измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Переборка — комплекс мер по снятию и разборке агрегата с последующей дефектовкой, в ходе которой определяются основные причины неисправности, после чего происходит устранение неисправности и сборка агрегата.
Справочник автослесаря
ПЕРЕБОРКА
Даже непонятно, как это устройство назвать. Вроде бы цифровой процессор. Но с алгоритмом работы, совершенно не похожим на тот, что мы ожидаем от цифрового процессора.
Официально (даже на русском) JBL MS-8 называется «Цифровой процессор для системной интеграции». Легче стало? Вот и я так думаю. Тогда давайте по порядку. Развитие car audio уже немало лет проходит в формате обмена ударами с производителями автомобилей. «У них кассета, а мы вам предлагаем CD». — «А у нас теперь тоже CD…» — «А у нас усилители». — «А у нас теперь — тоже». — «А у нас…»
И так далее. Итог процесса вам известен: ключевое слово в нём — «интеграция». Сначала — как констатация технического факта: штатные системы стали настолько интегрированы в автомобиль, что сколько-нибудь радикальное вмешательство в их устройство и характеристики приблизилось к рубежу невозможного, а в ряде случаев его перешло. Необходимость такого вмешательства мы не обсуждаем, это — аксиома. И хоть аксиома в доказательствах не нуждается, её раз за разом доказывают владельцы вполне себе современных автомобилей, обратившиеся к установщикам за помощью, и установщики, в этой помощи не отказавшие. Здесь ключевое слово «интеграция» приобретает иной, созидательный смысл: как интегрировать в автомобиль не свойственные ему аудиокомпоненты.
Логическим концом этого процесса (на сегодня, процесс есть процесс) стала система Logic 7 (каламбур вышел случайно, хотя, кто знает, может, это и имелось в виду) придуманная для машин премиум-класса… фирмой Harman. То есть владельцем торговой марки JBL. Для тех, кто сегодня свой «Мерседес» в гараже оставил, напомним: суперпатентованная, а во многих своих блоках и алгоритмах — и не до конца рассекреченная система Logic 7 методами цифровой обработки делает из обычного стереосигнала многоканальный, по формуле 7.1. Из штатной системы с такой опцией сигнал выходит в аналоговой поканальной форме, разыскать там нормальный правый и левый, чтобы потом всё сделать по-своему, часто оказывается невозможно или (в лучшем случае) до непрактичности затратно. Утверждать же, что любой, кому понравилась BMW E60, придёт в восторг и от работы штатного аудио, я не берусь, да и вам не советую.
Показательно, что мощнейшее средство внедрения нештатного аудио в автомобили пришло оттуда же, откуда до этого — мощнейшие штатные системы, те самые, что основаны на технологии Logic 7.
Как себе представляет «системную интеграцию» фирма JBL? Примерно так: у вас есть автомобиль, в котором из аудиооснащения минимально — вообще ничего, максимально — Logic 7 с отдельными усилителями на каждый динамик. Со всеми промежуточными вариантами. Ваша цель: установить в машину аудиосистему из компонентов на свой выбор. Состав: минимально — два коаксиала в передних дверях, и всё, максимально — многоканальная система до 7.1 включительно. И опять: всё, что между этими двумя крайностями. Созданное в лабораториях JBL устройство все необходимые операции берёт на себя. Это — один из двух известных нам на сегодня «дуплексных» цифровых процессоров, первым был итальянский Audison bit one. При таком ограниченном поголовье удержаться от сопоставления невозможно, поэтому отметим: при заметной разнице в подходах к проблеме итальянский и американский процессоры роднит то, что прежде, чем приниматься за обработку сигнала требуемым для хозяина образом, они (при необходимости) восстанавливают его во всей полноте из тех фрагментов, на которые его порубила штатная система. То есть выполняют ту самую «переборку», с которой начинается этот материал, только в обратной последовательности.
Наиболее же значительная разница между «дуплексами» — в степени самостоятельности. Итальянец самостоятельно производит «сборку» сигнала, после чего предоставляет своему владельцу неограниченную свободу выбора настроек. Насколько удачными они окажутся, зависит от многих факторов, не мне вам рассказывать.
Первый шаг MS-8 — похожий. Он говорит (ну — типа говорит): «Дайте мне все аудиосигналы, какие есть в вашей машине, я с ними разберусь». От пользователя на этом этапе требуется дать, что просят. То есть соединить все входы MS-8 с выходами аудиосистемы, будь то выходы линейные (RCA) или уровня громкоговорителей. Входов — по восемь, и таких, и таких. Велика вероятность, что многие окажутся не задействованы, и крайне мала, что не хватит. Пока не забыл, есть ещё одна пара линейных входов, для дополнительного источника, на ваш вкус.
