измерения: Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Дополнить двухполосную акустику среднечастотником, превратив её в трёхполосную — наиболее естественный путь улучшения звучания. Вот только как обеспечить желаемый результат?
Audison AV Voce 3.0 | Ciare CM 087 | Be Focal 3W2 | Hertz HL 70 | TEC SQ 3
Установить двухполосную акустику в современный автомобиль несложно: большинство машин рассчитаны на монтаж одного громкоговорителя в дверь, обычно — 16,5-сантиметрового мидбаса, и твитера в стойку или на приборную панель. Эта относительная простота и невысокая стоимость установки делает двухполосные системы наиболее популярными. Более того, используя современные цифровые звуковые процессоры с автоматической настройкой, можно (как часто кажется) за считанные минуты настроить фронтальную акустику так, что она будет звучать несравнимо лучше, чем штатное так называемое Hi-Fi-оборудование. Однако в установке акустики много переменных, и не всегда двухполосная система гарантирует оптимальное решение, когда дело касается качества звучания.
Желание добиться более качественного звука часто приводит к идее установки третьей полосы. Главное преимущество трёхполосной акустики — использование специализированного динамика, оптимизированного для воспроизведения средних частот. Именно благодаря этому достигается улучшение звучания по сравнению с двухполосной системой, кроме того, надо учитывать, что в двухполосной излучатели неизбежно удалены друг от друга в пространстве, чего, применительно к СЧ и ВЧ-излучателям, легко избежать в трёхполосной системе.
В то же время включение в систему третьей, среднечастотной полосы неизбежно ведёт к усложнению конструкции фронтальной акустики и всей аудиосистемы в целом, немного автомобилей позволяют установить такую акустику без серьёзных переделок. Этот процесс включает определение подходящего места для установки СЧ-головки (обычно вблизи пищалки), разработку конструкции посадочного места, выбор требуемых характеристик и стоимостных ограничений. Практика показывает, что при правильном выборе компонентов трёхполосную акустику можно установить в самых тесных (а порой и почти отсутствующих) свободных пространствах.
Имея это в виду, мы отобрали несколько среднечастотных головок — диффузорных и купольных, позволяющих осуществить такую трансформацию.
Для первой очереди наших опытов мы сконцентрировались на компактных диффузорных головках типоразмера 3 дюйма (87 мм) наиболее известных производителей: Audison, Ciara, Focal, Hertz и TEC. Эти компоненты благодаря малым габаритам в наибольшей степени облегчают установку.
В следующих номерах мы планируем продолжить тест, включив в него более требовательные к условиям инсталляции 100-миллиметровые диффузорники (в частности, HSS, Technology и Ciara), а потом — купольные среднечастотники с наиболее распространённым диаметром диафрагмы 50 мм.
Условия теста максимально точно воспроизводили процесс перехода от двухполосного фронта к трёхполосному. Отправной точкой была установленная у меня в машине двухполосная система с пассивным кроссовером, в которую я монтировал по очереди разные среднечастотники. Подиум для СЧ-головок был изготовлен заранее.
До начала теста система была стандартной: двухполосный фронт и сабвуфер работали от четырёхканального усилителя (два канала на фронт, два — на сабвуфер). Сначала система была беспроцессорной, позже, для большей гибкости в настройках, я добавил отдельный усилитель на сабвуфер, а все четыре канала были отданы фронту. В качестве сабвуферного усилителя в системе использован Precision Power PC 2150, фронтальный усилитель — Pioneer PRS-A900, выбранный за исключительное качество звучания.
Так были воспроизведены условия перерастания двухполосной системы в трёхполосную. В роли НЧ-головки выступили высокочувствительные мидбасы LIVE! MB167SQ, пищалок — Focal Utopia TBe. Источник сигнала в системе — Car PC с двухканальной звуковой картой, кроссовер использован внешний (Sinfoni Phaser Pro), поскольку у PRS-A900 встроенных фильтров нет. Два канала усилителя нагружены на MB167SQ, два других — на тестируемые среднечастотники и пищалки Focal, включённые через отдельные пассивные фильтры. Один из них настроен на 3000 Гц при крутизне 12 дБ/окт., второй позволяет выбирать крутизну до третьего порядка как для ФНЧ, так и для ФВЧ. Car PC программно реализует только задержку в левом канале, эквалайзер не используется. Некоторые могут спросить: почему, имея такую возможность, я не задействовал многоканальный аудиовыход для полностью поканального усиления? Отвечу: в моих планах — переделка системы на формат Deep Stereo, для которого требуются только три выходных канала. Но об этом я расскажу в своё время.
Выводы
Не ждите выстраивания участников по порядку их заслуг по итогам теста. Каждый показал индивидуальные особенности и, главное, свой звуковой почерк. В принципе, наилучшим образом себя проявил Focal, что не умаляет достоинств Hertz и Audison, в наибольшей степени касающихся динамики. А TEC и Ciare выделяются расширенным вверх рабочим диапазоном, что оказывает влияние на звук, даже когда используются фильтры с повышенной крутизной (18 дБ/окт.)
Ещё более интересен характер звучания каждого из протестированных компонентов, проявившийся при прослушивании. Общее заключение таково: для оптимальной работы среднечастотника следует быть осмотрительным при выборе частоты среза ФВЧ полосового фильтра. Обычно эта частота выбирается как удвоенная резонансная. Однако для маленьких динамиков, подобных тем, что участвовали в этом тесте, даже такое значение нередко оказывается слишком низким, что приводит к перегрузке излучателей и росту искажений. Поэтому более разумно выбирать значение частоты среза ФВЧ в районе 400 Гц, выше этой частоты уровень искажений неизменно оказывается существенно ниже.
Выбор частоты среза звена ФНЧ (в нашем тесте — 3 кГц) обычно обусловлен требованиями со стороны твитера, при условии, что уровень звукового давления и дисперсия излучения среднечастотника на этой частоте остаются приемлемыми.
У всех участников, за исключением TEC SQ 3, значение полной добротности оказалось достаточно высоким, а эквивалентного объёма — низким, что позволяет им работать в предельно малых объёмах, таких, какие обычно только и удаётся выделить в типичных условиях инсталляции. Это не означает, впрочем, что для замены одного среднечастотника другим нужно лишь поменять головки. Даже в пределах этого теста подстройка системы под другой СЧ-излучатель требовала немалого времени и терпения.
Моя же работа на этом не заканчивается. В следующих номерах «ACS» продолжится испытание «голосовых» динамиков, к этому этапу теста уже готовы три 10-сантиметровые головки, известные своими звуковыми достоинствами.
P.S.: Чтобы избежать ненужных спекуляций относительно того, что было установлено в моей Honda Jazz до начала теста, сообщаю: «большой» купольник. Может быть, он туда вернётся. А может быть — нет.