измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ИСКУССТВО ПРОСТОТЫ…
…а может быть, простота искусства? Наверное, есть то и это. Давайте разбираться, где одно, а где другое.
Prology DVD-2070U | Velas VD-M350U | Philips CED228/58 | Pioneer DVH-3200UB
В стародавние времена всяческие деятели кино очень любили приводить цитату: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Помнится, даже в проходной «Мосфильма» она была начертана. Правда, в оригинале искусств было два — кино и цирк, и вообще полностью фраза самого человечного звучала так: «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». Согласитесь, это гораздо интереснее, так как больше объясняет. Потому, значит, что оно проще для понимания, нежели живопись, скульптура или, скажем, музыка. И неудивительно (и даже не чересчур обидно), что кино для нас и посейчас остаётся важнейшим. Из искусств…
Стало ли кино сложнее для восприятия? В массе своей — вряд ли. Либо тортом по фейсу, либо букет цветов и сердце в клочья, либо пиф-паф — как тогда, так и теперь. Сегодня, понятно, изобразительные возможности на порядок выше, а как только трёхмерное кино станет основным форматом, можно будет говорить и о двух порядках. Но жанры, в общем, те же. Много вы видели картин, которые начинались бы как боевик, а потом перешли бы в слезливую мелодраму? Или фильмов ужасов, которые в результате превратились бы в комедию? Я такой один видел, но большинство зрителей так и не поняли, что режиссёр смеётся и над собой, и над ними. Потому, что проще надо быть — если уж я пришёл смотреть ужастик, то ты меня за мои деньги напугай, а смеяться я буду в другой раз и за другие деньги. Вот кинематографисты и стараются быть проще, налицо прямая выгода.
Техника, предназначенная для воспроизведения кинематографического контента на первый взгляд усложняется. Тут опять же многоканальный звук, растущий битрейт с соответствующим прогрессом в качестве изображения и новые форматы с новым сервисом (Blu-ray Disc, в частности). Одновременно она же и упрощается. Если в домашней сфере эта тенденция пусть и существует, но стыдливо маскируется, то у нас всё по-честному. Ежели кто хочет, чтобы его напугали или рассмешили, или там со злодеями разобраться желает (понарошку, конечно), и при этом ему по барабану и многоканальный звук, и много чего ещё — что же, есть у нас такие аппараты. Хотя в действительности всё, как и всегда, не так просто, как кажется.
Ещё каких-то пару лет назад перспективы развития DVD-ресиверов казались вполне обнадёживающими. Используя такой аппарат в качестве головного устройства, потолочный монитор для видео и акустическую систему с подобающим комплектом усилителей для многоканального звука, можно построить достаточно серьёзный мобильный театр. Но, как оказалось, покупатель не ищет сложностей. Мало того, что правильный многоканальный звук в машине нужен далеко не всем (и не всегда), но и крупная картинка, которую способны обеспечить только потолочники, тоже востребуется далеко не всем населением. Чаще всего покупатели отдают предпочтение системам со встроенным монитором, будь то одно- или двухдиновые (эти предпочтительнее, поскольку механически проще и, как следствие, надёжнее) мультимедийные «головы». Ну и мажоры отрасли реагируют соответственно. Из бескомпромиссных AV-источников на вершине одиноко сияет Alpine F#1Status, да и тот, прямо скажем, к числу новейших разработок не относится. В доступной ценовой категории (до 8000 рублей) представлены DVD-ресиверы JVC, Pioneer и Sony. И только первая компания из этого списка располагает солидным перечнем подобных аппаратов.
Словом, ассортимент DVD-ресиверов компаний первого эшелона невелик, а поскольку природа не терпит пустоты, её активно заполняют новые (относительно, разумеется) производители. Уровень разработок, предлагаемых «молодыми тиграми», пока ещё невысок, опытному глазу видны ошибки в эргономике, а беспристрастные приборы фиксируют и огрехи в схемной реализации, вернее говоря, следствия этих огрехов. Всё это может привести к дальнейшему снижению интереса покупателей к данному виду техники. В результате мы потеряем целый класс головных устройств. Ну, может, это всё же не произойдёт, в конце концов, мультимедийные аппараты «молодые драконы» тоже драконят вовсю, однако потерю интереса к этому виду техники не удастся зафиксировать даже при большом желании.
