По прежним временам, когда тест трёхполосной акустики мы разбивали на два диапазона, последний участник определённо попал бы в иную группу, нежели все предшественники. Но поскольку тест у нас объёдинённый, условимся, что Iridium попадает в тот же класс, что и все прочие. Модель 6.3i уже побывала у нас в лаборатории, и на этот раз мы взяли в работу систему с 8-дюймовой басовой головкой. Материал диффузора — целлюлоза с силиконовым покрытием лицевой стороны. Диаметр центрального колпачка 67 мм, хотя в данной конструкции он составляет одно целое с диффузором. Корзина отлита из алюминиевого сплава, имеет довольно низкий профиль и, конечно, основательно заглушена. Подвес относительно широкий, но всё же не сабвуферный, его ширина 12,5 мм. Обращённая магнитная система включает в себя два магнита: один побольше, другой поменьше. Осевое отверстие закрыто травлёным поролоном, но мы-то знаем, что его диаметр 20 мм. Диаметр звуковой катушки 73 мм (точно не 76 мм, шведы стараются уйти от дюймовых размеров). Переднего уплотнительного кольца на ободе корпуса нет (как и у остальных одноклассников). У пружинных контактных зажимов обычная для сабвуферов конструкция. (Но тут же у нас не сабвуфер? Или всё-таки…) Провода к катушке идут по второму способу, в головках с обращённым магнитом иных вариантов и не бывает. Купольный среднечастотник выглядит солиднее всех «коллег», диаметр «полужёсткого» купола 78 мм, по середине тканевого подвеса будет 82 мм. Диаметр звуковой катушки 76 мм (всё же уйти не всегда получается). У довольно крупной пищалки мягкий купол диаметром 30 мм. Литой алюминиевый корпус твитера предназначен для монтажа «в тело», другие варианты установки комплектация пищалок не предусматривает. Кроссовер помещён в два корпуса, в одном из них содержатся фильтры басовой головки и пищалки, в другом — оба фильтра среднечастотника. Такой подход позволяет использовать «железо» от двухполосных фильтров (там и там фильтр ВЧ плюс фильтр НЧ), хотя из сравнения катушек в первом из них можно сделать вывод, что частоты среза фильтров басовой головки и твитера сильно различаются (что естественно). На двоих у них приходится четыре катушки и шесть конденсаторов. Полиэфирные конденсаторы в фильтре СЧ-звена включены в параллель, ещё один конденсатор задействован в цепи Цобеля, так что формула кроссовера обычная, хотя и с вариацией: II/Zobel + (II + II) + II. Два джампера позволяют управлять уровнем твитера и среднечастотника, позиции обозначены как Hi/Mid/Low. Цепь басового динамика отключается на случай «полупоканалки», когда пассивные фильтры работают только в СЧ/ВЧ-звене.
В верхнем положении аттенюатора твитера тарелки играют громко, но и барабаны долбят, мама не горюй — отдача у акустики впечатляет. Если аттенюатор ВЧ перевести в среднее положение, уровень тарелок становится чуть ниже, чем хотелось бы, но главное, что они несколько теряют ясность. Ещё раз убеждаемся в том, что мы и так знали: акустику DLS лучше слушать с полностью отпущенным твитером. Рояль динамичный, собранный и, главное, большой, хотя какие-то лишние призвуки на верхних нотах обнаруживаются. В среднем положении аттенюатора среднечастотника упомянутые призвуки менее заметны, но середина теряет цельность, звучание становится ординарным. Так что и второй аттенюатор оставляем на максимуме. Атака бас-гитары, я бы сказал, слишком хулиганская, а рельеф тяжеловат. Контрабас мощный, но расплывчатый, атака не полностью определена. Бубен жестковат, но маракасы отчётливые и музыкальные. Низкие ноты мужского вокала, как кажется, отстают от основного голосового содержания, а свистящие согласные демонстрируют склонность к шипению. Женский вокал звучит тепло и аккуратно.
