ПРИВЕТ ОТ ТОХОКУ
Не знаете такого? Это значит, невнимательно читали мой «доклад» про экскурсию в Pioneer Corporation. Ну, какая погода тогда стояла — может, она и на внимание подействовала.
Это я нарочно, чтобы сбить с толку. Надо было написать «привет из Тохоку»… Теперь вспомнили? Старейший завод по выпуску акустики, принадлежащий компании Pioneer. И единственный в корпорации, производящий её, что называется, дома — на острове Хонсю. Теперь вспомнили?
Тогда, наверное, вспомнили и то, что нам демонстрировали новую акустику серии PRS, про которую много чего было рассказано непосредственно авторами разработки. Но я тогда на подробности не нажимал, придерживаясь выжидательной тактики. Вот, мол, время придёт. И вообще, поговорка «лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» определённо относится не к акустике.
Теперь вот PRS II доехала до нас. Сказать «до вас» было бы преждевременно, на момент, когда пишутся эти строки, добрался единственный комплект. Горевать по этому поводу не будем, пока что эти модели «засвечены» только на американском сайте, а туда, как известно, только солнце доходит позже, остальное — раньше. В массовом порядке, по имеющимся данным, до нас PRS должна дойти в декабре. То есть «массовость», наверное, будет относительная, не факт, что этот товар будет лежать в каждом киоске. Акустика по цене около 1200 долларов (или надо говорить 97000 йен?) явно не повседневное блюдо, и продаваться на каждом углу она и не должна. Ну а наше дело разобраться, за что берут столько.
Да, кстати. В серию PRS II, кроме 6,5 и 5-дюймовой двухполосной системы («пятёрка» носит обозначение TS-C132PRS), входит 10-дюймовый сабвуфер TS-W252PRS, а также 66-миллиметровой диффузорный среднечастотник, при участии которого вы сможете создать трёхполосную систему. За пару серединок (по информации с американского сайта) просят ровно половину от рекомендованной цены за 17-сантиметровую компонентную систему. Это для ориентира. Теперь — к делу.
Литой и совершенно глухой корпус мидбаса выглядит примечательно. Узкий «горшок» без осевого отверстия в шайбе — при 2-дюймовой звуковой катушке, между прочим. Это потому, что магнитная система здесь имеет обращённую конструкцию — постоянный магнит находится внутри катушки. Причём магнит не комбинированный (неодим-феррит), как в большинстве известных нам подобных конструкций, а «чистый» неодим. В смысле — известный всему миру интерметаллид NdFeB. Так авторы разработки решили целый комплекс задач. Узкий «горшок» облегчает монтаж мидбаса в дверь (той же цели служит и комплектная проставка, которая уменьшает и без того не очень большую монтажную глубину (67 мм) ещё на 11 мм). Благодаря мощному магниту удалось обеспечить неплохую чувствительность мидбаса при не столь уж лёгкой подвижной системе и в условиях неизбежных потерь площади диффузора, вызванных фазовыравнивающей вставкой на месте центрального колпака. По данным фирмы (за что купил), среднестатистическая частота резонанса воздуха в двери приходится на область около 70 Гц. И, чтобы избежать двойного резонанса и тем самым улучшить структуру баса, решено было снизить частоту резонанса мидбаса на воздухе до 45 Гц. Для этого существует два пути. Можно утяжелить подвижную систему, заплатив за это чувствительностью. Можно наращивать гибкость подвеса, но тогда мидбас приобретёт повадки аудиофильского широкополосника: при росте подводимой мощности происходит резкое ограничение хода катушки (хорошо ещё подвесом, а не фланцем магнитной системы), являющееся как минимум источником неприятных звуковых эффектов. Инженеры Pioneer Tohoku пошли необычным путём и ввели в конструкцию мидбаса центрирующую шайбу, составленную как бы из двух частей. Внутренняя, мягкая часть обеспечивает высокую гибкость подвеса при небольших отклонениях. В тот момент, когда возможности её оказываются исчерпанными, жёсткое ограничение не происходит, в дело вступает внешняя, более жёсткая часть шайбы. Я видел график, иллюстрирующий то, как сопрягаются упругие характеристики двух частей шайбы, вроде всё продумано.
Обратили внимание, рассуждая о гибкости подвеса, я тут же переходил к устройству центрирующей шайбы, ни словом не обмолвившись о подвесе внешнем? Потому что одним словом о нём не расскажешь. Материал подвеса необычный, в нашей отрасли он точно не встречался. По-японски его название звучало наподобие «кожа как бархат», что, понятно, поставило переводчика в тупик. В результате перекрёстного допроса мы решили, что это нубук, и, как оказалось, не ошиблись. Естественно, вклад этого материала в упругость минимален, он главным образом лишь направляет смещение диффузора в нужную сторону. Материал диффузора непрост: снизу стеклоткань, сверху ткань из волокон арамида, между ними ещё один приоритетный материал — вспененный полипропилен. Центрального колпачка, как уже говорилось (да вы и сами видите), нет, внутрь звуковой катушки помещено фазовыравнивающее тело в форме усечённого конуса. А поскольку этот конус имеет солидный диаметр (50 мм), его влияние на характеристики направленности должно быть заметным. Контактные зажимы винтового типа рассчитаны на использование обычной отвёртки (крестовой или плоской). Кстати, зажимы уверенно фиксируют даже относительно тонкий провод.
