БАЛ У ОБЛОНСКИХ
Студия: Opel-Garage.
Руководитель проекта: Максим Обшивалов
Помните, что там у них в доме творилось? Всё смешалось, буквально всё. А музыка всё равно нужна, потому что завтра на бал надо, там Вронский уже места себе не находит…
- Тип системы: аудио
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9887R
- Усилители: Alpine PDX 4.150, PDX 1.600
- Акустика: Alpine SPX-17PRO
- Сабвуфер: Boston Acoustics G510-4
Собственно, автореферат этой публикации, написанный при участии графа Толстого, вы уже прочли, даже с разбивкой на главы. Глава первая — про всё смешалось. В самом деле: многополосное усиление и активные кроссоверы, много лет презираемые аудиофилами, постепенно вытесняют из квартир классические аудиосистемы. А решения, применяемые самыми заядлыми домашними аудиоманьяками — наоборот, проникают в car audio. И то и другое имеет объяснение, а что задним умом — это ничего, всегда можно сказать, что это опыт исторического анализа. Автомобильные принципы пробрались в дом, как только в аудиосистемах стало больше двух каналов, в смысле — 5.1 и всё такое. Сабвуферное звено, скромно назвавшееся «.1», с самого начала было устроено, как наши сабвуферы: отдельный усилитель с активным ФНЧ. От него, как от печки, стали танцевать остальные каналы, раз у сабвуфера ФНЧ, у прочих уместен ФВЧ, и пошло-поехало. А освоив поканальный подход в 5.1, перенести его на 2.0 — уже дело техники и маркетинга.
У нас же, как и всюду, есть пуристы, перфекционисты, ортодоксы и сектанты, никакая отрасль человеческой деятельности или знаний без них не обходится, я даже осмелюсь сказать, без них не смогла бы выжить. На соревнованиях им даже построили храмы под названием Pure Passive (для западных протестантов) и «Беспроцессорные системы» (для староверов). Однако в отличие от уже упомянутого московского дома от такого смешения все остались в выигрыше. Это был вывод по первой главе. А то, что бал был не у Облонских, а с их участием, я знаю, но это сейчас не важно. Важнее то, что бал без музыки — нонсенс.
Глава вторая. Бал. Компактный трёхдверный Opel Astra OPC был основательно «заряжен» лошадиными силами уже на заводе, где, следуя давней традиции, зарядить его достойным звуком не смогли, да, вероятно, и не пытались. Пожелания хозяина были несложными, но к их реализации подошли с фантазией — пусть система будет простой, но звучать она должна отменно.
В качестве источника сигнала выбрали Alpine CDA-9887R с внутренним процессором IMPRINT. Создаётся впечатление, что эта технология скоро вытеснит немало известных способов обработки звукового сигнала: тут и временная коррекция, и учёт АЧХ салона и динамиков, а главное — вся обработка сосредоточена в «одном флаконе», поэтому межблочные коммуникации сокращаются, а помехозащищённость растёт. Процесс настройки заметно упрощается: не нужно ползать с отвёрткой по всей машине и крутить регуляторы — провёл замеры, рассчитал коррекции, ввёл в прибор — пожалуйте слушать! Одним словом, переход количества в качество — строго по диалектике.
Головное устройство отлично вписалось в штатное место, пришлось только перекрасить рамку в чёрный лак — в оригинале она была серебристой и выглядела в интерьере белой вороной. Для полноты картины добавили модуль сопряжения, чтобы сохранить функциональность кнопок управления на руле.
Со структурой акустики определились сразу, опыт работы с Opel Astra недвусмысленно вытекает из названия студии, да и OPC здесь не редкость, одна из таких «Астр» не так давно припарковалась на нашей обложке. Решение по этой «Астре» было такое: двухполосный компонентный фронт и сабвуфер. Вполне в духе традиций car audio. Зато всё остальное — нетрадиционное, почти «домашнее».
Итак, на фронт установили компонентную двухполосную акустику Alpine SPX-17PRO. Пищалки — в штатных местах в «подзеркальниках», а для мидбасов штатные места доработали: динамики вынесли из-под обшивки и развернули в верном направлении (исходно они играли куда-то в моторный щит). Кроссоверы… а вот и не угадали, кроссоверы стоят вовсе не в дверях, это было бы слишком просто — а лёгких путей здесь не ищут. Кроссоверы расположились в багажнике, рядом с усилителями. Есть мнение (которое мы сейчас обсуждать не будем, сам факт того, что оно есть, говорит достаточно), что желательно сводить к минимуму длину акустического кабеля на входе в кроссовер, по которому идёт мешанина частот, и значительно менее чревато, когда необходимо длинными оказываются выходные провода, с сигналом, по определению более узкополосным. В данном случае на этом пути был сделан и следующий шаг: в каждом стереоканале кроссовер разделили на две секции (высоко- и низкочастотную, конструкция это позволяет) и каждую подключили к отдельному каналу усиления. При этом каждый канал усилителя по-прежнему работает в полной полосе частот, зато отсутствует взаимное влияние частотных полос, неизбежное при «совместном использовании» одного канала. Интермодуляционные искажения снижаются, качество звучания повышается — словом, классический «домашний» би-ампинг со всеми его достоинствами.
