Эклектика, как услужливо подсказывает философский словарь — «соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий». Другой словарь добавляет: «При грамотном подходе к смешению стилей эклектика смотрится очень гармонично»… При грамотном… Вот, значит, в чём дело.
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
В ГАРМОНИИ С ЭКЛЕКТИКОЙ
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник/монитор: Alpine IVA-W502R
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Усилители: Alpine PDX 4.100, PDX 2.150, PDX 1.1000
- Акустика: Brax Matrix 6.1 PP, Nox 28, Bewith R50
- Сабвуфер: Art Sound Vulcan 12
В студии «Эклектик Аудио» грамотному подходу учились не по словарю. Скорее, наоборот: некоторые термины, рождённые в процессе здешнего творчества, сами просятся в словарь (только детям его давать не стоит). А то, что «эклектики» для достижения гармонии смело соединяют разнородные идеи, принципы и стили — отражено в названии студии. В полном соответствии с древним принципом «от каждого по способностям» для каждой частной задачи находится оптимальное решение. А как частные решения сочетаются между собой с точки зрения строгих теорий — это не имеет значения, главное, чтобы результат всех устраивал.
Начнём с того, что новая система по своей структуре только с первого взгляда похожа на традиционную автомобильную. Это отнюдь не фронт с тылом, что, заметим, в пуританских кругах считается признаком лоховства, или, во всяком случае, невозвышенного образа мыслей. Это — две раздельные зоны обслуживания. Как правило, хозяин водит машину сам, но иногда за рулём появляется водитель. На такой случай и предусмотрен второй комплект динамиков в задней части салона. Сабвуфер… А знаете, сабвуфер в системе первоначально вовсе не планировался, как выясняется уже во второй раз в течение месяца (первый «звоночек» — Mercedes из прошлого номера), выбранная акустика способна обеспечить толковый бас и самостоятельно. По просьбе заказчика саб всё-таки добавили, он, естественно, общий на всю систему.
В качестве источника сигнала использована мультимедийная станция Alpine IVA-W502R. Она может многое, в том числе — превратиться в мультимедийно-навигационную, если понадобится и если прицепить к ней внешний блок Blackbird. Пока не понадобилось, поэтому не прицепляли. Процессор Alpine PXA-H701 известен более, не теряет популярности, даже перейдя в категорию моделей, снятых с производства. Управлять процессором «пятьсот вторая» могла бы и самостоятельно, но решено было всё же воспользоваться блоком управления RUX-C701, он установлен в подлокотнике, чтобы не отсвечивал (во всех смыслах).
С этого места привычное и наезженное заканчивается. Начинается эклектика во всей своей гармонии (при грамотном подходе, как велит словарь). Система удивительна построением акустического звена. Основная, фронтальная акустика в «Туареге» двухполосная. «Вот удивил!» — скажет подкованный читатель. Частота раздела полос — 500 Гц. Прописью: пятьсот. Полкилогерца. Теперь удивил? То-то… Всё, что ниже полкилогерца, играет Brax Matrix 6.1 PP. Оправдывая, как выяснилось, предложенную в другой известной московской студии расшифровку индекса как «повышенной притягательности». Ну, немного по-другому, разумеется, на профессиональном наречии, но в этом же смысле. Поставленный в такие условия, мидбас играет, как вы понимаете (это специально для тех, кто понимает, другие могут переходить к следующему абзацу), в пределах поршневого диапазона, когда ничто не мешает слаженной и синфазной работе всех, до единой, молекул и атомов, из которых составлен диффузор. С вытекающими последствиями в виде безупречной АЧХ в частотном диапазоне ответственности.
За всё, что выше полкилогерца, полностью и единолично отвечает уникальный диффузорный высокочастотник Bewith R50. Здесь мне трудно удержаться от небольшого исторического дискурса. За последние сорок лет все как-то подзабыли, что пищалки бывают не только купольные. Были и диффузорные когда-то, например в 70-х годах, в отечественных акустических системах 10МАС1, 6МАС1 стояла крупнокалиберная пищалка 3ГД31 с бумажным конусным диффузором. И домашние аудиоманьяки даже сегодня её иногда используют, потому что звучит неплохо — без скидок на эпоху. Ну вот, уже стихами заговорил…
Называть Bewith «пищалкой» язык уже не поворачивается — динамик играет всю середину и верх одним куском, стало быть, нет и не может быть никаких проблем с когерентностью излучения и слитностью звукового образа. Широкая полоса частот (390 — 26000 Гц) и гладкая АЧХ получаются за счёт того, что в хитрых японских динамиках диффузор несимметричный, поэтому резонансы не выражены, переход в зонный режим излучения плавный… Ну, в общем, там много хитростей, про них было в №3/2010, можете заглянуть. Низкая частота раздела с мидбасом устранила проблемы с высотой сцены, привязкой звучания и неравномерностью АЧХ. Мидбас стал заниматься только басом, как и должно быть в приличной системе. Получилась двухполосная система с идеологией трёхполосной, со всеми достоинствами трёхполосной и даже без её врождённых недостатков, главный из которых — неизбежный разнос в пространстве СЧ и ВЧ-излучателей, пусть и невеликий, но и не нулевой.