Теперь, будь в системе пара линейных выходов или сигнал уже состоит из «фрагментов», обработанных до этого фильтрами, эквалайзерами и схемами задержки, способ восстановления статус кво есть только один: подать на вход системы сигнал, который хорошо знаком дуплексному процессору, чтобы потом по «осколкам» он мог понять, как и что собрать. Если требуется.
Для этого в головное устройство устанавливается и воспроизводится диск с такой записью, и включается режим калибровки. Понятно, что диск прилагается, а процедура описана как в инструкции, так и на экране дисплея устройства.
Теперь MS-8 не только знает, какие манипуляции с сигналом проводит штатная система, но и вычисляет, что надо сделать для восстановления исходного, двухканального, широкополосного, ничем не тронутого. Примеры без экстремизма: штатная система обслуживает фронт (с пассивными кроссоверами) и сабвуфер. Внутри MS-8 составляющие будут корректно сложены в широкополосный сигнал. Предвосхищая вопрос продвинутого читателя про цифровой вход, отвечаю: его нет. Присутствие цифрового входа означало бы, что входной сигнал уже «собран», и процессору нет нужды быть дуплексным, можно выбрать что-то другое.
Теперь, на основе уже достигнутого, MS-8 попросит вас определиться с требуемой вам архитектурой системы и назначить функции своим выходам, а их, разумеется, тоже восемь. В ходе этого процесса MS-8 всё время исходит из пределов возможного. Например, вы задаёте, что у вас будет двухполосный поканальный фронт и широкополосный (то есть с пассивным кроссовером) тыл. Остаётся шесть каналов из восьми имеющихся, вам выбирать: один сабвуфер и один центральный канал или два сабвуфера с независимыми каналами усиления. И так далее. В случае непоканального (с пассивными фильтрами) включения акустики дело может дойти и до пресловутой формулы 7.1, именно таков предел возможностей восьми каналов.
Снова незаданный, но носящийся в атмосфере вопрос: а откуда вообще здесь центральный канал, не говоря уже о 7.1? Не стану мучить и отвечу: MS-8 — по-настоящему дуплексный, он не только может «обнулить» результаты деятельности системы Logic 7 (для тех, у кого она есть, а им не надо), но и снабжён собственным процессором Logic 7 (это для тех у кого нет, но надо).
Так образуются два предельных алгоритма работы «системного интегратора». Первый: на входе — восемь каналов штатного многоканального звука, на выходе — два широкополосных сигнала L и R. Усиливаем, подаём на какие-нибудь «Фостексы» или «Дуалконцентрики» и наслаждаемся хай-эндом по Ветхому завету. Второй: на входе — L и R, на выходе — буйство многоканального звука. И опять — со всеми бесчисленными промежуточными вариантами.
Кстати, если почему-либо не хочется усиливать сигнал во всех или некоторых каналах, можно этого и не делать — внутри MS-8 есть и встроенный усилитель, тоже восьмиканальный. Не фантастической, как позже выяснилось, мощности, но в ряде случаев может очень облегчить жизнь. Центр, например, запитать. Или боковые каналы в 7.1, да мало ли что. Пусть будет…
Разобравшись с требуемой архитектурой, задаём (исходя из неё) частотную фильтрацию. Как положено, если заказали трёхполосный фронт и сабвуфер, система попросит все частоты раздела и крутизну спада. Шаг перестройки фильтров 1 Гц до 200 Гц, 10 Гц в диапазоне от 200 Гц до 1 кГц и 50 Гц — выше 10 кГц. То есть тут тоже сделано так, чтобы пользоваться было проще. Частоту раздела между полосами Sub/Front вы можете выбрать из диапазона 50 — 200 Гц, диапазон выбора раздела между полосами Low и Mid от 21 Гц до 10 кГц, между Mid и High — от 200 Гц до тех же 10 кГц.
Характерная особенность, логически очень даже объяснимая: в MS-8 задаётся частота раздела, а не частоты среза сопряжённых фильтров. То есть если фронтальный мидбас и пищалка делятся на 3,5 кГц, то частота среза фильтров будет одинаковой, а не как это нередко делается на практике: ФНЧ мидбаса 3,2 кГц, ФВЧ пищалки — 4 кГц. Почему это логично? Потому что вытекает из основной особенности MS-8 по сравнению с крайне немногочисленными аналогами (вообще-то, одним). «Системный интегратор» JBL во главу угла ставит процесс автоматизированной настройки. При этом коррекции подлежит АЧХ каждого из каналов, равно как и временные задержки в нём. Исходя из наиболее равномерной суммарной АЧХ и когерентности излучения. А значит, необходимую подстройку характеристик фильтров JBL берётся сделать самостоятельно. Вот эта часть процесса — самая интересная и необычная.