Обратная сторона такого подхода — удвоение числа необходимых каналов. Для нужд фронта понадобился четырёхканальный усилитель. Выбрали импульсный Alpine PDX 4.150, а в пару к нему — сабвуферный моноблок Alpine PDX1.600 таких же габаритов и наружности. Как показала практика, эти импульсные усилители — одни из немногих (из не очень многих попыток), которые по качеству звучания если и уступают продвинутым аналоговым моделям, то лишь самую малость. Зато занимают меньше места, да и греются не так сильно.
Следующая глава — про «не находит места». Его в спортивной машине не так много, чтобы им жертвовать, к тому же функциональность багажника тоже нужно было сохранить. Место нашли так: усилители, кроссоверы и сабвуфер разместились в плоском отсеке, организованном на полу багажного отделения. Отсек прикрыт съёмными панелями с прозрачными окнами, через которые видны основные компоненты. Воссозданию атмосферы бала способствует подсветка светодиодными линейками, она включается при открывании крышки багажника. В центральной части пола через лючок открывается доступ к инструментам и запаске. Для циркуляции воздуха в отсеках усилителей установлены вентиляторы, они включаются через реле — иначе не удавалось избавиться от фона.
Сабвуфер… а вот и не Alpine. Оптимальным оказался десятидюймовый Boston Acoustics G510-4. Вещь раритетная, снята с производства несколько лет назад, так что не ищите. И объёма много не требует, и сам динамик компактный, а высота отсека ограничена. Установлен сабвуфер в закрытом корпусе объёмом ровно 14 л — как рекомендовано производителем. Объём скромный даже по меркам «десяток», а баса — хоть отбавляй.
Само собой, машина прошла полную шумовиброизоляционную обработку — и получилось очень достойно, никаких призвуков при прослушивании обнаружено не было. Интерьер — неброский, но очень стильный. А звучит — живенько, напористо и в то же время совсем по-домашнему.
Фронтальная акустика решена в формате минималистской двухполоски
Типовая инсталляция головного устройства сопровождается хай-эндной темой рояльного лака
При установке мидбасов ориентацию осей изменили радикально
Всё электронное оснащение и сабвуфер удалось разместить в габаритах довольно неглубокого фальшпола багажника
RTA
Приведён усреднённый результат трёх замеров (на уровне левого и правого ушей и перед носом). Собственно, я всегда так делаю — но обычно результаты различаются незначительно, и усреднение мало что меняет в общей картине. В данном же случае результаты измерений сильно зависели от выбора точки замера. Гладко было не всё и не в каждом замере, что нашло отражение и в итоговой АЧХ — сказались фазовые соотношения сигналов, подвергнутых временной коррекции. А коррекция эта глубокая, потому что расстояния до динамиков различаются значительно.
Подъём на низких частотах выражен отчётливо, но реализация этого подъёма — достойная, «десятка» в объёме 14 л отыграла самый низкий бас (от 50 Гц и вниз до невидимых и неслышимых глубин) без каких-либо выкрутасов. Монотонно, как сказал бы математик. У нас всё наоборот: именно горбатая АЧХ создаёт ощущение монотонности баса, здесь этим и не пахнет. Провал на 125 и 160 Гц — резонансы салона, ухо никакого криминала в этой области не отметило. Выброс на 200 Гц и ямка на 400 Гц проявились только в одном замере, но в «финал» всё-таки вышли. На слух это тоже не проявляется, всё-таки мы слушаем музыку, а не синусоиды и не шум. И ухо, в отличие от прибора, что-то усредняет по-своему, а что-то и вовсе игнорирует. На средних и высоких частотах АЧХ достаточно ровная, а наиболее вероятное обоснование «яркого» звучания — повышенная отдача пищалок вблизи 8 кГц.
SQ
Результаты прослушивания в основном были предсказуемыми, но кое-где и удивили — благодаря «домашним» принципам построения некоторые моменты оказались очень удачными. Перегрузочная способность и макродинамика — на высоте. Этого, правда, нельзя сказать о сцене — она всего лишь чуть выше торпедо. Впрочем, при таком низком расположении пищалок иной результат был бы чудом. Зато сцена очень стабильная, с отменной локализацией инструментов — как по фронту, так и по глубине. Центральный образ собранный и устойчивый.
Микродинамика тоже порадовала — звучание акустической гитары и клавесина очень детально и насыщенно, вопреки некоторому моему предубеждению к «цифре» в усилителе. Это со мной случается уже не в первый раз, значит, пора корректировать убеждения, уж не настолько я железный.
Тональный баланс очень приятный, никаких эксцессов в виде всплесков или «песка» не наблюдалось, но тембры некоторых инструментов (в частности, флейты) были (на мой взгляд) излишне яркими, как и женский вокал. Впрочем, вряд ли симфоническая музыка относится к любимым жанрам хозяина автомобиля — об этом говорит и могучий басовый потенциал системы. Бас передний, хотя на некоторых пассажах сползает за спину — что при таком уровне саба неудивительно. Но в целом впечатление осталось очень хорошее, мы за тестом засиделись…