ОТЛИЧНЫЙ. ОТ ДРУГИХ…
Помните такую рекламу в исполнении Цекало и Милявской? Да как же упомнить, это было до 1998 года, а значит — в прошлом веке по автозвуковому календарю.
Студия: «ЗвукМастер». Руководитель проекта: Дмитрий Скорняков
Вдохновитель: Александр Каленченко
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-W502R
- Процессор: Alpine PXA-H100
- Усилители: Genesis Stereo 60, Alpine PDX-F4, Alpine PDX-M12
- Акустика: Alpine SPX-17PRO, Alpine SPR-17C
- Сабвуфер: Alpine SWX-1243D
Тогда, во времена мрачного средневековья, отличия компании «Хопёр-Инвест» от других довольно увлечённо выяснял Таганский районный суд г. Москвы, и вскоре вопрос закрылся. У нас всё будет гораздо более жизнеутверждающе и без мошенничества, честное автозвуковое! Отличия этого «Фокуса» от других видны невооружённым глазом.
Ford Focus ST — это не просто спортивный «обвес». Это ещё и самый мощный на сегодняшний день серийный Ford Focus. Пятицилиндровый турбодвигатель Duratec в сочетании с шестиступенчатой механической коробкой передач обеспечивает максимальную скорость более 240 км/ч и разгон с места до 100 км/ч всего за 6,8 секунды. Неудивительно — в двух с половиной литрах уместился целый табун в 220 «кобыл». Внешность автомобиля в полной мере соответствует его характеру: большой воздухозаборник, стильная решётка радиатора, две выхлопные трубы… Кстати, как они пять цилиндров разделили пополам? 3 + 2? Ну да ладно, у нас тут не про моторы. Что ещё? Спойлер на задней двери и 18-дюймовые легкосплавные диски. Салон тоже не оставляет равнодушным: на панели приборов предусмотрена отдельная группа контроля режима работы двигателя (давление наддува, температура и давление масла) — всё, как в кабине настоящего гоночного болида.
Но нет в мире совершенства. Заводская аудиосистема из этого великолепия определённо выбивалась: стандартная фордовская двухдиновая «голова» с минимумом возможностей, невзрачные динамики в штатных местах, звучание — сами знаете, тут и объяснять нечего.
Александр, хозяин автомобиля, работает со звуком профессионально, поэтому такое издевательство над своими ушами стерпеть не мог. Основные принципы построения новой системы он сформулировал сам, структура получилась не совсем привычная, но движимая своей внутренней логикой. Специалистам оставалось только подобрать и разместить достойные компоненты — что тоже нелёгкая задача, поэтому все варианты прорабатывались совместно. В итоге остановились на компонентах Alpine — функциональность, надёжность, компактность. Только один компонент в системе не носит гордого альпийского имени, у него своё, не менее гордое — Genesis, и на то есть веская причина. Но об этом — чуть позднее, всему своё время.
Благодаря Станиславскому мы знаем, что театр начинается с вешалки. Аудиосистема начинается с источника сигнала. Alpine IVA-W502R в представлении уже не нуждается. Это, пожалуй, самая популярная модель последних лет, с хорошим базовым набором функций и с возможностью расширения — что удобно и востребовано. Понадобятся эти функции (Bluetooth, дополнительный вход, управление с руля) — можно подключить дополнительные модули, а не понадобятся — можно не платить.
Мультимедийная станция оснащена шиной Full Speed для работы с iPod и фирменной шиной Ai-NET для подключения внешних устройств. И без дела эта шина не осталась. В аппарате есть регулируемые фильтры, но для серьёзной настройки системы этого, разумеется, никак не достаточно, необходима и частотная, и временная коррекция. Для решения подобных задач имеется специальный инструмент — внешний звуковой процессор Alpine PXA-H100. Это и кроссовер, и эквалайзер, и «машина времени» с регулируемыми задержками. И конечно, 24-битный ЦАП на выходе цифрового тракта.
Структура акустического тракта — фронт, тыл, саб. Но тыл здесь не совсем тыл. Или даже совсем не тыл. Скорее — «второй фронт» для задних пассажиров, при низкой спортивной посадке без этого не обойтись никак. Расположены тыловые динамики в боковинах салона, причём достаточно высоко, поэтому на заднем сиденье звуковая сцена имеется. И первому ряду звук мешать не будет — высокие спинки передних сидений оказались весьма эффективными акустическими экранами.
Поскольку акустику предполагалось ставить в штатные места, долгих раздумий не было — двухполосный фронт, коаксиальный тыл. Это только в штатных комплектациях крошечные коаксиалы с майларовыми пищалками, а серьёзные люди ставят коаксиалы серьёзные, например Alpine SPR-17C. Лёгкий многослойный целлюлозный диффузор с покрытием из слюды и пищалка с шёлковой кольцевой мембраной обеспечивают комфортное и детальное звучание.
На фронт встал двухполосный комплект Alpine SPX-17PRO: композитный бумажно-стекловолоконный диффузор с продольными ребрами жесткости, фазовыравнивающая «пуля» — по совместительству радиатор охлаждения магнитной системы. Магнитная система тоже непростая — с неодимовым магнитом и медной вставкой, стабилизирующей магнитный поток. В результате — низкий уровень нелинейных искажений, ровная и гладкая АЧХ в области средних и низких частот. Пищалка породистая: двойной кольцевой излучатель — прямой потомок Alpine F#1 Status. Пищалки встали в подзеркальники, мидбасы — в доработанные штатные места.