Помнится, в былые времена каждый (или почти каждый) тест головных устройств у нас предварялся разъяснениями по поводу смысла измеряемых параметров и наших толкований полученных результатов. Я не думаю, что надо к этой традиции возвращаться, но совсем избегать объяснений, наверное, всё же не стоит. И начнём, наверное, с видео.
Качество картинки, приходящей с источника, мы определяем, опираясь преимущественно на субъективное мнение. Дело в том, что оценить, скажем, уровень шумов канала видео можно лишь при наличии специализированной (и совсем не дешёвой) техники. Чтобы измерить напряжение шума в канале, прибор должен убрать синхроимпульсы из канала (это несложно), сделав это так, чтобы уровень щелчков переключения оказался заведомо ниже уровня шума (а это куда сложнее). При измерении яркостных шумов надо ещё задействовать полосовой фильтр, выделяющий частоты яркостного сигнала. В то же время «на глазок» оценить их уровень куда проще и, главное, эффективнее — органы чувств и мозг человека разрабатывались не в провинции Гуандун: синхронизирующие импульсы уже убраны из поля зрения (то есть за пределы экрана), а цветовую помеху от яркостной глаз вообще отличает на раз. Разумеется, для проведения подобной оценки необходимо использовать специальные таблицы, на картинке общего назначения у вас может лишь сформироваться ощущение, что изображение «чистое» или, наоборот, «какое-то не такое». Оценка разрешения по горизонтали является, по сути, тоже субъективной, хотя она и отражает вполне объективный показатель — полосу пропускания аналоговой части тракта (при желании даже можно пересчитать одно в другое). Как вы, возможно, заметили, показатели разрешения по горизонтали почти у всех исправных DVD-проигрывателей колеблются между значениями 460 и 470 твл. Происходит это потому, что величина разрешения в значительной мере ограничена возможностями передачи композитного сигнала. Но если этот показатель ниже 460 линий, то, как нетрудно догадаться, заметную роль играют ещё и ограничения тракта плеера.
Для того чтобы экран монитора при подключении различных источников имел всегда оптимальную яркость (на которую вы его настроили), видеосигнал должен иметь определённую амплитуду. Для композитного видео стандартная амплитуда 1,0 ±0,1 В, то есть от 0,9 до 1,1 В. Это чуть ли не единственный параметр, который может измерить толковая обезьяна, если раздобудет осциллограф. Если амплитуда видеосигнала у разных источников заметно различается, то вам неизбежно придётся подстраивать яркость при переходе от одного к другому и проклинать заморских приматов. Размах видео всегда измеряется на нагрузке 75 Ом. Почему так? Дело в том, что (опять же по стандарту) выходное сопротивление источника и входное сопротивление приёмника видеосигнала должно быть именно таким. В этом случае при использовании «правильного» кабеля вы получите так называемую согласованную линию и тем самым избавитесь от отражений в кабеле, приводящих к появлению двойных, тройных (и т.д.) контуров в изображении. Но если соединитель короткий (менее 3 м), появление контуров маловероятно, а если экран небольшой, то даже при наличии разглядеть их будет трудно. Поэтому производители второго эшелона относятся к этим параметрам творчески. Да, кстати, «правильный» видеокабель (с волновым сопротивлением 75 Ом/м) — отдельная проблема, среди дешёвых «шнурков», которыми комплектуется техника, такие не водятся.
Можно было бы плавно перейти к обсуждениям показателей аудио, но, думается, это можно сделать в следующий раз, когда будем проводить тест звуковых головных устройств. Хочу лишь обратить внимание на то, что не так уж редки нынче случаи, когда изготовитель даже не удосуживается корректно выбрать номинал разделительных конденсаторов в аналоговой части аппарата. В результате при работе с любым источником полоса оказывается ограниченной снизу. Когда уровню -1 дБ соответствует 25 — 30 Гц, это терпеть можно, но когда 60 Гц — это уже за пределами добра и зла. Если отбросить (ненадолго) политкорректность, это банальный просёр разработчиков, уж давайте без обид. Как там по-вашему… «у ци фу», кажется?