У твитера шёлковый купол диаметром 30 мм, а внутри металлического корпуса две воздушные камеры, соединённые каналом. На низких (для твитера) частотах камера работает как одно целое, обеспечивается низкая резонансная частота, соответственно, частотный диапазон продлевается вниз. Ещё важнее то, что на этих частотах снижаются нелинейности. С ростом частоты начинает работать лишь ближайшая к куполу часть камеры, повышается добротность излучателя, что позволяет подкорректировать форму АЧХ на среднем верхе. Корпус пищалки являет собой «чашку» для заглублённого монтажа. В комплекте предусмотрена и подставка для установки пищалки на поверхность с углом разворота оси 20/50 градусов. Пока всё обычно, но в комплекте предусмотрена и пара необычных аксессуаров. Это накладки в виде короткого скошенного рупора. К сожалению, инструкция не даёт никаких рекомендаций, когда (и для чего) их следует использовать. Мы попробуем восполнить пробел, а пока ограничимся общими соображениями — скошенный рупор позволяет сместить ось излучения и, вероятно, изменить форму АЧХ вблизи частоты раздела. Лично мне не очень понравились проводные «хвосты» пищалок — как кажется, провода можно было подобрать помягче.
Кроссовер, пожалуй, единственный из компонентов системы, который выполнен в традициях отрасли, если не считать необычно качественных контактных зажимов под зачищенный кабель. Две «воздушные» катушки (одна из них весьма солидная), два конденсатора (один из которых полипропиленовый) и два резистора аттенюатора. И ещё защитный полимерный предохранитель (PTC) в цепи твитера. Выбор уровня ВЧ осуществляется с помощью двух дополнительных зажимов: +3/0/-3 дБ. На этом визуальное знакомство заканчиваем, лучше, знаете ли, один раз услышать…
Конечно, в верхнем положении аттенюатора медные инструменты в соло на ударных недвусмысленно перетягивают одеяло на себя. Попутно отмечаем бодрую окраску тарелок, лишённую (или почти лишённую) жёсткости. Переносим провода на среднюю позицию аттенюатора. Верха всё ещё в избытке, но это привычный в нашей отрасли избыток, без злоупотреблений. Хай-хэт чуть бестелесный, как бы уменьшенный в масштабе (но не тихий). Динамика барабанов передаётся уверенно, удары одновременно размашистые и строгие. Оркестровая музыка точно разложена по планам, струнные динамичны и драматичны. Рояль собранный, энергичный и при этом аккуратный, хотя высокочастотные призвуки порой всё же заметны. Атака контрабаса надёжная и недвусмысленная, рельеф бас-гитары чёткий, мидбасам такое удаётся редко. Ну а что глубины баса недостаёт, так на то и придуманы сабвуферы у одних и передаточная функция салона — у других (одна такая система есть в этом номере). Флейты проникновенны и узнаваемы, разве что мягкости им слегка не хватает, как и женским голосам. Саксофон подробный, со всеми положенными атрибутами, включая постукивание клапанов. Вообще, подробность звучания — главная отличительная особенность PRS II. И ещё, наверное, динамика.
Чтобы проверить последнее утверждение, привлекли специальный материал. Диск называется так: «Iag Bari. Fanfare Ciocarlia» (Piranha Musik Berlin, 2001). Там собрано изрядное количество духовых, включая тубу, валторны, саксофон, флейты и кучу труб. Всё это играет то вместе, то по очереди, короткими «дышками» в цыганско-румынской манере. Признаюсь, такую подачу этого материала мне слышать не доводилось — кажется, по духу мидбасы PRS II идеально совпали с такой музыкой. Сколько бы «дудок» ни дули одновременно, каждая из них передаётся отдельно благодаря незаурядным динамическим возможностям мидбасов.
- Максимальная музыкальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 200/50
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 88 — 20000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,601
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,953
- Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц 51,4; Vas, л 14,0; Qts 0,436
Расчётное значение силового фактора 5,02 Тл м, это немало и, кстати, на 2% выше, чем заявлено. Масса подвижной системы 13,0 г — пожалуй, типичное значение для «шестёрок». Чувствительность мидбаса 88 дБ/Вт, тут сказалась относительно малая площадь излучающей поверхности диффузора. Нелинейные искажения низкие во всём диапазоне, иного мы в свете всего сказанного выше и не ждали. На 80 Гц (и ниже), когда начинает работать внешняя часть центрирующей шайбы, нелинейности растут, но и здесь они остаются на очень хорошем уровне.
