ТЕХНИКА НИЗКОГО СТАРТА
Каждый год в первом тесте звуковых головных устройств участвуют наиболее доступные CD-ресиверы. Традиция, которую пока никто не отменял…
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Sony CDX-GT257ME | Prology MCA-1020U | Pioneer DEH-1320MP | Kenwood KDC-3051GY | TEAC TE-905 | Philips CEM210/51
Традиции мы чтим и без явной нужды не отменяем. Не все, а только те, что имеют под собой логическую основу. Эта — имеет.
Номер, который вы сейчас держите в руках (или не в руках, а на мониторе? Не в Пошехонье живём), готовился, понятно, в декабре, проще говоря — в прошлом году. А технику для тестов собирали вообще в конце ноября. А на этот момент если в представительствах наиболее солидных изготовителей и удаётся найти «головы» из линейки будущего года, то с наибольшей долей вероятности это будут лишь самые простые из них. Более продвинутые модели обновляются позже, некоторые из них (по просьбам трудящихся) остаются на второй год. Это тоже традиция, и у неё тоже есть логическое объяснение: чем аппарат сложнее, тем больше в нём надо обновлять. Мало того, если кто-то из изготовителей «первого эшелона» будет представлен головным устройством из прошлогодней линейки, тоже не катастрофа — те от этих частенько отличаются лишь формой кнопок или шрифтом дисплея. С «головами» более высокого полёта ситуация иная, хотя и там порой обходятся лишь «фэйслифтингом».
А вообще, кто сказал, что линейку надо обновлять ежегодно? Маркетологи? Да нулевой гейдж им в известное место. Видите ли, если линейка не обновляется, значит, изготовитель не идёт в ногу со временем. А по мне, если линейка не обновляется, значит, с самого начала в прошивке аппаратов не было ошибок. Что же касается движения в ногу со временем…
…то либо время ускорилось, то ли движение, мягко говоря, несколько замедлилось. Выражаясь жёстче — вовсе прекратилось. Я уже не говорю про АМ/ЧМ-тюнеры, ожидать от них какого-то функционального прогресса было бы (опять же мягко говоря) неосмотрительно. Это как прикуриватель в машине — что в нём изменилось за последние десятилетия? А сейчас кто его будет совершенствовать, когда курящие стали исчезающим (по своей воле) видом, а наиболее реакционные режимы Запада не ровен час запретят курение за рулём…
Так и с радио: в зависимости от числа нажатий на кнопку BAND вы вызываете к жизни технологию середины (это ЧМ) или начала (АМ) прошлого века. В функциях дисковых проигрывателей (конец прошлого века) прогресс тоже не просматривается, даже с помощью увеличительной оптики. Думаете, мне не надоело из года в год талдычить про три сервисных функции и три дополнительных режима воспроизведения? Надоело, поверьте. Но что делать, если их ровно три (во всяком случае, не больше) и новых уже точно не будет? Да, было время — вначале появился декодер mp3, потом к нему добавился формат WMA, а через обозримый промежуток времени — ещё и AAC. И хотя формат Advanced Audio Coding так и остался факультативным, у многих из нас возникло было ощущение, что вот, яйцеголовые ребята скоро придумают замечательные форматы, которые и места станут занимать всего ничего, и звучать будут, как SACD, и всё это непременно пойдёт в массы.
Кое-что, действительно, придумали, но, как оказалось, законы природы преодолеть не удаётся. Да, путём наращивания объёма вычислений кодера/декодера можно уплотнить поток (сравнительно с CD-DA) раза в два, а дальше — только ценой потери качества. Но главное, как выясняется, за пределами мировой паутины многочисленные «беспотерьные» форматы вроде FLAC, «Мартышки» (Monkey’s Audio) или Vorbis никому не нужны. Если у тебя в компе уже есть файлы в одном из Lossless-форматов, то наверняка есть и возможность «разжать» его в WAV и записать в несжатом виде, если места на носителе достаточно, либо перекодировать в один из «потерьных» форматов (конкретно и наиболее часто — mp3). Это когда место надо экономить, а надо это всё реже. Достаньте из кармана неразлучную флэшку, прочтите, что на ней написано. Два гига? Это, наверное, старенькая, но и на ней поместятся три компакта без всякого сжатия. Половина шестидискового чейнджера, помните, были такие?..