- Максимальная/RMS-мощность
(по данным изготовителя), Вт 160/100 - Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 56 — 21000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 90
- Средний коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц),% 0,700 - Коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц),% 2,63
Параметры Тиля — Смолла | НЧ | СЧ | ВЧ |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 58,7 | 460 | 1300 |
Эквивалентный объём Vas, л | 16,0 | — | — |
Полная добротность Qts | 0,936 | 1,70 | — |
При установке басового динамика в дверь (35 л) результирующая добротность составит 1,07, на АЧХ неизбежно возникнет подъём высотой 2,7 дБ (70 Гц). Нижняя частотная граница «на воздухе» будет равна 54 Гц, а в условиях салона АЧХ уходит в инфразвук и достигает уровня -3 дБ на 13 Гц. То есть эти басовые головки оправдывают своё название, отрабатывая весь бас. С закрытым ящиком лучше не экспериментировать, ничего хорошего не получится. С фазиком головки с такой добротностью по всем канонам не работают. Хотя если в дверь (35 л) установить ФИ с настройкой на 47 Гц, получите АЧХ, которая в диапазоне от 35 до 90 Гц укладывается в допуск ±1 дБ и даёт акустический подъём 7 дБ.
Расчёты дали значение силового фактора 5,75 Тл м — неплохо, конечно, но для головки с массой «подвижки» 33,9 г можно бы и побольше. Впрочем, даже так чувствительность системы получилась достаточно высокой. Нелинейные искажения относительно низкие, хотя на басах они всё же растут (7,7% на 63 Гц), похоже, возможностей подвеса не всегда хватает.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- КТО
- DLS Iridium 8.3i
- ПОЧЕМ
- 26600 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Низкие искажения на середине
- Увеличенный резерв по перегрузке
- Сабвуферные басовые возможности
- ЭТО — МИНУС
- Узкая дисперсия излучения твитера
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Солидная акустика. Во всех отношениях
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 8
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 9
- Звук 8
- Итог 42
Бесплатный совет: 1. Между полосами СЧ и ВЧ лучше применить активные фильтры. 2. Твитер желательно ориентировать возможно ближе к оси.
Система в штатном включении. Провала на частоте 800 Гц можно было избежать, если бы разнос частот фильтров был выбран чуть меньше. Впрочем, этот провал имеет глубину лишь немного больше 2 дБ, на фоне иных из одноклассников это и не провал, а так, содрогание. Подъём/провал по стыку СЧ и ВЧ-головок (3,5 и 6,5 кГц соответственно) при данных характеристиках фильтров, похоже, неизбежны, так что частоты среза выбраны оптимально. Но если применить активные фильтры (именно здесь), форму АЧХ можно сделать ещё ровнее. Твитер при инсталляции желательно ориентировать «в лоб», лишней звонкости у него нет. Минимум импеданса (2,0 Ом) приходится на 160 Гц — это, конечно, не идеал, но у большинства «наших» усилителей проблем в этой связи не возникнет, а трёхполоску такого класса «от башки» не подключают.
Лишь в последней клетке сегодняшнего зоопарка вместо редкого снежного барса мы увидели обыкновенного Барсика. Всё просто и понятно: разработчики систем выбрали частоты среза 450 Гц для НЧ-звена, и 800 Гц для СЧ, отступив на необходимую дистанцию от резонанса среднечастотника (завидно низкого, между прочим). По второму «стыку» у нас (то есть у них) получилось 6 кГц для среднечастотника и 7,5 кГц для пищалки.
АЧХ басового динамика выглядит, как в учебнике по электроакустике. АЧХ среднечастотника тоже, можно сказать, образцовая, и она подверглась минимальному воздействию фильтров: подрезано снизу, чтобы отойти от резонанса, а поверху СЧ как будто и не фильтровали. На характеристике пищалки есть двойной горб и провал, вызванные резонансом объёма корпуса, но при должном выборе характеристики фильтров с ними можно совладать. Более конкретно — я бы выбрал частоту среза полосы твитера около 5,5 кГц, а среднечастотник «резал» поверху на 7 кГц. Сопряжение между полосами НЧ и СЧ при таких характеристиках головок можно выбирать где угодно в диапазоне от 500 Гц до 3 кГц.
Трёхполосная компонентная акустика | VIBE Space 6 | Cadence CWL3WK | PHD MF 6.3 Kit | DLS Iridium 8.3i