Измерения
Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
Мидбас | 63,2 | 11,3 | 0,587 |
Твитер | 1026 | — | 0,748 |
- Пиковая/продолжительная мощность (по данным изготовителя), Вт 250/125
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 71 — 18000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,470
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,16
- Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
Можно сразу отметить, что второй уже (первый был у saxo) эксперимент с многоугольным гофром и первый — с необычным профилем диффузора удались. Нелинейные искажения на средних частотах беспрецедентно низкие, да и на верхнем басе проблем с нелинейностями не возникает. Свойства обычного подвеса обычно приводят к ситуации «либо — либо». Расчётное значение силового фактора 5,47 Тл м, масса «подвижки» — 13,8 г. Оба значения хорошо ложатся в статистику соответствующих показателей для «шестёрок». Так что предсказанная расчётом чувствительность мидбаса на хорошем среднем уровне — 88,5 дБ/м. Примерно 0,5 дБ съедает фильтр НЧ («воздушные» катушки забирают больше), ну а средняя чувствительность получилась несколько ниже за счёт «особенностей устройства» АЧХ.
На первом графике вы видите АЧХ мидбаса и твитера без участия кроссовера. Резонанс, связанный с формой диффузора мидбаса, приходится на 10 кГц, хотя у почти плоского диффузора он по всем канонам должен бы оказаться ниже. Стало быть, жёсткость материала повышена, может, как раз за счёт волокон хлопка. Твитер работает от своей частоты резонанса, а она у него довольно низкая. Правда, на оптимальное давление он выходит от 4 кГц. Спад на АЧХ мидбаса начинается с 3 кГц. По сути, при таком наборе характеристик было бы правильнее (на мой взгляд) настроить фильтр НЧ, скажем, на 5 кГц, а фильтр ВЧ на 2,5 кГц.
Имеющийся кроссовер работает так. Частота среза фильтра НЧ 2,5 кГц, у фильтра ВЧ частота среза почти не зависит от положения аттенюатора и колеблется в пределах от 8 до 8,5 кГц.
А так выглядят АЧХ компонентов с участием кроссовера. АЧХ мидбаса имеет на редкость ровный характер (чем и обеспечена спокойная и музыкальная подача средних частот), частота среза 2,8 кГц. Частоту среза по полосе ВЧ определить трудно, поскольку у АЧХ ниспадающий характер, но в любом случае она не ниже 4,5 кГц. На том же графике мы показали два варианта АЧХ под углом 50 градусов к оси. Верхняя кривая соответствует такому варианту, когда микрофон был смещён в направлении от закрытого (именно) участка купола. Всё правильно: препятствие перед излучателем (рамка защитной сетки) как бы затягивает ось излучения на свою сторону — на этом принципе работают фазовыравнивающие диски и акустические линзы.
Понятно, что при имеющихся характеристиках фильтров появление «впадины» вблизи частот раздела было почти неизбежным. В данном случае ширина провала (по -3 дБ) от 3 до 4 кГц, что лишь немного больше 1/3 октавы, а потому на слух он не очень заметен. При наших прослушиваниях было выбрано нижнее положение аттенюатора, полагаю, такие же предпочтения возникнут в большинстве инсталляций. Хотя характеристика направленности системы довольно ровная, так что тонкую настройку вполне можно проводить за счёт разворота оси пищалки.
Согласно расчётам, при установке мидбаса в типовую дверь вы получите полную добротность 0,66 — оптимальную с точки зрения импульсных характеристик, а значит — и наиболее музыкального баса. Нижняя частотная граница составит 78 Гц на улице и 45 Гц в салоне. Пороговая добротность 1,1 достигается в ЗЯ объёмом 3,7 л (частотная граница 96/93 Гц), так что на работу в компактном оформлении эта головка не рассчитана.