А есть ещё тэги. Кажется, в этом году горделивая надпись «Чтение тэгов» исчезла с упаковок даже совсем непритязательных головных устройств. Потому что читают их все (или почти все), и гордиться этим как-то уже неуместно. А вот с CD-текстом такого не произошло, и, думаю, не произойдёт. Уже… Головные устройства разделились на два лагеря: одни из них CD-текст читают, другие (наверное, уже догадались) — не читают. Граница между этими лагерями по большей части совпадает с границей между расположением аппаратов, произведенных грандами отрасли, и изготовленных всеми прочими. Конечно, причина этого не в какой-то исключительной сложности декодера CD-текста, делающей его недоступным для «молодых драконов». Причина в бережливости молодых производителей, не позволяющей им делать лицензионные отчисления, по средневековой традиции требуемые правообладателям. Имена феодалов секрета не составляют: Royal Philips Electronics и Sony Corporation.
Лишь многолетние упражнения в политкорректности заставляют меня назвать стратегию «молодых драконов» бережливостью. Измерения показывают: тюнеры в их головных устройствах обладают более низкой чувствительностью и более высокими шумами, усилители имеют более низкую выходную мощность и более высокие искажения. Единственное известное мне объяснение этого — использование наиболее дешёвых микросхем. И у меня нет ни малейших оснований заподозрить, что в выборе чипсета CD-плеера используется какой-то иной критерий. Правда, сэкономленные на компонентах средства изготовители «второго эшелона» вкладывают в такое «железо», которое можно (в отличие от спецификаций) «пощупать» — вроде слотов для карт SD/MMC, дополнительных линейных выходов или пультов ДУ. Ничего не имею против пультов, да и линейные выходы лишними не бывают, что же касается слотов SD/MMC, то, держу пари, большинство из вас спокойно обходится понятными флэшками USB и не чувствует себя обделённым. И всё равно отпускная цена продукции «молодых тигров» остаётся более низкой, нежели у аналогов от «грандов», а значит, экспортёры могут рассчитывать на более высокую прибыль. А следовательно, мы с вами обречены на то, что поток такой техники будет только крепнуть.
Значит ли это, что я противник аппаратуры, выпускаемой молодыми (относительно, конечно) производителями? Нет, не значит. Чем шире выбор, тем лучше, а для того, чтобы помочь сделать его правильно, как раз и существуют издания вроде нашего. Вот только импортёрам следовало бы поумерить аппетиты, чтобы эти головные устройства соревновались сами с собой. Ну а в битве с продуктами от «грандов» отрасли у них нет почти никаких шансов, по крайней мере, пока. Хотя, с другой стороны, в сегодняшнем тесте один из «грандов» вынужден был уступить третью ступеньку на пьедестале представителю молодёжи. Впрочем, сейчас неочевидно, кто из них для этого больше постарался…
Один из весьма ощутимых козырей наиболее доступных головных устройств — удобство управления. Во всяком случае, так было прежде — минимум выполняемых функций означает лёгкость доступа к любой из них. В чём-то это осталось справедливым и поныне, но по мере распространения преимущественно программного подхода к решению управленческих задач категоричность этого утверждения уходит в прошлое, поскольку программы сходны для всего модельного ряда. В результате возникают ситуации наподобие той, что нам встретилась в сегодняшней группе, когда несложный по определению аппарат для начальных настроек и управления звуком требует выходить в меню с тремя-четырьмя уровнями. Чтобы бродить по такому меню, надо держать в голове его структуру, а для этого годится не любая голова.
В былые времена мы хотя бы один раз в год объясняли физический смысл измеряемых параметров. Нынче эта практика ушла в прошлое, мы как-то привыкли считать, что наши читатели выросли вместе с нами и всё это знают не хуже нас. Те, что выросли вместе с «АвтоЗвуком» — да, знают. Но полагаю (и надеюсь), что есть и такие, что выросли отдельно и позже. Для них некоторые технические пояснения, надо думать, будут полезны. Тем более что я сейчас буду касаться характеристик тюнера, а где такую информацию нынче сыщешь? К тому же во втором десятилетии XXI века разбираться с характеристиками аналогового вещания как-то не совсем уместно (на момент написания этих строк я был в первом десятилетии, и у меня оставалось ещё полмесяца до его конца).
