Товарищи! Капиталисты всего мира стоят на краю пропасти…
И смотрят — как мы там…Анекдот глубоко советских времён
У САМОГО КРАЯ
Есть подозрение, что с тех пор капиталисты своим привычкам не изменили. И вовсе не потому, что место Советского Союза заняла наша могучая держава. Или же — не только потому.
Teac TE-S620 | Kenwood KFC-E1730 | Lightning Audio LA-1654 | Revolt SX62 | Kicx ALN165 | Phonocar 2/626 | X-Program X-CB26 | Lanzar OPTI62 | PHD Trax 6C | Polk Audio DB651 | Phoenix Gold Ti65CX | MB Quart ONX116 | Cadence CVLS65C
Почему ещё? Дойдём и до этого, а пока давайте всё же освежим в памяти основные принципы устройства коаксиалов, их плюсы и минусы.
Что касается принципа устройства, то, как уже было писано не раз и не два, он прост и, если между нами, гениален. Чтобы понять, в чём там гениальность, надо опуститься ещё на ступеньку ниже (тут мы говорим лишь о принципах устройства, а не о качестве). Берём широкополосную акустику и вспоминаем, какие у неё плюсы и минусы.
Плюсов численно немного, но они изрядны. Первое (неглавное) — простота подключения, означающая полное отсутствие простора для ошибки, что здесь можно включить не так? Фильтров нет, значит, негде напороть. Коммутации нет, следовательно — см. выше. Раздельных источников звука нет, стало быть, их нельзя расположить неправильно. «Всё уже расположено до нас…» Главное же — способность к созданию исключительно стабильной сцены, когда образы источников приклеены к воображаемым точкам звукового пространства, а не реально существующим излучателям.
Теперь минусы. Невозможность воспроизведения басов при повышенном уровне звукового давления. (В понятие «повышенный уровень» каждый может вкладывать свой смысл, но в любом случае способности широкополосников в этом плане существенно ниже, нежели у специализированных головок того же размера.) Это раз. Узкая дисперсия излучения на верхах (даже если они воспроизводятся в достаточной мере), связанная с серьёзными геометрическими размерами излучателя — внутреннего конуса «двухконусного» диффузора. Это два. Потеря прозрачности звучания на верхней середине и нижнем верхе при наличии в музыкальном материале достаточно солидной басовой составляющей, что связано с эффектом Доплера. Это уже три. Обратите внимание, три эти минуса охватили почти весь звуковой диапазон, кроме, скажем, нижней середины. Выход напрашивается сам собой — разделить обязанности по воспроизведению верхней середины и верха с одной стороны и всего остального — с другой между разными головками. Тут, как говорится, особого ума не надо. Гениальность проявилась в конструктивном решении, при котором пищалка устанавливается по оси излучения мидбаса, так что одно из двух принципиальных достоинств широкополосника — стабильная звуковая сцена — остаётся почти нетронутым. Правда, лишь почти. Дело в том, что любой электродинамический излучатель работает не только как механический полосовой фильтр, но и как линия задержки — позади диффузора (и позади катушки) существует некоторая точка пространства, из которой как бы выходят звуковые волны. Как только ставим пищалку перед мидбасом, мы эти кажущиеся источники разделяем, что сказывается на стабильности образа не наилучшим образом (каламбур неумышленный, но уместный). Преодолеть это ограничение пытались многие, самый известный пример — система Dual Concentric Tannoy. Почему так не делают все? Сложно и недёшево. Посмотрите, какие расценки на Dual Concentric, и прикиньте, как бы вы себя чувствовали, если бы все коаксиалы имели подобные цены.
Второй (или даже первый) из плюсов широкополосников — простота подключения — в типичных коаксиальных системах также реализуется в полной мере. То есть для подключения не требуется внешних фильтров, но это не только плюс, но и минус. В сильно редуцированном виде фильтр там всё же присутствует — пищалку напрямую включать нельзя, так что в подавляющем большинстве коаксиалов присутствует фильтр ВЧ, состоящий из единственного конденсатора (обычно электролитического). Эффективность фильтра ВЧ первого порядка невысока (это ладно, для фильтра НЧ она ещё ниже), поэтому, стараясь уберечь пищалку от перегрузок, частоту среза выбирают повыше, как следствие, на АЧХ системы появляется «дырка». Фильтра НЧ в типичных коаксиалах нет вовсе, по крайней мере, электрического. Однако, как было уже говорено не раз, электродинамический излучатель являет собой механический полосовой фильтр, и поверху его полоса ограничена механическим фильтром второго порядка, образованным массой диффузора и его гибкостью. Вот только поддерживать нужные значения распределённой массы и гибкости обошлось бы куда дороже, нежели ввести в систему электрический LC-фильтр. И вообще, вы себе можете представить, чтобы производитель акустики с отпускной ценой 800 — 1500 стабильных российских рублей корпел над составом композиции материала и геометрией пресс-формы, дабы получить нужную характеристику? Я — нет. Так что отсутствие фильтра НЧ у коаксиала это, как было сказано, и минус тоже.
