ТИТАНОВАЯ СЕРЕДИНА
В сфере домашнего аудио стало уже общим местом сетовать на исчезновение техники среднего ценового сектора. У нас ситуация пусть и не столь драматичная, но похожая.
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Одни покупают просто акустику или просто усилитель, они, естественно, выберут что подешевле. Соединёнными усилиями производителей и продавцов (говорящих на языках, даже не принадлежащих к одной группе) с таким товаром теперь полный порядок. «Под каждым ей кустом был готов и стол и дом», — так описывал эту рыночную ситуацию дедушка Крылов. Для другой категории покупателей основной ориентир — чтобы было типа круто. Как сказал мне однажды один очень квалифицированный специалист по торговле в нашей отрасли: «Такие не покупают, таким продают».
Между этими крайностями находится и другая группа потребителей, и другой типаж техники. Человеческий элемент этого сектора — люди, требовательные к звуку, но живущие в реальном мире и свои деньги зарабатывающие, а не получающие и не отбирающие. С такими легко познакомиться на площадке любых автозвуковых соревнований. Выбранная ими техника — не грошовые поделки, но и, как правило, не крутой эксклюзив, стоящий безумных денег только за то, что все знают: это стоит безумных денег. У вас мобильный телефон какой? Vertu? Тогда не трудитесь читать дальше. Это — приказ, между прочим.
Нас (и вас, если только что отданный приказ к вам не относится) интересует то, что принято называть «золотой серединой». Только ведь в том-то и дело, чтобы найденная середина не оказалась золотой. Топовая (на сегодня) серия компонентов Phoenix Gold Titanium объективно нацелена как раз на середину. Только не золотую, а титановую…
Четырёхканальный усилитель Ti800.4 мелким никак не назовёшь, хотя и большим я бы тоже назвать его не решился. Исполнение корпуса на редкость качественное и солидное, даже нижняя крышка, которая в большинстве конструкций делается предельно экономично, здесь отличается основательностью. Компоновка — та, что мы привычно именуем «итальянской», но из-за участившихся случаев отступления итальянцев от национальных традиций можно назвать её просто продольной. В нижней крышке сделаны два окошка, за которыми расположена пара вентиляторов, включающихся сразу, без разговоров. Это — сторона выхлопа. Впуск воздуха в систему охлаждения идёт через забранные сетками окошки на торцах корпуса. Часть нижней крышки, за которой находятся вентиляторы, на несколько миллиметров заглублена, но это не обеспечит воздуху возможности выйти на свободу: торцевые заглушки плотно прилегают к опорной плоскости, в общем, под вентиляторами надо предусмотреть окно для выхода воздуха, это уже — на вашу ответственность.
Встроенного предохранителя нет, рекомендованный номинал внешнего — 100 А. Силовые зажимы готовы принять кабель до 12,7 мм в диаметре — это солидно, на что, как и у номинала предохранителя, тоже есть основания. Остальные зажимы имеют диаметр 6 мм, но зажимной винт у зажима Rem почему-то отличается, так что при монтаже требуется три шестигранных ключа. Предусмотрено гнездо для подключения дистанционного регулятора уровня. Сам регулятор (LPL44) приобретается отдельно и действует при включённом фильтре НЧ. Второе гнездо телефонного типа (Phone Type, если так понятнее) предназначено для внешнего дисплея RMD, показывающего напряжение питания и температуру усилителя. Тоже опция, разумеется.
Источников питания внутри два. Мы потом попытаемся выяснить, как их услуги распределяются между четырьмя каналами. Плата предварительного усилителя выполнена отдельно. Регуляторы частоты среза фильтров (и бас-буста) — инкрементальные (если вы, у которого Vertu, не послушались и продолжаете читать, специально для вас: это значит — со щелчками). В инструкции при этом приведена таблица соответствия номера щелчка и частоты среза либо величины подъёма баса. Насколько она точна, позже выясним, на слово мы уже мало кому верим. Регуляторы чувствительности — плавные, что очень правильно, мы не раз писали, что «кликающие» потенциометры не позволяют точно установить усиление.
Усилитель может работать также с двумя входами, эта опция будет полезна при подключении акустики би-ампингом. Декларированный диапазон перестройки фильтра НЧ от 40 до 400, фильтра ВЧ от 20 до тех же 400 Гц. Максимальный подъём баса 18 дБ на 45 Гц.
Собственно, предварительное знакомство на этом закончено, можно включать и слушать. Пока усилитель греется, я перечислю состав аппаратуры и использованные при прослушивании диски. Состав, впрочем, такой же, как и прежде. Источником служит «домашний» проигрыватель Bryston BCD-1. Между ним и аппаратом Phoenix Gold включена предварительная секция интегрального усилителя Bryston B100-SST. Акустический кабель — ленточного типа из бескислородной меди и с очень низкой индуктивностью, он нам давно и исправно служит, как и находящаяся на дальнем конце кабеля акустика Monitor Gold 20. От предусилителя к усилителю мощности ставим для начала межблочник из посеребрённой бескислородной меди. Источник соединён с предусилителем кабелем Monster. Два неиспользуемых канала нагружены на 4-омные резисторы, так мы имитируем включение по схеме «Фронт + Сабвуфер».
