СРЕДНЕЕ ПОТОЛОЧНОЕ
Сегодня у нас разговор пойдёт об устройствах особого класса. Формально они находятся на самой вершине любой аудиовизуальной системы в салоне. Формально… Даже точнее — географически.
Velas VDR-104TV | Macrom M-DVD902RV | Concorde CND-120DGM | Clarion OHM 1588VD
Суть дела, как всегда, далеко не так однозначна. И касается это не только аудио, но, как ни странно, и видео. Давайте разберёмся.
Рост «мультимедийности» автомобильных систем с начала нынешнего века заметен невооружённым глазом. Можно было бы ожидать, что укрепление позиций видео в салоне пойдёт по тому же пути, что и дома. То есть по пути создания домашних театров разной степени продвинутости, соответствующей толщине кошелька владельца. А в качестве основы для построения мобильного театра у потолочных мониторов, по сути, конкурентов нет. Разумеется, если не считать таковыми экраны головных устройств (диагональ — 7 дюймов. Есть единичные реализации на 8). Нет, нам, конечно, известны примеры построения высококачественных систем с использованием «напольных» мониторов, позаимствованных из компьютерной техники, но такая идеология подразумевает наличие «просмотрового зала», что даже не всякой относительно крупной машине по нутру. Поэтому — опять единицы. Бывает, что, раздербанив приборную панель немилосердным образом, в неё вживляют экран несвойственного размера. В массовом порядке? Да бог с вами, здесь уже не единицы, а дроби из анекдота. Словом, только потолочные мониторы позволяют достичь «театральности», совсем или почти не затрагивая изначально присущих транспортному средству свойств салона.
Вот только театральная идеология прививается у нас слабовато. И если присутствие многоканального звука в системе редкостью не является, то установка дисплеев, соответствующих театральным критериям (угол зрения по горизонтали около 30 градусов), остаётся раритетом. Сложилась забавная ситуация: для домашнего театра использование экрана диагональю менее 42 дюймов считается неприличным, тогда как у нас уважаемые производители серьёзно рассуждают о театральных системах с 7-дюймовым дисплеем. Простой расчёт показывает, что «театральное» расстояние просмотра для такого экрана примерно 285 мм. Пусть даже вам повезло с близорукостью, всё равно относительное угловое перемещение экрана и головы на ходу будет вполне достаточным, чтобы эффект присутствия свести на нет. В общем, 10-дюймовый экран для мобильного театра — это минимум, лично я бы предпочёл ориентироваться на экраны диагональю 15 дюймов.
И тем не менее. Если разработкой (и продвижением) аудиовизуальных головных устройств занимаются весьма зрелые (как технически, так и финансово) изготовители, то у большинства производителей потолочных мониторов уровень зрелости определённо ниже. Где-то на уровне молочно-восковой, как у подмосковной кукурузы на момент уборки. Соответственно, техническое качество дисплеев развивается не столь стремительными темпами, как хотелось бы. Если помните, в «головах» нам уже повторяющимся образом попадаются 7-дюймовые дисплеи с физическим разрешением 800 х 480 пикселей (W-SVGA), при этом для дисплеев потолочных мониторов диагональю 10 дюймов (и площадью экрана ровно вдвое больше) нормой остаётся… то же самое разрешение (применительно к диагонали 15 дюймов этому показателю соответствует 1280 х 800). А в наиболее доступных моделях число пикселей и того ниже. Впрочем, 1280 х 800 на 15 дюймах — это не так уж мало, относительно компьютерных мониторов такой дисплей обозначался бы как W-SXGA («W» значит Wide), а домашние дисплеи с такой матрицей называют HD Ready. Но мы сейчас говорим о путях развития в нашей отрасли. А пути эти таковы, что если дисплеи для головных устройств чаще всего являются самостоятельной разработкой, то потолочные мониторы (опять же как правило) «носят» дисплеи, которые были разработаны для ноут/нетбуков. Видимо, по причине относительно меньшего тиража и отсутствия надобности в сенсорной панели. Хотя с другой стороны… Скажем, 10-дюймовый нетбук за 27 тысяч рублей или 15-дюймовый ноут за 44 тысячи — это уже на грани снобизма, и дисплеи там будут по меньшей мере аналогичного качества. А приведённые цены взяты из нынешнего теста. И неясно, почему в мониторах нельзя (за те же деньги) задействовать дисплеи уровнем повыше. Наверное, деньги всё-таки не те же: с реализации ноутбуков торговец и посредники маржу устанавливают ниже, поскольку объёмы продаж куда солиднее, чем у потолочных мониторов.
Неумолимые законы потребления привели к тому, что нынче почти все потолочные мониторы включают в себя и DVD-проигрыватель. Это как камера в мобильном телефоне: надо, не надо… Мы с вами, кажется, привыкли к тому, что проигрыватель DVD, работающий в составе головного устройства, воспроизводит большинство наиболее распространённых компрессированных форматов звука плюс, конечно, CD-текст и тэги. В пределах нынешнего теста о тэгах и тексте нам придётся забыть, да и про записи в DTS лучше не вспоминать. Мало того, даже формат WMA сумели прочесть не все одноклассники.
