Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Что тяжелее — килограмм пуха или килограмм свинца?
Детская загадка
СОСРЕДОТОЧЕННАЯ МАССА
Не сомневаюсь, что правильный ответ на эту загадку вы и в детстве знали — читатели у нас люди подготовленные. Тогда чуть изменим постановку вопроса: что тяжелее — семь килограммов пятнадцатидюймового сабвуфера или те же семь кило, но представленные в виде сабвуфера калибра десять дюймов?
Lightning Audio LA-D410 | Polk Audio MM 1040 | Kicker CVR102 | Challenger MAX-Line 10WB | JBL P1022 | X-Program X-WE10 | Diablo 10 db | Hertz HX 250
Ответ на вторую загадку как будто точно такой же, как и на первую. В справедливости этого и сомнений не возникнет, пока вы не начнёте ставить головки в ящик. «Пятнашка» комфортно устраивается между ладонями и легко опускается в предназначенное для неё посадочное место. «Десятка» требует чувствительного напряжения пальцев и в процессе установки демонстрирует настойчивое стремление эти пальцы прищемить. Потому что в первом случае масса распределена по большой площади, а в случае с «десяткой» её можно считать сосредоточенной. И вообще даже десять-одиннадцать килограммов массы для «пятнашки» — явление заурядное, соответственно, ваш организм уже готов к этому. Тогда как для «десятки» те же килограммы — почти эксклюзив. Впрочем, среди современных и к тому же не самых дешёвых сабвуферов такие весовые кондиции не редкость, трое из восьми участников нынешнего теста оказались хорошо за полпуда. Да и большинство оставшихся легковесными никак назвать нельзя.
Тяжёлые сабы интуитивно внушают уважение, и тут мы имеем тот случай, когда интуиция нас не подводит. Известно же, что масса сабвуфера на 95% складывается из массы магнитной системы и корпуса, то, что, собственно, издаёт звук, составляет оставшиеся 5%. (Для широкополосных головок перевес первых двух составляющих ещё внушительнее.) Масса корпуса по большей части пропорциональна массе магнита: несмотря на невиданный расцвет методов дезориентации покупателя, утяжелять головку за счёт корпуса пока ещё не начали. Может, потому, что металл тоже денег стоит. Тяжёлый магнит означает повышенную чувствительность головки либо её увеличенный резерв подводимой мощности (оба фактора влияют на рост максимального звукового давления) или способность динамика работать в компактном акустическом оформлении.
В наше время производители особенно много внимания уделяют третьему фактору, рискну даже сказать — чересчур много. Так, более половины сегодняшних одноклассников хорошо (то есть с незначительной неравномерностью АЧХ) работают в ЗЯ объёмом от 8 до 12 л. Ну-ка попробуйте сделать ящик простой формы такого объёма, чтобы в нём поместилась «десятка» непростых размеров… Кто-то, конечно, изготовит ящик в форме конуса или пирамиды, но во многих случаях возможности таких головок по компактности оформления останутся невостребованными. А ведь за них плачено чувствительностью, то есть мощностью усилителя, и в конечном итоге — энергопотреблением всей системы. В свете изложенного, думаю, понятно, отчего оценки за чувствительность сегодняшних участников колеблются от 7 до 8 баллов, выше не поднимаясь.
Обратите внимание — я тут не выхожу за рамки чисто технических характеристик. А можно ещё припомнить неоднократно встречавшиеся (и, по-видимому, небеспочвенные) высказывания о том, что акустика с низкой чувствительностью звучит скучно. И хотя применительно к сабвуферам жёсткость субъективных критериев заведомо ниже, всё же чувствительность 83 — 84 дБ для головки (если это не эспиэльное чудище) вызывает насторожённость. У меня, по крайней мере.
И ещё из личного. Меня всегда интересовало: можно ли ожидать, что разработчики «продвинутых» сабвуферных головок уделяют внимание снижению нелинейностей? Определённо да. Во всяком случае, половина одноклассников получила повышенную оценку по показателю осреднённого КНИ. В первой части теста, если помните, «девятку» по этой позиции получил лишь один из тестируемых. Правда, «семибалльные» искажения в тесте прошлого номера были лишь у одного участника, тогда как сегодня в отстающих оказались трое. О чём это говорит? О том, что в продуктах из ЮВА никогда нельзя быть уверенным на 100%, независимо от их цены. Кстати, исходя из формы осциллограммы, можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев источником повышенных нелинейностей является подвес. (Здесь, говоря «подвес», я имею в виду также и центрирующую шайбу.) Не знаю, отчего так происходит, но тут, наверное, проявляется общая закономерность: механические узлы и детали в современном производстве получаются куда хуже, нежели электронные.
Эту же закономерность можно привлечь и для объяснения того факта, что измеренные параметры Тиля — Смолла далеко не всегда находятся в близком соответствии с теми, что заявлены производителем. А связь тут такая. Отклонения в массе подвижной системы (бывает редко) или гибкости подвеса (а вот это — запросто) влияют на частоту резонанса Fs и электрическую добротность Qes (которая в основном и определяет полную добротность Qts) в степени 1/2. Зато уход от номинала силового фактора Bl (как правило, в меньшую сторону, то есть при неполном «промагничивании» магнита) ведёт к пропорциональному отклонению (обычно — росту) Qes. Вот это три основных фактора, которые влияют на разброс параметров Т — С.
