Наш журнал не про самолёты. И даже если кому-то взбредёт в голову установить аудиосистему в каком-нибудь «Пайпере» или «Цессне» (а ведь взбредало, и не раз, и ставили, и мы даже места знаем, где ставят…), то, скорее всего, поблагодарим за любопытную новость, но публикацию из неё делать не станем.
Студия: God Mode Sound
Николай Шавладзе
Фото в Центральном музее ВВС РФ: Стас «Mendor» Дроздов
МНЕ БЫ В НЕБО…
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник/монитор: Pioneer AVIC-F10BT
- Усилители: Kicx QS-2.160, Kicx QS-4.160
- Акустика: Hertz HSK163
- Сабвуфер: Hertz ES250.3
Самолёты мы любим и уважаем, что неудивительно, большая (и лучшая) часть редакции — выпускники МАИ. Но — неформат, согласитесь. Так что сейчас подходим к авиации ближе, чем когда-либо, как в прошлом, так и в будущем. Вот к коню, нарисованному на этой машине, мы подходили вплотную, даже дважды, в 2001-м и в 2004-м. Это — формат. Транспортное средство для движения по дорогам различных категорий.
И, раз зашёл разговор на конскую тему, не грех вспомнить, как получил своё имя один из самых почитаемых, легендарных и вожделенных американских автомобилей. В честь лошади? Много чести будет лошади. В честь истребителя North American P-51 Mustang, который, придётся признать, — в честь лошади. Имя для машины в ту пору, в начале 60-х — футуристического прототипа, жёстко задал её конструктор, мужчина, несомненно, толковый и образованный, понимающий: мустанг на копытах, родившись в 1940 году, вряд ли мог бы повоевать во Вторую мировую, в Корейскую, во время Кубинской революции и так далее, оставшись в строю (в некоторых странах) на 40 лет. Кто не верит: в Коста-Рике — до 1970-го, в Доминиканской республике — до 1984-го. А что лошадь нарисована — так это уже «вдогонку», для тех, кто не в курсе, есть, говорят, такие.
Машины первого поколения (1963 г.) в профиль, действительно, напоминали истребитель с двигателем жидкостного охлаждения. С водительского сиденья вид такой же и потому же: и авиационные V12, и автомобильные V8 — это много, капот, расположенный почти на уровне глаз, перекрывает ближнюю зону обзора, через невысокое и сильно наклонённое лобовое стекло видно только даль и небо.
Несмотря на то, что производится машина только для рынка Северной Америки, она сразу же стала культовой по всему свету, причём не за счёт малочисленности — весной 2009 года был выпущен десятимиллионный экземпляр. Это значит — три «Мустанга» на каждую когда-либо построенную «Копейку» ВАЗ-2101. Не в редкости дело… Исчерпывающую характеристику авто дал сам владелец: «Это восхищенные взгляды и зависть окружающих, что у тебя хватило смелости (а вовсе не денег!) на покупку машины, о которой мальчишки мечтают, а повзрослев — перестают мечтать. Это машина взрослых мечтателей, идущих наперекор общественному мнению, статусу, и прежде всего — самим себе». Лучше уже не скажешь, я даже пытаться не буду.
Собственно, родство с истребителем и дало тему внешнего оформления машины, а для этого надо было уметь не только мечтать, но и дело знать. Авиационное и историческое. В отличие от своей кузины «Аэрокобры» «Мустангов» в ВВС РККА практически не было, десяток, купленный для ознакомления, не в счёт. Поэтому образцом для боевой раскраски послужил истребитель Ла-7 трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба — сравните сами, вот фотографии. Неудивительно, что директор Центрального музея ВВС РФ полковник А.В. Гончаров проникся идеей, а Главком ВВС РФ генерал-полковник А.Н. Зелин разрешил провести съёмки на территории музея в Монине. Но это отдельная история, результаты которой нашли отражение на великолепных снимках Стаса Дроздова. А мне пора переходить к главному — к звуку.
Хотя в такой машине кайф можно ловить просто от звуков работающего двигателя (ещё бы, 4,6 л и 315 мустангов, до сотни за 4,8 с), но и совсем без музыки нельзя. Что-то, правда, уже было установлено, но качество исполнения претендовало на первое место в номинации «не пытайтесь повторить». Болтающийся по багажнику тридцатилитровый ящик сабвуфера, прикрученные к спинке сиденья усилители, шумоизоляция клочками… В общем, пришлось всё переделать, благо мастерам была предоставлена максимальная свобода выбора решений.
Обидно было, что в малограмотно выполненной установке «первой редакции» аудиокомпоненты подобрались очень даже качественные. Но, как сказал один из соотечественников «Мустанга» (любого из трёх — скачущего, ездящего или летающего): «Если вам дали лимон, постарайтесь сделать из него лимонад».