Вообще, цены в нынешнем производстве продуктов массового потребления диктуют не многое, а всё. При обработке материалов этого теста было замечено, что участники с наибольшими значениями силового фактора Bl аккуратно сгруппировались в конце и что одновременно почти все одноклассники с Bl ниже среднего попали в начало. Отсюда следует, что цены на акустику в большей мере диктуются расходами на материалы, нежели на технологию или что-то ещё. Что касается технологии, то, насколько можно судить, уровень продуктов из Юго-Восточной Азии один и тот же. Неспроста у нас при оценке качества и конструкции доминируют одни и те же 8 баллов, что означает: всё путём, но без подвигов. И уж конечно, ценовые показатели обусловлены не объёмом научных изысканий. Во-первых, далеко не факт, что они вообще имели место. Во-вторых, даже если предположить, что таковые проводились, и на них было затрачено, скажем, 100 тысяч долларов (если финансирование идёт не через госаппарат, это достаточно весомая сумма), после деления этой суммы на стартовый типаж 100 тысяч штук получим не столь и заметный довесок. Пусть довесок в $1 и превратится в $4 в продаже, это всё же не та разница, которая будет иметь принципиальное значение.
Если бы у нас была возможность измерить массу корзины, вероятно, мы бы заметили, что толщина и масса её не в последнюю очередь зависят от цены. Ну а если цена определяется стоимостью расходных материалов, резонно ли говорить, что она соответствует качеству продукта? Наверное, нет. И вот тут уже можно вернуться к заголовку. «Капиталисты всего мира», а с ними и все мы опасно близко подошли к той черте, за которой начинается сами знаете что. И у всех нас остаётся реальная возможность угодить туда, пока мы не прекратим потреблять ради потребления. Естественно, пока (и если) мы покупаем «колоночки в машину», чтобы были, а не чтобы иметь возможность «приобщаться к шедеврам» не покидая салона, для нас важнее всего будет цена, а не качество приобретаемого.
Для большинства наших читателей важнее всё же качество. И в этой связи можно вспомнить, что отличает шестидюймовые коаксиалы от прочих. У них довольно высокая чувствительность, хотя она всё-таки ниже, чем у компонентных систем того же типоразмера. Причин как минимум две. Во-первых, отсутствие центрального колпачка уменьшает эффективную площадь излучения. Во-вторых, мидбасы изначально делаются с довольно высокой добротностью (малым значением Bl), поскольку ящичная инсталляция коаксиалов является редкостью чрезвычайной, а благодаря характеристике «бумбокса» удаётся увеличить количество баса ценой некоторого ущемления его качества. В отношении этой тактики лично я занимаю осторожную позицию. О целесообразности «бумбоксов» вообще имеет смысл говорить лишь в отсутствие сабвуфера в системе. С одной стороны, когда совсем мало баса, слушать неприятно. С другой — явный горб на АЧХ вызывает нарушение мелодической структуры басов — попросту говоря, возникает ощущение, что басист всё время «бумкает» на одной ноте. Наверное, как и везде, тут нужна мера. Во всяком случае, мидбас с добротностью 1,1 и выше — это за пределами меры.
В очередной раз могу констатировать, что нелинейные искажения с ростом цены имеют тенденцию к снижению. Отсюда мы обычно делаем вывод, что какие-то научно-технологические изыскания разработчиками всё же проводятся. Хотя бы в формате подбора комплектующих более высокого качества. При этом главным источником искажений на верхнем басе чаще всего является подвес вкупе с центрирующей шайбой.
Если основную часть предисловия к тесту можно считать сочинением на заданную тему, то теперь переходим к изложению. Изложению тех особенностей (правильнее сказать «общностей») устройства коаксиалов, которые в дальнейшем будут приняты по умолчанию. Кроссовер (для разнообразия начнём с него) состоит из единственного — оксидного — конденсатора, смонтированного на корпусе пищалки (в частном случае — под её обоймой). Сама пищалка относится к типу «сбалансированный купол», чтобы у вас не возникало сомнений, мы теперь указываем не только диаметр мембраны, но и размер купольной её части. Фазовыравнивающего тела перед мембраной нет. Конструкция контактов предусматривает использование «лопаточек» для подключения акустического кабеля. (Пайка тоже не возбраняется, но это технология профи, а они обойдутся и без наших советов.) Ширина резинового подвеса мидбаса 10 — 10,5 мм, если, конечно, не сказано иного. Уплотнительное кольцо низкое и жёсткое, чаще всего оно делается из картона с пропиткой синтетическими смолами. Рамка решётки монтируется под обод корпуса и дополнительную преграду на пути акустического короткого замыкания не создаёт. Диаметр звуковой катушки 25,4 мм. На сегодня считаем «стандартным» диаметром магнита 80 мм, в нынешней группе он, как оказалось, господствует.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшее количество баллов набрал Revolt, он и становится «Лидером». Сразу за ним, на расстоянии одного зачётного балла, идут четверо. Это, в порядке выступления, Kicx, PHD, Polk Audio и Phoenix Gold. Здесь по правилам соревнований применяем принцип приоритета по звуку. И пусть умолкнут те, кто утверждает, что коаксиальную акустику покупают не за звук, а за доступность и простоту установки. Покупают — да, ставят — тоже, а слушают потом — звук, и гораздо дольше, чем покупают и ставят. Так что приоритеты неизменны. Звучание первого из этой четвёрки понравилось несколько больше, чем остальных. Посему Kicx — «Фаворит», а трое оставшихся получают наши «Рекомендации».