По традиции (надеюсь, что доброй) в последнем тесте сабвуферных головок за каждый год мы публикуем накопленную статистику по некоторым показателям сабвуферов, чтобы иметь наглядную иллюстрацию того, как они изменяются в зависимости от калибра динамиков. Как обычно, в скобках приводятся данные годичной давности, чтобы легче было проследить тенденции изменения показателей во времени.
На первый взгляд всё просто: больше калибр головки — выше её чувствительность, ниже нелинейные искажения и больше эквивалентный объём. А от времени тенденции ровно обратные: у более новых головок ниже чувствительность, выше искажения и меньше эквивалентный объём. То есть головки по своим показателям (не по физическому размеру) становятся как бы «меньше». Мельчают, словом. Несколько особняком стоят «пятнашки». Если шаг прироста чувствительности у предыдущих калибров около 0,6 дБ, то среднестатистическая «пятнашка» выигрывает у «двенашки» вдвое больше. Эквивалентный объём у новых головок калибра 15 дюймов оказался даже больше, так что осрёднённый Vas за последний год не уменьшился, а немного вырос. Тем не менее в действии осталось общее правило: с переходом на очередной стандартный калибр сабвуфера эквивалентный объём возрастает, грубо — вдвое. Нелинейные искажения у современных «пятнашек» оказались даже несколько ниже, так что наблюдается снижение осреднённого показателя. Объяснением этого может послужить объём выборки: если по динамикам 10 и 12 дюймов объём статистики давно перевалил за сотню (на сегодня это 157 и 138 штук), то по головкам 15 дюймов — куда скромнее (58 единиц), так что вероятность случайного разброса более значительная.
Прежде чем перейти к традиционному пункту программы — занудному перечислению умолчаний, хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности поведения нынешних «десяток». Если помните, в предисловии к тесту прошлого номера было сказано, что сегодняшние сабвуферы калибра 10 дюймов малопригодны для работы в акустическом экране. Сегодня я могу лишний раз подтвердить сказанное. Эта группа имеет такую же численность, как и тогда, и здесь тоже лишь один участник оказался готовым к работе в FA (правда, готовым по-настоящему, с неравномерностью АЧХ 3,2 дБ). Но каждый второй из них способен обеспечить в ЗЯ аудиофильскую АЧХ с неравномерностью менее 1 дБ. И одновременно большинство очень выигрышно «смотрится» в ящике с ФИ. То есть зачётная полоса 4/3 октавы приходится на диапазон от 25 до 63 Гц или чуть ниже, тогда как, напомню, сабы большего калибра норовят «скатиться» в инфразвук, одновременно создавая большую неравномерность АЧХ на среднем басе и тем самым вызывая необходимость выбора низкой частоты настройки фильтра НЧ. Ну, ежели вы меня заподозрили в симпатиях к сабвуферам малых калибров, то не ошиблись.
Как я ни оттягивал этот момент, придётся всё же перечислить особенности головок, которые в описании конструкции будут приниматься по умолчанию. Корзина штампованная. Присутствие внутренней кольцевой проточки в нижней шайбе магнитной системы сомнений не вызывает. Центрирующая шайба плоская и с регулярной формой сечения гофров. Материал подвеса — резина, если не сказано иного. Высота ферритовых колец магнитов нынче бывает самая разнообразная, так что здесь тоже обойдёмся без умолчаний. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма. Контактные зажимы пружинного типа. Способ прокладки проводов к звуковой катушке почти везде третий (по нашей классификации), а как именно они закреплены на центрирующей шайбе — об этом будет сказано.
Калибр сабвуфера, дюймов | 8 | 10 | 12 | 15 |
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 85,18 (85,21) | 85,75 (85,84) | 87,31(87,48) | 88,56 (88,68) |
Средний КНИ, (96 дБ, 50 — 125 Гц), % | 2,764 (2,745) | 2,319 (2,311) | 2,008 (1,996) | 2,267 (2,320) |
Средний эквивалентный объём Vas, л | 16,40 (16,87) | 34,05 (34,68) | 82,04 (84,42) | 163,3 (161,3) |
МЁД & ДЁГОТЬ
Сабвуферы-«десятки» повышенного класса становятся непростым материалом для подведения итогов теста. По той же причине, почему они хороши в практической жизни. Отстоя среди них нет принципиально (даже среди тех, что не будут увенчаны наградами), а лидирующая группа оказывается многочисленной и сплочённой. В ней состоят в общей сложности четверо из восьми, ничего себе, да? На шаг впереди других оказался JBL. Даже самая слабая его позиция, чувствительность, выше чем у нескольких соперников по тесту, что уж говорить о других. Так что быть JBL «Лидером».
Оставшихся троих зовут (в порядке выхода на сцену) Polk Audio, X-Program и Hertz. Сочетание достоинств у них построено по-разному, но с одинаково величественным итогом. Справедливо поэтому будет дать всем троим звание «Фаворита», а окончательный выбор поручить вам, поставив его в зависимость от вашей же, персональной, системы приоритетов.