Лимонад делается путём качественной инсталляции, это мы знаем. Замене подверглось лишь головное устройство — вместо простенького однодинового поставили более практичный двухдиновый мультимедийный аппарат с навигацией. Что потребовало некоторых усилий: органы управления климат-контролем и панель индикации просто так не переносились, пришлось бы изготавливать новые платы и жгуты проводки. В итоге заказали «родную» американскую рамку для двухдиновой комплектации со всей сопутствующей обвязкой. И это ещё не все «практичные» желания владельца — была установлена камера заднего вида, дающая очень недурной обзор задней полусферы. Хотя с таким «истребительным» обзором в наших дворах и передняя камера не помешала бы, но это я уже так, надо же к чему-то прицепиться…
Пищалки Hertz сохранили своё место в стойках лобового стекла, и, в общем-то, найти для них другое место было затруднительно: в треугольниках зеркал соответствующие механизмы, да и лобовое стекло здесь не совсем обычной геометрии, так что пищалки в треугольниках окажутся слишком близко к слушателю. Зато штатные места под мидбас очень удачные, не в нижней части двери, как это принято почти повсеместно, а ближе к верхнему краю. И ноги динамик не перекрывают, и до пищалок недалеко, что можно только приветствовать. Поэтому мидбас решили не переносить, но дверь пришлось основательно задемпфировать, чтобы не подпевала. В итоге в салоне — «полный сток», ничего из общего заводского стиля не выделяется.
В багажнике «полный сток» делать не стали — сабвуфер-«стелс» поместился в нише правого заднего крыла, динамик закрыт решёткой из комплекта. Оставалось спрятать с глаз долой усилители, чтобы не нарушать общего стиля. Для удобства перевозки вещей пол багажника было решено сделать вровень с приподнятой над задним мостом частью пола. Для размещения усилителей сделали откидную раму, перекрывающую нишу запасного колеса: несмотря на то, что автомобиль не выезжает за пределы МКАД, лишать его запаски было бы неверно. Для доступа к ней рама поднимается и крепится крючком за кромку багажного отсека. Кроме усилителей, в раме расположился карман для нужных в дороге мелочей. Теперь в багажнике просторно и полный порядок. В истребителе ничего просто так валяться не должно…
Пищалки сохранили своё место в стойках: из-за своеобразной геометрии лобового стекла иначе не получилось
Для установки двухдинового головного устройства заменили переднюю панель центральной консоли в сборе
Мидбасы в «Мустанге» штатно расположены необычно: в верхней части дверей
Место оставили прежним, разумеется, обработав дверь по полной программе
Самолёт, давший имя этому автомобилю, выглядывает слева. Второй, за спиной мечтательной военнослужащей — P-40 Kittyhawk, тоже изрядный аэроплан
В бардаче можно разместить переносный источник. Как теперь без него?
Объём багажника сократился на величину сабвуфера, но это не страшно: круп у «Мустанга» объёмистый
Крупно — Ford Mustang, помельче — военнослужащая, залюбовавшаяся Ту-16
RTA
На АЧХ видно то, что и без прибора было ясно: лютая отдача сабвуфера, с которой, впрочем, в известной гармонии находятся мидбасы фронта, ступенька в районе 100 Гц налицо, но на общий ход АЧХ влияет не решающим образом. Горбик на 2 кГц — это тот самый «эффект присутствия» на женском вокале. Область 6,3 — 10 кГц тоже совпала с прогнозом. Однако такая АЧХ не криминал. Несмотря на достаточно извилистый вид, резких провалов или выбросов нет. И кстати, АЧХ в основном повторяет ход кривых равной громкости — в этом и кроется разгадка хорошего звучания.
На память о родной конюшне тыловые динамики оставили на месте (но без работы)
В левой части фальшпола нашлось место для удобного хранилища дорожных мелочей
Всё тот же Mustang, только фоном для него служат M-50 Мясищева и Т-4 Сухого
Ниша запасного колеса используется по прямому назначению, откидная алюминиевая рама смонтирована над ней. В правой части — усилители, в левой — мини-багажник
SQ
На удивление, столь простая система зазвучала очень неплохо. Хотя чему удивляться — чем проще структура, тем меньше возможностей и для настройки, и для «расстройки» компонентов, и тем больше влияние самих компонентов и мест их установки. Компоненты — достойные, а руки мастеров — золотые. Конечно, высокие оценки получились не по всем позициям, но и цена вопроса, как говорится…
Тональный баланс приятен на слух, хотя и отличается от канонического. Явный избыток суббаса (а также нижнего и среднего баса) немедленно исчезает при запущенном двигателе. Понятно, что мера эта вынужденная и необходимая — маскировать шумы оказалось легче, чем поглощать. Истребителю простительно. Остальная часть звукового диапазона достаточно ровная, без серьёзных замечаний. Высокие частоты яркие, насыщенные, немного выделена и верхняя середина. Это прибавляет выразительности звучания, особенно на женском вокале — исполнительница как бы подходит ближе. Нижняя середина, наоборот, показалась поджатой.
Детальность звучания, макро- и микродинамика хорошие: усилители хоть и недорогие, но с грамотно выбранным режимом работы, заметных на слух искажений нет ни при малой, ни при большой громкости.
Единственное, что подкачало — сцена. Она, как это повсеместно происходит в беспроцессорных системах (за редкими и немедленно становящимися знаменитыми исключениями), заметно стянута к ближнему динамику, а центральный образ недостаточно сфокусирован. А вот бас в основном передний, несмотря на его значительное преобладание в общей тональной картине.
Су-27? Это для «Мустанга» не соперник…
Камера — это само собой, для обороны задней полусферы