Для измерения характеристик тюнера требуется прибор, в просторечии именуемый модулятором, и так называемый эквивалент антенны. Эквивалент (кстати, стандартизованное средство) имитирует потери, которые происходят в антенне и включается между выходом прибора и антенным гнездом тюнера. АЧХ тюнера по низкой (то есть по звуковой) частоте, в отличие, скажем, от входа Aux, нелинейна, выше некоторой частоты (порядка 3 — 4 кГц) на ней начинается оговоренный стандартами вещания спад с крутизной 6 дБ/окт. Почему? А потому, что в тракте передатчика на той же частоте начинается симметричный подъём, который называется предыскажениями ЧМ-вещания. Если вы когда-нибудь видели спектрограмму реального музыкального сигнала, то, наверное, в курсе, что амплитуда компонентов спектра падает с ростом частоты. А для того, чтобы коэффициент модуляции передатчика и на высоких частотах был достаточно высоким, как раз и придумади предыскажения — с их помощью удаётся снизить относительный уровень шумов в тракте. Частоту излома АЧХ в аналоговой технике определяют с помощью постоянной времени — чем она меньше, тем частота выше. В Европе принята постоянная времени 50 мкс, в США и многих азиатских странах — 75 мкс. Чем она больше, тем меньше поднят верх в тюнере. Поэтому если тюнер с азиатско-американской коррекцией станет работать в условиях европейского (или нашего) вещания, то уровень высокочастотных составляющих (начиная с тех же 3 кГц) будет у него снижен.
Постоянную времени в корректирующей цепи тюнера определяет простейшая RC-цепочка, фактически — единственная ёмкость. В условиях современного производства часто оказывается, что изготовителю проще внести возможность (программную) перестройки частотной сетки для любого региона мира, нежели установить правильный номинал этой ёмкости для той страны, куда данный продукт экспортируется. Впрочем, без определённого попустительства со стороны импортёра тут тоже не обходится. Так и появляются у нас головные устройства с американской коррекцией тюнера либо же аппараты, в которых изготовитель выбрал коррекцию по компромиссу («чтоб два раза не вставать»). Подобно тому, как в усилителях выходная мощность связана с коэффициентом нелинейных искажений и одно без другого не измеряется, в тюнере уровень принимаемого высокочастотного сигнала связан с уровнем шумов выходного (низкочастотного) сигнала. Поэтому чувствительность измеряется как напряжение ВЧ-сигнала (на антенне), при котором относительный уровень шумов составляет -30 дБ. Точно так же и отношение сигнал/шум определяется при фиксированном уровне высокочастотного сигнала (55 мкВ).
Лимиты для обсуждения характеристик тюнера мы исчерпали, наверное, уже на год вперёд. Теперь остаётся перечислить те функциональные возможности сегодняшних очень несложных участников теста, которые у нас считаются нормой, а потому принимаются по умолчанию. Одна пара линейных выходов. Вход Aux и гнездо для накопителя USB. С флэшки USB считываются те же форматы «компрессии», что и с диска, и ничего больше. (Исключения встречаются, хотя и очень редко, фактически это — ошибки программистов, когда один и тот же блок декодера работает с одним носителем, но не работает с другим.) В памяти тюнера три банка (по шесть пресетов) для станций ЧМ-диапазона и один такой же банк для станций АМ-вещания. В каких диапазонах работает АМ-тюнер, проще будет уточнить в каждом конкретном случае. При работе с RDS-вещателями тюнер обеспечивает синхронизацию часов по коду CT, а также поиск по 29 типам программ (PTY) без ожидания. CD-проигрыватель отрабатывает три сервисных функции и обеспечивает три дополнительных режима воспроизведения (куда же без них). Декодируются файлы форматов mp3 и WMA, и не декодируются все прочие. Читается CD-текст, а в компрессии — тэги. В ЦАПе задействован фильтр КИХ-типа, и полярность выхода соблюдена, если не сказано иного.
МЁД & ДЁГОТЬ
В области головных устройств (в отличие от усилителей или акустики) боксёрского восстания всё как-то не происходит, в победителях оказываются те, кто к этому давно привыкли. С одной стороны, это позитивно и сулит уверенность в завтрашнем дне. С другой — то, что брэнды, которые держат уже изрядную долю рынка, пока что не много могут противопоставить грандам в плане схемной реализации, уверенность в завтрашнем дне сулит меньшую. Теперь — персонально. «Лидер» — Pioneer, аппарат без серьёзных просчётов, к тому же обладающий неожиданно деликатным для этой ценовой категории звуком. К Sony тоже трудно придраться, он занял место «Фаворита». Kenwood на этот раз не сумел вмешаться в спор победителей по причине предельно экономичного интерфейса. Из-за этого даже недюжинные способности по части звуковых регулировок остаются несколько нереализованными. Из «неграндов» мы бы рекомендовали Prology, как нередко случается в этой категории брэндов, сочетание цены и функциональной оснащённости здесь чрезвычайно удачное.