Или вот: встречаются мониторы (как правило, наиболее доступные), у которых нет выходов видео/аудио, но не бывает мониторов без входов. Почему? Да потому, что уже самим производителем монитор с DVD-плеером воспринимается всё-таки в первую очередь как монитор и лишь во вторую — как источник, так что и нам относиться надо так же. И для построения мобильного театра нормального уровня можно брать потолочник, но непременно с внешним источником. Кстати, только так можно создать в салоне многоканальный звук: в мониторах нам ни разу не попадались DVD-плееры не только с декодером, но даже с цифровым выходом звука. Вот так и получается, что потолочные мониторы занимают как бы среднее положение между просто монитором и монитором в комплекте с полноценным источником AV-сигнала.
Панель DVD, как правило, в мониторе справа, то есть слот для дисков находится под правую руку зрителя. Это своего рода стандарт (хотя встречаются исключения). Диск устанавливается ярлыком в сторону крыши, а рабочей стороной — к зрителю. Ему, зрителю, это несколько непривычно, но тут уж ничего не поделаешь: приводы надёжно работают только в таком положении (некоторые из них в перевороте не читают диск вовсе). Ещё одна тонкость: почти все мониторы оснащены датчиком закрывания — по его срабатыванию отключается тыловая подсветка дисплея, что позволяет вам слушать музыку, не освещая без нужды салонное пространство. Для прослушивания музыки обычно предоставляются две возможности: либо воспользоваться услугами ИК-модулятора (наушники легко приобретаются отдельно, благо частоты передачи стандартизованы), либо же поймать сигнал на тюнер, в эфир он передаётся ЧМ-модулятором. Качество передачи в том и другом случае, мягко говоря, среднее (особенно при использовании ЧМ-канала). Если же вам надо услышать всё, что воспроизводится плеером, надо пользоваться линейными выходами. Кстати, именно качеством ЧМ-модулятора объясняется то, что мы в последние годы прекратили измерять параметры сигнала в этом режиме: так ли уж важно, играет модулятор до 3 или до 4 кГц?
Кажется, с функциями всё. Ах, да, есть ещё «просветительская» функция. Поскольку велика вероятность того, что монитор при установке на потолок вытеснит оттуда плафон освещения, то любой из них оснащается альтернативным источником света, который может быть включён как вручную, так и по сигналу датчика двери. Осветители, как правило, светодиодные, в этом случае их ток потребления менее 0,1 А. Если же светящимся элементом являются лампы накаливания, то я для порядка укажу, сколько они потребляют. Кстати, в таблице технических параметров фигурирует «статический ток потребления» — столько монитор «ест» при просмотре фильма с DVD-плеера (при считывании оглавления диска пиковый ток может быть несколько выше). Ещё одно новшество в технических параметрах заключается в том, что для мониторов мы теперь приводим показатели отношения сигнал/шум и в невзвешенном виде (как принято в телевидении), и с учётом фильтра A (как принято в звукотехнике). Так мы попытались отразить двойственную (и противоречивую) природу мониторов с плеером.
По поводу некоторых из умолчаний (касательно CD-текста, тэгов и DTS) было уже сказано выше. Добавим к скорбному списку отсутствие генератора символов кириллицы. Будем также считать, сервисные функции у плеера не предусмотрены, это функции головных устройств, а не вспомогательных DVD-панелей. Исходим также из того, что из дополнительных режимов реализованы два: повтор и воспроизведение в случайной последовательности, обо всех отступлениях от этого правила будет сообщено отдельно. Считаем также, что при выборе звуковых предпочтений из меню Setup они будут переданы в меню диска (исключений сегодня, как ни странно, и не было). А ещё в режиме стоп-кадра задействована память на поле, и полоса «чернее чёрного» не воспроизводится. А по поводу читаемых форматов решили, начиная с сегодняшнего теста, обойтись без умолчаний и приводить их перечень в виде небольшой таблички — так нагляднее.
Что ж, пора наконец посмотреть вверх — вдруг там найдётся среднее потолочное?
МЁД & ДЁГОТЬ
С наиболее внушительным итогом в победители вышел Clarion, он, следовательно, и «Лидер». В принципе, понятно — ветеран и мэтр. Однако ощущения, что он разгромил конкурентов, не сложилось. Да, у него более продуманное управление, физическое разрешение у 15-дюймовой матрицы, разумеется, выше, чем у более скромных по размерам, но по яркости и контрастности он проиграл нескольким из «коллег». За второе место на равных боролись Macrom и Concorde. Победный балл первому из них принесло присутствие гнезда USB, но даже и при этом, будь Concorde побасовитее, ему пришлось бы несладко. Итак, Macrom — «Фаворит». Вроде всё по справедливости…