измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Страница на четверых
При первом знакомстве этот усилитель на человека, привыкшего мыслить категориями класса AB, особого впечатления не производит.
Всякое знакомство требует продолжения, и тут выясняется: есть что обсудить. Много ли попадалось нам/вам четырёхканальных усилителей, которые с лёгкостью можно прикрыть страницей журнала, который сейчас находится перед вами (если читаете в онлайне или в PDF, выдерните лист бумаги из ближайшего принтера, метрологически это то же самое). Двухканальные — те, да, попадались, а усилители «квадро» — пока не очень. Вот и представляется, что сколько-нибудь достойных мощностей под «капотом» таких размеров просто не поместится. А если я сейчас скажу, что изготовитель рекомендует к этому усилителю внешний предохранитель номиналом 100 А, что вы ответите? Если то, что аппарат, наверное, импульсный — попадёте в точку. Усилители серии IX относятся к широкополосному D-классу, отсюда и наш повышенный интерес к одному из них. Как выяснилось позже, интерес оказался вполне оправдан. Однако о тех многочисленных инновациях, которые легли в основу конструкции IX, нам остаётся только догадываться. Изготовитель всё больше напирает на минимальные размеры усилителя и на то, что конструкция корпуса позволяет с удобством монтировать несколько штук «в стопку». И ещё на то, что пользователь имеет возможность заказать расписное виниловое покрытие для корпуса (да, модный в этом сезоне цвет «фуксия» тоже есть, не волнуйтесь). Возможно, авторы разработки просто не видят нужды всем и каждому болтать о том, как там и что устроено. Идеи, сами знаете, носятся в воздухе, а кое-где их из воздуха вылавливают — и в дело. На сегодняшний день в серию входит лишь один широкополосный усилитель (плюс два басовых моноблока), однако, судя по потенциалу IX500.4, расширение серии не заставит себя долго ждать. Впрочем, тут я начинаю бежать впереди производителя, вернёмся к «здесь и сейчас».
Компоновка усилителя не совсем обычная. Под интерфейс и регулировки у нас, как правило, занимают торцевые стенки, а здесь на одной длинной стенке расположился весь интерфейс с парой сопутствующих переключателей, на другой — органы настройки. Это, впрочем, объяснимо: на коротких стенках корпуса не разгуляешься. Силовые зажимы готовы принять кабель до 8,5 мм в диаметре, и это серьёзно. Выходные зажимы работают с кабелем до 5,5 мм в диаметре. Со всеми зажимами управляется один шестигранный ключ. Мелочь, скажете? Да, конечно, но наплясавшись с разнокалиберными ключами, эту мелочь начинаешь ценить.
Аппарат может работать не только с четырьмя, но и с двумя входами (используются входы Amp1). Это, впрочем, стандартная опция любого четырёхканальника. А вот присутствие линейных выходов — это уже дополнение к стандарту. Выходы буферизованные, на них отводится сигнал от входов Amp1. Кстати, названия Amp1 и Amp2 авторами разработки выбраны грамотно. В любом случае это более соответствует назначению, нежели патриархальное Front и Rear. Архитектура усилителя не совсем дотягивает до определения «двойное стерео», но показатель «полтора» уже преодолён. Это означает: силовой высокочастотный трансформатор один (на фотографии со снятой нижней крышкой это можно разглядеть), но фильтры питания, а значит, и выпрямительные мосты у каждой пары каналов, отдельные. Естественно, присутствует в единичном экземпляре плата управления блоком питания, а также плата генератора ШИМ-последовательности. Обратите внимание на мощные фильтрующие катушки (в ферритовых «горшках») выходных LC-фильтров. Глядя на четыре небольшие платки усилителей (они установлены «торчком»), начинаешь верить, что ШИМ-аппараты и при сравнительно невысокой выходной мощности становятся конкурентоспособны.
Усилитель может работать и с сигналом высокого уровня, в этом случае сигнал подаётся на те же входы RCA (есть переключатель чувствительности). Кроме обычного способа (по входу Rem), умеет включаться либо по появлению постоянной составляющей на входе (при подключении к усилителям «головы»), либо по присутствию звукового сигнала — только для этого чувствительность должна быть установлена правильно. Басовым регулятором снабжён каждый «стереоусилитель», он призван обеспечить максимальный подъём 18 дБ на частоте 40 Гц. Фильтры по спецификации перестраиваются в диапазоне от 50 до 200 Гц.
Пока специально обученные люди включают аппарат в схему для прослушивания, перечисляю, что в неё входит. Источник — CD-проигрыватель Bryston BCD-1. В качестве предусилителя с регулятором громкости используем соответствующую часть интегрального усилителя Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители снова те же — Monitor Reference Gold 20. Список выбранных дисков не слишком длинный, поскольку изначально мы не ожидали многого от ШИМ-усилителя.
1. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
2. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
3. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
4. «Silence Technology Test Disc. Audio div.». Matsushita, 1990.