Эквивалентный объём оказался заметно меньше, нежели заявлено (23,7 л), хотя и не факт, что мидбасы от этого проиграли. В объёме типичной двери полная добротность составит 0,505, при такой добротности спад АЧХ начинается рано, нижняя частотная граница 95 Гц, для «шестёрки» это далеко не фантастика. В условиях салона та же низкая добротность играет нам на руку: АЧХ плавно снижается до уровня -2,7 дБ (82 Гц) и уходит в инфразвуковую область. Баттервортовская добротность достигается в ЗЯ 7,6 л, нижняя частотная граница при этом 87/73 Гц. Объём минимального ЗЯ (по частотной границе 100 Гц) 2,7 л, фактически головка может работать в компактном ящике, включая кикпанели.
Для начала смотрим на импедансные характеристики компонентов системы. Обратите внимание, характеристика мидбаса идёт почти горизонтально, достигая на 20 кГц отметки 9 Ом. То есть у мидбаса исключительно низкая индуктивность, что обычно упоминают в контексте корректной работы пассивных фильтров. Но дело не только в этом — исключительно быстрые реакции мидбаса связаны, в том числе, и с этой его особенностью. У двухкамерного твитера два сильно демпфированных резонанса, нижний приходится на 950 Гц. Индуктивность ещё ниже — 0,02 мГн по спецификации, тогда как типичный показатель для твитера 0,1 мГн. Здесь же мы видим набор АЧХ (для трёх значений углов излучения) головок, включённых напрямую, без фильтров. У мидбаса направленные свойства почти не проявляются ниже 3 кГц. Из формы АЧХ можно сделать вывод, что фильтровать его надо ниже 2 кГц, чтобы «придавить» пик на частоте 1,9 кГц. АЧХ пищалки непростая, я бы сказал, что выше 4 кГц её неплохо было подкорректировать.
Теперь смотрим, какое решение предложено специалистами Pioneer. Частота среза фильтра НЧ 1,65 кГц. Добротность характеристики фильтра ВЧ сильно возрастает при включении аттенюатора, частота среза снижается от 3,0 до 2,35 и 1,8 кГц. А вот крутизна спада (благодаря минимальной реактивности) практически как у активных фильтров, 12 дБ/окт.
На следующем рисунке мы видим АЧХ каждого из компонентов, включённых через фильтр. Частота среза мидбаса 2,1 кГц, у твитера (в верхнем положении аттенюатора) — 3,8 кГц. Похоже, что провала по стыку не избежать. Здесь же представлена суммарная импедансная характеристика системы. Минимум импеданса 3,8 Ом, усилитель акустика напрягать не будет.
Набор частотных характеристик системы мы условно разнесли по уровню. На верхней группе кривых представлен набор АЧХ системы под разными углами к оси. Нижняя группа кривых иллюстрирует работу аттенюатора. Осевая частотная характеристика ложится в допуск ±3 дБ, когда аттенюатор установлен в среднее положение (0 дБ). Обратите внимание, провал на частоте 2,5 кГц становится меньше с ростом аттенюации, поскольку сдвигается вниз частота среза фильтра ВЧ. А при значении угла 50 градусов АЧХ вновь приобретает аудиофильскую форму с отклонением ±2,5 дБ, только на этот раз — в верхнем положении аттенюатора. То есть, если угол большой, вы ставите аттенюатор на +3, если вам удалось направить пищалки по оси, ставите на -3. Со всеми промежуточными вариантами.
А что же даёт рупорная насадка? Ответы на этот вопрос мы тоже разнесли по двум группам кривых. Верхней группе соответствуют частотные характеристики системы при развороте её в сторону «длинной» стороны рупора. Внизу — то же, но при развороте микрофона в сторону короткой стороны. Во втором случае, как видим, появилась излишняя волнистость АЧХ около 5 кГц. Это издержки короткого рупора, тут ничего не поделать. Одновременно исчез провал в области раздела полос, поскольку АЧХ твитера в этой области приподнялась. И конечно, направленность излучения в направлении «длинной» стороны рупора несколько шире, как всегда, выступающая часть как бы «затягивает» ось излучения на себя. Полагаю, что рупор можно использовать, когда надо избавиться от нежелательных отражений излучения твитера.
Бесплатный совет:
1. Положение аттенюатора однозначно связано с углом установки.
2. Не забудьте о варианте с рупорными насадками.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Компонентная акустика 17 см
- КТО
- Pioneer TS-C172PRS
- ПОЧЕМ
- 35000 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Редкие АЧХ и характеристики направленности
- Удобный монтаж в дверь
- Повышенный резерв по перегрузке
- Низкие нелинейные искажения
- Может работать в кикпанелях
- ЭТО — МИНУС
- К проводам пищалки, что ли, прицепиться?
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Объяснимый повод для гордости
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 8
- Звук 9
- Итог 43