Для прослушивания приготовлено вот что:
1. Iag Bari, «Fanfare Ciocarlia». Piranha Musik Berlin, 2001.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
4. «Silence Technology Test Disc. Audio div.». Matsushita, 1990.
5. Creedence Clearwater Revival, «Willy And The Poorboys», SACD. AP, 2002.
В список дисков на этот раз добавили музыку с родины Phoenix Gold (под номером 5 в списке). Чтобы, значит, тестируемый чувствовал себя как дома. Вот с него и начнём.
Динамика ударных на высоте, это оказалось легко почувствовать сразу. А вот постукивание по банке во вступлении к первому треку как-то не убеждает, кажется, в записи было больше металла. Глубина звуковой сцены редкостная (это уже диск [3], первый трек), самые тихие звучания усилитель передаёт легко и деловито, как бы не напрягаясь. Аккорды акустической гитары подробны и при этом спокойны. Возможно, даже чуть более спокойны, чем мы привыкли. Благодаря выдающемуся разрешению усилителя обнаружился интересный эффект. Во вступлении к треку 10 голос певца выдвинут вперёд, а гитара стоит между колонками, но через несколько секунд Челентано как бы сливается с гитарой. Монетки во вступлении к шестому треку диска [2] пересыпаются спокойно, вообще, звучание свободно от излишнего напора и нажима, я бы назвал его винтажным. Японский барабан (трек 11, диск [4]) большой и мощный. Церковный колокол простоват, желание всё бросить и немедленно бежать замаливать грехи удаётся подавить без труда. Зато мирские утехи увлекают: атмосфера фейерверка передаётся исключительно подробно, динамика разрывов достойная, но не пугает.
- Максимальная мощность
(14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 116/208 - Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,016/0,022 - Входная чувствительность, В 0,23 — 7,5
- Отношение сигнал/шум, дБА 93,5
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 62,5/80,5
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 3,3 — 17900
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 5,7
- Ток холостого хода, А 1,65
- Габариты, мм 498 х 251 х 62
Показатели выходной мощности выглядят более чем достойно и сами по себе, и с учётом нагрузочной способности. С переходом на 2-омную нагрузку мощность возрастает на 79%, резервы у блока питания сами понимаете какие. Получить на сабвуфере (4 Ом, мостом) 400 Вт — дело вполне реальное. Даже на «аудиофильской» 8-омной нагрузке усилитель развивает больше 50 Вт, что, как мы неоднократно отмечали, оптимально для высококачественного фронта.
Переходное затухание между каналами Front и Rear заметно выше, нежели между двумя каналами одной группы, так что можно считать доказанным: каждая пара питается от своего источника. С точки зрения переходного затухания это не очень хорошо, зато отлично, когда одна пара каналов работает на сабвуфер, а вторая — на фронт, взаимовлияние через пульсации питающего напряжения будет минимальным. Даже, скорее, никаким…
Ширина полосы поверху не столь широкая, как хотелось бы, зато с басами всё просто замечательно. Обратите внимание на осциллограмму меандра с частотой 20 Гц: спад полки меньше 20%, таких результатов у нас ещё не было. При подключении нагрузки ёмкостного характера форма выходного высокочастотного (20 кГц) сигнала практически не меняется, лишь потребляемый ток возрастает на 12%.
Басовый регулятор даёт максимальный подъём 18,9 дБ (!) на 42,7 Гц, но поскольку он регулируемый (да ещё с документированными щелчками), то запас карман не протрёт. Фильтр ВЧ перестраивается в диапазоне от 20,7 до 434 Гц. И вот здесь с чувством глубокого удовлетворения отметим: в приводимой изготовителем таблице соответствия против первого «клика» стоит число 21, против последнего… Правильно, 434 (вы что, знали?). Форма характеристики достаточно стабильна, хотя крутизна спада слегка меняется — от 10,8 до 11,6 дБ/окт. У фильтра НЧ диапазон перестройки частоты среза от 47,5 до 438 Гц (простим 4 герца?), крутизна спада абсолютно неизменная — 12,7 дБ/окт. при добротности выше баттервортовской. На нижнем пределе перестройки частоты это не заметно, поскольку при включении фильтра НЧ фильтр ВЧ не отключается, а начинает выполнять функции сабсоника. В других положениях регуляторов получается нормальный полосовой фильтр, по традиции мы даём АЧХ одного из промежуточных вариантов настройки фильтров со сдвигом на несколько децибел вниз.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель
- КТО
- Phoenix Gold Ti800.4
- ПОЧЕМ
- 19450 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Работает с двумя входами
- Солидная мощность на любой нагрузке
- Может работать с дистанционным регулятором
- Высокая устойчивость
- Редкие басовые возможности
- ЭТО — МИНУС
- Не самая широкая полоса поверху
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Середина не обязана быть золотой
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 9
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Итог 42