Установлены Bewith R50 в треугольниках зеркал в корпусах объёмом по 75 мл, таковы указания изготовителя, такого же объёма пластиковый бокс включён в комплект. Мидбасы стоят в основательно доработанных штатных местах. Естественно, на фронте использована полная поканалка — пассивный кросс на частоту раздела 500 Гц в систему как-то не вписывался, на это процессор есть.
Акустика тыловой зоны попроще, но ненамного и не в смысле компонентов, они высокого уровня (всё тот же Brax Matrix 6.1 PP и пищалки Brax Nox 28). Относительная простота проявляется в структуре тракта — использован пассивный кроссовер, динамики установлены в доработанные штатные места без особых ухищрений. Всё-таки зона вспомогательная, городить туда поканалку и «архитектурные излишества» уже перебор.
Сабвуфер — Art Sound Vulcan 12 в закрытом корпусе объёмом 30 л, диффузор направлен назад. На мой робкий вопрос: «Заказчик хотел много баса, почему не фазик?» ответ был убедительный, подробный и на профессиональном диалекте установщиков. Текст был сложный, запомнил только: «…гуделки-перделки, а также их родителей». Короче говоря, «ЗЯ forever». В итоге с таким динамиком и в такой конфигурации баса действительно получилось столько, что хоть отбавляй… Впрочем, отбавить всегда можно — профессиональный байонетный разъём отключается моментально, вытащить сабвуфер из багажника — ещё несколько секунд.
Усилителей в системе три, они добавили системе и гармонии, и эклектики. Гармония в том, что все три — Alpine серии PDX, на сегодня это, безусловно, самый удачный пример реализации технологии импульсного широкополосного усиления (в нашей отрасли).
А эклектика в том, что появление импульсников в системе с неприкрыто аудиофильской акустикой — неожиданность, согласитесь. Пока ещё неожиданность, потом привыкнете. В том, что усилители заиграют как надо, «эклектики» не сомневались, но только с такими усилителями удалось бы все семь каналов (включая киловаттный сабвуферный) убрать в левую боковину багажника, для ровного счёта отправив туда же процессор, благо он по размеру примерно такой же.
Вот и получилась система: поканальная впереди, пассивная позади, с экзотическими средне-высокочастотниками и импульсными усилителями. Такая вот эклектика. Или гармония?
Пищалки Bewith R50 помещены в объёмы, рекомендованные инопланетным изготовителем: земные «сто пятьдесят» пополам
Пульт управления источником и всякие айподы живут в подлокотнике временами, когда без надобности, а блок управления процессором прописан постоянно
Сабвуфер в системе появился как некоторого рода факультатив. Но работает — будь здоров…
Отличное, кстати, изобретение: камера заднего вида в габаритах фонаря подсветки номерного знака
Корпус сабвуфера никак не интегрирован в автомобиль, снять его при надобности — дело минутное
Акустика второй зоны выполнена без эклектики. Здесь царит гармония по имени Brax
RTA
Упражнение для глаза и ума: давайте двигаться по оси частот в естественном направлении, снизу вверх, останавливаясь всюду, где глаз даёт для этого какие-либо основания. Остановка первая: 60 Гц. Ясно, что здесь сходятся полосы фронта и сабвуфера. Закрываем глаз, открываем ум. Сабвуфер-то каков, а? А ведь хотели вовсе не ставить. А мидбас фронта в этой (подчеркнём: этой, здоровенной как я не знаю что) машине ниже 60 Гц начинает затихать. В салоне меньшей кубатуры (уже упоминавшийся CL 500 из прошлого номера) эти же мидбасы без потерь отрабатывали 40, да и ниже забирались. Физика, однако…
Теперь снова пускаем в дело глаз: плавная ямка с центром на 500 Гц, тех самых полкилогерца, что служат границей между излучателями фронта. Ямка (называть это провалом бестактно) настолько аккуратная, что править её эквалайзером (который есть, поскольку процессор) было бы только вредно, средние частоты грубой силы не терпят. Так что единственное настоящее назначение этой нерегулярности АЧХ — показать вашему глазу, где начало рабочей полосы частот «инопланетного» диффузорника R50. Его АЧХ глазу работы не даёт. Только уму…
Только с помощью таких усилителей стало возможным все семь каналов упрятать за боковину багажника. И место для процессора осталось
SQ
Прослушивание затянулось надолго. Не потому, что искал недостатки (серьёзных не нашёл, хотя старался), а потому, что выходить не хотелось. После обязательной программы с тестовым диском была ещё и произвольная — с отличными оценками за артистизм. Некоторый избыток баса спишем по формуле «на бас и цвет товарищей нет». На музыкальных композициях бас в основном передний — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала.
Тональный баланс — идеальный, на слух никаких дефектов нет, всё ровненько и аккуратно. Нижний и средний бас «Браксы» отыгрывают отлично, не зря они носят свой неофициальный титул. А дальше работает японское чудо, ему спасибо. Звучание необычайно ровное, а насчёт фокусировки звукового образа даже и говорить неудобно — вот он, можно потрогать. Ничего не расплывается, все инструменты там, где и должны быть. Звучание отменно детальное, воспроизводятся мельчайшие нюансы, при этом и с макродинамикой всё в полном порядке, даже выходя на серьёзный уровень громкости, система не «захлёбывается».