Входящие в комплект кроссоверы — настоящее произведение инженерного искусства. В них использованы специально отобранные аудиофильские компоненты, все резисторы аттенюаторов закреплены на радиаторе охлаждения, поэтому кроссовер напоминает небольшой усилитель. Их и установили рядом с усилителями: чем меньше сопротивление кабеля между усилителем и кроссовером (пусть оно и мало в абсолютных величинах), тем точнее совпадение реальности с расчётными характеристиками. К тому же кроссовер допускает подключение в варианте би-ампинга, чем не преминули воспользоваться — в этом случае отсутствует взаимное влияние динамиков разных полос, неизбежное при «совместном использовании» одного канала. Качество звучания от этого, естественно, только выигрывает.
Би-ампинг, в каком бы виде он ни применялся, накладывает определённые требования на выбор усилителей. При частоте раздела 3 — 4 кГц на высокочастотную часть диапазона приходится не более 25% общей мощности, и традиционные четырёхканальные усилители с равной мощностью каналов в такой ситуации не очень-то удобны — одна пара каналов работает вполсилы. Были на заре car audio четырёхканальники с парами каналов разной мощности (смешной по нынешним меркам — 2 х 35 и 2 х 15 Вт), но сейчас такие не выпускают. Поэтому для работы с пищалками выбрали компактный аналоговый усилитель Genesis STEREO 60. Номинальная мощность 2 х 60 Вт, вполне достаточно. К тому же высокочастотный участок диапазона лучше звучит в аналоге, чем в цифре.
Поскольку воспроизведением «воздуха» занялся утончённый Genesis, а для «мяса» нужно побольше грубой силы, остальные усилители — импульсные, из серии PDX. Места в спортивной машине не так много, чтобы им жертвовать, а мощность требовалась немаленькая.
Применение новой технологии обратной связи Ultra Blue позволило добиться беспрецедентного отношения сигнал/шум. Глубокий плотный бас, быстрое, прозрачное звучание на высоких и средних частотах, завидная энергетика и драйв — вот фирменный почерк Alpine PDX. На фронт работает четырёхканальный Alpine PDX-F4 (4 x 100 Вт), а на сабвуфер — моноблок Alpine PDX-M12 совершенно запредельной мощности — 1,2 кВт. При заявленных требованиях к количеству и качеству баса меньше было нельзя.
Сабвуфер Alpine SWX-1243D установлен за спинкой заднего сиденья в закрытом корпусе объёмом 30 л. По бокам этой конструкции разместились усилители, кроссоверы, процессор и буферный конденсатор, образуя архитектурную композицию. Как всё это выглядит — на фотографиях.
Функциональность багажника почти не пострадала — объём сократился незначительно. Интерьер салона остался неизменным — только пришлось изготовить переходную рамку под головное устройство. Само собой, машина прошла полную шумовиброизоляционную обработку — и получилось очень достойно, призвуков не обнаружено. Получилось даже отлично. И не только «от других»…
Про новый закон слыхали? У кого система не работает с iPod, просьба покинуть помещение
Мидбасы фронта — одни из самых сложных произведений акустического искусства
Alpine IVA-W502R — устройство, неограниченно расширяемое «по требованию»
Кольцевые фронтальные пищалки — японцы по паспорту, датчане по родословной
По сторонам сабвуферного корпуса видны буферная ёмкость, ВЧ-усилитель (очень маленький) и кроссоверы (очень большие)
Объём багажника закономерно сократился, зато какой вид теперь открывается…
RTA
Измерения с прослушиванием в противоречие не вошли. Действительно, середина заметно ослаблена, однако обратите внимание на необычайную гладкость АЧХ на средних и верхних частотах — ни одной «зазубрины», всё исключительно плавно. Поэтому и слух ни к чему и не прицепился. Уровень сигнала в канале сабвуфера самым очевидным и явно намеренным образом приподнят, невооружённым глазом видно, как он карабкается от 80 Гц с тем, чтобы на отметке 50 Гц выйти на ровную суббасовую полку, правда слегка перестаравшись ровно на 50 Гц.
SQ
Звучание оценивалось по диску «AMT Sound Quality». Немного тыла осталось в качестве подзвучки, это, как выяснилось, заметно улучшило локализацию звуковых образов по глубине. Сцена симметричная, хорошо сфокусированная, выше торпедо.
Тональный баланс… как заказывали. Не для классики, конечно, хотя и эти жанры звучат неплохо. А для рока, блюза и иже с ними — просто шикарно. Звучание в целом «вкусное», сбалансированное. Женский вокал чистый и прозрачный, флейта и треугольник — воздушные. Спасибо «правильным» пищалкам и аналоговому усилению.
Суббаса много, но он не выпирает, а служит базисом для надстройки в виде мощного и напористого нижнего и среднего баса. Контрабасы, гитары, ударные — выше похвал. Середина по уровню немного отстаёт, но не проваливается, зато умеренно высоких частот снова прибавилось. При этом звучание комфортное, мне понравилось — именно к такому привыкло моё поколение катушечных магнитофонов и ламповых радиол. Только вот суббаса у нас тогда не было, в прошлом-то веке по автозвуковому календарю…