В комплекте MS-8, помимо основного блока, выносного дисплея и пульта ДУ (о них, как и вообще о конструкции, будет сказано отдельно), находится необычный предмет, по виду — наушники, по сути — бинауральный микрофон. Его (или их?) надо надеть на голову единственным возможным способом, после чего — следовать указаниям на дисплее. Первое указание: смотреть прямо (вернее — look forward, в отличие от наставления, дисплей разговаривает только на западноевропейских языках). При нажатии на кнопку Go из акустики раздаётся странный звук, по всему — какая-то широкополосная последовательность импульсов. Идёт, кстати, не с диска, он после идентификации входных сигналов больше не нужен, испытательная последовательность генерируется процессором самостоятельно. Следующее указание: смотреть в водительское боковое зеркало. Снова Go, снова звук. И наконец — смотреть в зеркало на стороне пассажира.
Идея этого «посмотрите налево, посмотрите направо» понятна: так MS-8 собирает наиболее полную информацию о звуковом поле в салоне, включая все отражения и, что составляет уникальную особенность аппарата, с учётом так называемой HRTF (Head Related Transfer Function) — передаточной функции головы. Измерения в одной точке такой полноты картины дать не могут.
При желании можно повторить калибровку, находясь на другом сиденье машины, а позже занести настройки в память и вызывать, когда надо. Или поручить MS-8 оптимизировать настройки под водителя, под пассажира, на всё переднее или всё заднее сиденье, или же устроить компромисс в интересах всех обитателей салона.
Что в дополнение к этому пользователь может сделать вручную? Не так много, надо отметить, в отличие от известных нам процессоров (обычных, не дуплексных) MS-8 — система в первую очередь автоматическая. Ручную коррекцию введённых аппаратом временных задержек, например, изменить нельзя. А подкорректировать АЧХ — можно. Третьоктавный графический эквалайзер (дополняющий обычный трёхполосный регулятор тембра), заслуживает отдельного упоминания. Дело в том, что обычные графические эквалайзеры независимо от реализации, аналоговой или цифровой, обладают общим недостатком — взаимным влиянием полос. То есть: вы хотите поднять усиление на одной частоте на, скажем, 6 дБ. Отлично, подняли. А если поднять на 6 дБ в трёх соседних полосах, то подъём в центре полосы получится не 6, а все 12 дБ.
Графический эквалайзер MS-8 действует по-другому: вы задаёте форму АЧХ, которая вам требуется, а аппарат уж сам выберет, какие «ползунки» куда для этого надо двигать. Очень грамотно сделано, впечатляет (посмотрите на график).
Конструкция, как обещано. Основной блок — довольно увесистый, его боковые стенки почти полностью заняты многочисленными соединителями: десять входных RCA, восемь выходных, по восемь входов и выходов высокого уровня… За этим частоколом можно не заметить заклеенное чёрной плёнкой гнездо для присоединения к компьютеру. Оно до поры до времени не нужно, поскольку предназначается исключительно для апгрейда ПО. Всё управление и настройка у MS-8 проходят автономно. Главные элементы интерфейса с оператором — дисплей диагональю экрана 68 мм и пульт управления.
С процессорным блоком дисплей соединяется 6-метровым кабелем, и для него предусмотрена подставка с изменяемым углом наклона. Пульт — совсем небольшой и совсем плоский, тоже идёт в комплекте с «ложементом», куда его удобно пристраивать в машине, чтобы потом не искать. Что характерно: пульт — не инфракрасный, а с радиоканалом, что несколько расширяет возможности компоновки основного блока, дисплея и пульта относительно друг друга. «Расширение возможностей» — вообще лейтмотив этого устройства.
Главное меню с переводом, измерения, настройки
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Цифровой процессор для системной интеграции
- КТО
- JBL MS-8
- ПОЧЕМ
- 28000 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Может всё собрать и всё разобрать
- Уникальный алгоритм настройки
- Профессиональный эквалайзер
- Полная самостоятельность
- ЭТО — МИНУС
- Повышенные нелинейности
- Ограниченные возможности ручной подстройки
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Полная переборка