По части удобства. Не обременённые излишним опытом производители иной раз закладывают в систему несколько неожиданные алгоритмы управления. Я уже не удивляюсь, когда в одном и том же аппарате двузначные числа вводятся в одних случаях с использованием кнопки «+10», а в других — последовательным нажатием двух цифр. Но когда система не позволяет перейти в меню на уровень выше, надо из него выходить, а потом углубляться заново, это, согласитесь, не радует. Всё это, конечно, отражает уровень профессионализма создателей. Впрочем, не только.
Отражает также и уровень нашей требовательности. В стремлении сэкономить трудовые мы с неоправданной (по последующем здравом размышлении) охотой приобретаем своего рода полуфабрикаты, тем самым поощряя производителей на новые подвиги такого рода. И одновременно лишая своей поддержки изготовителей действительно качественных продуктов, которые вынуждены уходить с рынка. Сдаётся мне, что подобная простота развитию искусств никак содействовать не может. Цирк не в счёт…
Не хочется заканчивать вступление на гневной ноте, поэтому оговорюсь, что к разумной простоте нашей техники я отношусь весьма положительно. В конце концов, CD-ресивер или даже DVD-ресивер — устройство функционально не очень сложное, по сути, та же «магнитола», только вместо кассеты диагональю 12 см у неё диск такого же диаметра. А что форматы читаются разные так это в основном, заслуга программистов. Что же касается настроечных возможностей, заложенных в плеер, то это в 1997 году, сразу после появления формата DVD, меню Setup могло кого-то испугать, нынче у большинства телевизоров меню сложнее. В общем, всё, что мы требуем от DVD-ресивера — воспроизведение аудио и видео через достаточный AV-интерфейс. Скажем, многоканальный звук не всем нужен, и можно обойтись без декодера. Но тогда цифровой выход надо бы предусмотреть, именно в расчёте на тех, кого пробьёт на сурраунд. Два выхода видео, наверное, штука небесполезная, если вам понадобится подключить, скажем, два монитора в подголовниках. Возмущаться по поводу отсутствия DTS в недорогих AV-источниках как бы и не совсем тактично, но, с другой стороны, если на диске записан звук, который ваш плеер не может прочесть, разве это не минус? Понятно, что отсутствие декодера DTS, как и «читателя» CD-текста, продиктовано не столько техническими, сколько лицензионными ограничениями — производители доступной техники стараются сделать её ещё доступнее. Но к концу первого десятилетия нового века можно было бы, как кажется, забыть уже, что существовали когда-то аппараты, которые не читали CD-текст. Кстати, с тэгами ситуация складывается более благоприятно, возможно, потому, что за право читать тэги не надо никому платить.
Все лимиты на вводную часть исчерпаны, поэтому остаётся лишь в телеграфном стиле перечислить те технические особенности, которые будут в тесте приниматься по умолчанию. Дисковый проигрыватель вооружён тремя сервисными функциями и тремя дополнительными режимами воспроизведения. Читаются (всё-таки как правило) CD-текст и тэги. По поводу воспроизводимых форматов никаких умолчаний отныне не будет, для этого у нас теперь есть табличка, где всё показано в явном виде. В настройках DVD-плеера работает всё что положено. Что именно «положено», не разъясняю — кому это надо, и так знает. Беспроволочный телегр… в смысле — тюнер работает в RDS и обеспечивает необходимый минимум функций, в том числе синхронизацию часов по коду CT и отыскивание станций по другому коду, называемому PTY.
Теперь что? В кино? Посмотрим, может, ещё и цирк покажут…
МЁД & ДЁГОТЬ
«Лидера» определить проще всего — Pioneer вырвался вперёд самым недосягаемым для соперников образом. Что не означает, что соперников можно сбрасывать со счетов: Pioneer, как это часто бывает у грандов, выигрывает по качеству реализации функций, а не по их многообразию. Некоторые из его оппонентов умеют больше, хотя делают это не столь эталонно. Так, хотелось бы отметить Philips — за удачное сочетание дизайна с эргономикой (и собственный экран) и Velas — за немаловажную в практической жизни функцию Bluetooth. Оба упомянутых получают нашу «Рекомендацию». За упомянутое.