но при этом отключилась бы часть системы обдува стёкол, а это уже не дело. Пришлось «как лучше», а это намного более хлопотно. Боксы среднечастотников причудливейшим образом интегрированы в воздуховоды, отчасти заходя внутрь, отчасти как бы обнимая их снаружи. Для изготовления этих головоломок был применён ставший в студии уже фирменным набор технологий: корпуса склеены из листового пластика, усиленного стеклопластиком и демпфированного «виброй», по счастью, в Audi используют пластик, к которому легко что-то приклеить, в отличие, например, от «Фордов», к пластику которых нормальные клеи не пристают. Опорная плита для головки состоит из двух дюралевых пластин, склёпанных вместе через слой «стекольного» герметика, такая структура глушит вибрации с рекордной эффективностью.
Пищалки установлены на стойки на той же высоте, на которой находится центр отражения диффузора среднечастотника в лобовом стекле, так реальный излучатель максимально совмещён в пространстве с мнимым (в оптическом и акустическом смыслах). Фронт сложился, можно переходить в багажник.
«Десятки» Morel Ultimo при многочисленных достоинствах лишены одного — способности хорошо работать в маленьких объёмах. По всем расчётам, каждому из двух «стереосабвуферов» нужно было по 24 л объёма закрытого ящика, спрятать такой объём в не слишком просторном багажнике ТТ было нереально, поэтому решили… не прятать. Даже наоборот, устроить из двойного сабвуфера эдакий перформанс на тему кузова Audi TT. Результат вы видите, и обводы, и характерное оребрение, — всё тут. А технологически каждый из корпусов — нечто вроде фюзеляжа самолёта, какими они были в золотой век авиации. Каркас представляет собой жёсткую коробчатую часть внизу и набор нервюр и стрингеров в верхней части. Каркас обтянут тканью, усилен стекломатом, а изнутри пространство между нервюрами заполнено шпатлёвкой со стекловолокном.
Оба сабвуферных корпуса закреплены на стальной раме, несущей и усилители. По углам нижней, «подпольной» части рамы установлены четыре вентилятора, гоняющие воздух по «подполью» для более эффективного охлаждения усилителей.
Часто бывает так: по ходу строительства системы «для себя» у заказчика возникает мысль об участии в соревнованиях. Здесь такая мысль была изначально. А потом исчезла. Не потому, что система заказчику не понравилась, как раз наоборот. Если бы получилось «как всегда», тогда можно было бы. А так — жалко, ещё сглазят…
ФОТО+ | RTA, SQ, IN
акустика в торпедо и дверях | корпуса сабов