С первого же трека на диске [1] мы поняли, что скепсис был не очень оправданным. Даже совсем. Глубина звуковой сцены передаётся надёжно и аккуратно, чего за усилителями этого типа чаще всего не водилось. Ну и тембр голоса и ударной меди вполне приемлемый, что тоже немало. Фронту сцены динамики несколько недостаёт, Адриано непривычно осторожничает. Переходим к десятому треку. Акустическая гитара вполне узнаваема, хотя удару по струнам напора не хватает. Но когда музыкальный материал не перегружен динамическими контрастами, как, например, в четвёртом треке диска [2], с выгодной стороны проявляется очень уверенный контроль панорамы. Чтобы подтвердить или опровергнуть сказанное, переходим к легендарной (пусть и поднадоевшей) композиции «Money» ([3], трек 6). Звук сыплющихся монеток не очень убедителен, это не английские пенсы, а пфениги тогдашней ГДР. Зато удары барабанов не дают ни малейшего повода усомниться в профессионализме Ника Мэйсона. Интересно, что, когда бас-гитара вступает во всю мощь, монетки как будто становятся звонче. На самом деле динамика их не меняется, но у обычных усилителей она сжимается, а мозги (сотни раз обрабатывавшие звук стандартной тестовой композиции) привыкли корректировать этот эффект. Звук застёгиваемой молнии ([4], трек 10) узнаваем, но немного завуалирован, как будто молнию дёргают за занавеской примерочной. Удар церковного колокола (там же, трек 12) не вызывает страха перед Судным днём, однако затухающие звуковые фантомы повисают между колонками самым видимым образом. Можно подойти и схватить рукой. Или попытаться.
Если коротко, вывод будет такой: теперь, наверное, уже скоро можно будет относиться к импульсным усилителям со всей строгостью аудиофильских требований. По крайней мере, IX500.4 продвинулся в этом направлении весьма заметно.
- Максимальная мощность, (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 72,8/136,7
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,033
- Входная чувствительность, В 0,16 — 5,7
- Отношение сигнал/шум, дБА 117
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 68/80
- Диапазон частот (+0,4/-1дБ), Гц 16 — 27600
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 3,3
- Ток холостого хода, А 1,6
- Габариты, мм 288 х 189 х 54
- Габариты журнала (для справки), мм 297 х 210 х 5
На нагрузке 4 Ом мощность усилителя не запредельная (чего мы по привычке ожидаем от класса D), но достойная, даже, на мой взгляд, оптимальная для работы с фронтом. При переходе на 2 Ом мощность возрастает на 88% — похожие возможности обычно демонстрируют усилители эспиэльного разбора. Впрочем, так и должно быть — эмиттерных транзисторов (как в классе AB) здесь нет, напряжение с ростом нагрузки падает только на трансформаторе. А поскольку усилитель четырёхканальный, то у трансформатора по определению запас должен быть солидным.
Тут мы приводим осциллограмму помех на выходе усилителя: масштаб по оси X — 1 мкс, по оси Y — 200 мВ на клетку. По амплитуде вроде бы немало, но — обратите внимание — основная частота — 400 кГц, есть основания полагать, что именно такова частота ШИМ-последовательности (а иначе откуда она тут?). Выбором столь высокого значения тактовой частоты можно объяснить и не самую низкую цену этого усилителя, и небывало малые нелинейные искажения, и исключительно высокое отношение сигнал/шум. Причём и то, и другое — не по либеральным меркам D-класса, а вообще, невзирая на принцип усиления. Высокое переходное затухание лишь в малой степени можно «списать» на высокую несущую частоту, в основном это заслуга правильной компоновки электроники. (Насколько физически удалены усилители из разных «стереопар», мы видели на фото.) Ширина полосы поверху по «общеусилительным» меркам, конечно, не слишком впечатляет (что и дало нам формальный повод снять один балл в позиции «Технические характеристики»), но авторы разработки тут тоже нашли своё решение. Если вы сейчас посмотрите на графики АЧХ, то заметите наличие небольшой коррекции на верхах, так что 15 кГц воспроизводятся с уровнем +0,4 дБ, а частоте 20 кГц соответствует уровень 0 дБ. Субъективный результат — несколько непривычный характер звона монеток, зато практически устранена характерная для аппаратов D-класса жёсткость ударной меди.
Форма осциллограммы меандра 20 кГц близка к синусу, так сказывается обрезка полосы пропускания фильтром 2-го порядка. Естественно, скорость нарастания выходного сигнала просто не могла оказаться высокой. На нагрузку ёмкостного характера усилитель реагирует ожидаемым образом: ток потребления возрастает на 3% (для такого усилителя подключение ёмкостной нагрузки означает всего лишь увеличение ёмкости в выходном LC фильтре на 0,33 мкФ), поэтому неудивительно, что в сигнале ничего не меняется. Спад «полки» меандра 20 Гц довольно значителен, полоса понизу тут далеко не самая широкая.
Басовый регулятор даёт максимальный подъём 16,9 дБ на частоте, точно соответствующей заявке. (По поводу «недостачи» 1,1 дБ вряд ли кто-то будет расстраиваться.) Фильтр НЧ перестраивается в диапазоне от 56 до 193 Гц, форма АЧХ, а значит, и крутизна спада, стабильная — около 11,5 дБ/окт. Диапазон перестройки фильтра ВЧ от 51,2 до 198 Гц. Крутизна 11,7 дБ/окт. Очень похоже, что фильтр ВЧ построен как вычитающий из фильтра НЧ, так что их частотные характеристики являют собой зеркальное отражение друг друга. А то, что диапазоны перестройки и крутизна немного различаются, связано с тем, что АЧХ самого усилителя не идеально ровная в басовой области.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель
- КТО
- Kicker IX500.4
- ПОЧЕМ
- 17490 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Низкие искажения и шумы
- Исключительная компактность
- Линейные выходы
- Аккуратно выполненные фильтры
- ЭТО — МИНУС
- Узковат частотный диапазон
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Веха в развитии усилителей класса D
- РЕЙТИНГ
- Мощность 8
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 9
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Итог 41