КРАСАВЧИКИ
Из словаря: красавчик: существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение, уменьш. к красавец. Понятно. Смотрим дальше: красавец (склонение то же) — любой красивый объект, ассоциируемый с мужским полом.
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Phantom PA902 | Kicker DX100.2 | Phonocar PH4400 | JBL GTO752 | VIBE Slick AO | Auditor Rip-2140 | Zapco i-250 | Dragster DAO 852
Объект по имени двухканальный автомобильный усилитель неизбежно ассоциируется с нашим с вами полом, а не другим, прекрасным, но не нашим. Что объекты красивые — вы чуть позже сами увидите. Почему «уменьш. к»? Есть объяснение и этому. Во-первых, двухканальные усилители имеют все основания быть наиболее компактными. И в сравнении с четырёх- и более канальными, и в сравнении с одноканальными, только по разным причинам. У первых много каналов, у вторых — ватт. Здесь и того и другого — в меру. Другая причина уменьшительности — то, что в наши тесты усилителей в последнее время с завидной регулярностью попадают младшие в своей серии аппараты. Соответственно, они же и самые компактные среди просто компактных. Почему?
Читатели со стажем, возможно, помнят: в своё время мы писали, что ширина ценовой «вилки» для группового теста не должна превосходить 1:1,5, в идеале 1:1,414 (корень из двух, как выясняется, круглое число не только в электронике). Потому что сравнивать в пределах одной группы образцы техники, различающиеся по цене вдвое (и больше) — дело неблагодарное и малопродуктивное. Если призы достаются наиболее дорогостоящим участникам, все говорят: «А как иначе?» Непродуктивно. Если они же занимают места в конце очереди за наградами, те же все говорят: «Как же так?», но в этом случае в качестве бонуса для нас возникают напряжённые отношения с импортёрами этой техники. Особенно с теми, чьи представления о том, что они импортируют, туманны во всём, кроме цены на входе. Потому дело это неблагодарное. Кроме того, нам кажется очевидным, что у усилителя по цене 3000 и 6000 рублей покупатель будет всё-таки разный. Так что показатель «вилки» 1,4 — это оптимум, 1,5 — максимум.
Сколько должно быть ценовых групп? Вопрос не так прост, как кажется. Вот, к примеру, по двухканальным усилителям (как и по четырёхканальным) у нас всего-то две группы. В связи с изрядной подвижностью нынешних цен диапазон для каждой группы приходится ежегодно корректировать, в этом году у нас рамки такие: 2500 — 3800 (тест прошлого номера) и 3800 — 5700 рублей. То есть самый «разорительный» двухканальный усилитель из сегодняшнего теста стоит 190 у.е. на старые деньги, это совсем не дорого, тогда как нижняя ценовая рамка для одиночного теста — по меньшей мере 400 американских денежных единиц. В зазоре от 190 до 400 у.е. нашлось бы место ещё на два ценовых диапазона. Или нет?
Место нашлось бы. Вот только занимать его смысла немного. Дело в том, что усилительные серии строятся не совсем так, как, скажем, линейки головных устройств. Изучив один усилитель из данной серии, изучил, считай, все. Старшие от младших (при том же числе каналов) будут отличаться лишь выходной мощностью и габаритами корпуса. Красавчики превратятся в красавцев, остальные просто подрастут. А наши ценовые диапазоны методом проб и ошибок были выбраны таким образом, чтобы в них имели наибольшие шансы попасть младшие представители линейки.
Естественно, возникает вопрос: а разве не бывает так, чтобы в разные ценовые группы попали усилители из одной линейки, отличающиеся лишь мощностью? Теоретически такая возможность не исключена, но реализуется она крайне редко. Потому, во-первых, что импортёры больше заинтересованы в том, чтобы «засветить» разные линейки — тут тот редкий случай, когда интересы всех сторон совпадают. А ещё потому, что у них же не всегда оказываются наготове разные модели из одной линейки, производители их тоже поставляют не одновременно. Словом, случаи таких сиквелов у нас за всю историю встречались лишь пару раз. Чаще бывало, что одна модель тестируется сегодня, а другая, относящаяся к той же серии — через год.
Переходим к другому вопросу, посложнее. Чем отличаются участники сегодняшней серии от тех, что были представлены в прошлом номере? То есть чем отличаются недорогие усилители от совсем недорогих? Мощностью, техническими характеристиками, оснащённостью или ещё чем?
Во-первых, «ещё чем», конкретно — внешним видом. Красавчики — именно эти, а не те, из первой части теста. Этим производитель как бы сразу объясняет потенциальному покупателю, за что именно он платит пусть и не очень серьёзные, но всё же дополнительные по отношению к абсолютному минимуму деньги. Что же касается всего остального, различия уже не столь очевидны. По выходной мощности — примерный паритет. Как там, так и тут по одному участнику мощностью 40 с чем-то ватт (4 Ом). Правда, если у большинства участников из прошлой группы мощность составляла 70 ватт с копейками, то здесь — 80 с ними же. Зато там встретилась пара одноклассников мощностью за сотню, а здесь таких нет. Словом, ничья, как сказано.
По оснащённости — тоже ошеломляющей разницы нет. Присутствие линейных выходов стало нормой для двухканальных усилителей, которым такие выходы особенно нужны. Ими оснащено большинство участников. Другая ситуация с входами высокого уровня, если в тесте прошлого номера их присутствие было редкостью, то в нынешней группе реже встречается их отсутствие. Это, наверное, плюс и косвенно говорит о том, что сегодняшние одноклассники ориентированы на не самые дешёвые и простые автомобили — те, в которых может возникнуть желание (или необходимость) сохранить штатное головное устройство. В то же время среди одноклассников оказалось на удивление много аппаратов, оснащённых ступенчатым бустом, который (даже будучи двухступенчатым) имеет, на наш взгляд, меньше шансов оказаться полезным слушателю с запросами. Так что это минус. Впрочем, размер выборки одиночного теста не столь уж велик, и я не решусь утверждать, что по мере роста ценовой категории усилителей их производители уделяют меньше внимания басовым регуляторам.
А на что обращают внимание? То, что красавчики, вы уже поняли, время для этого было. Что же касается объективных показателей… Начнём с того, что у сегодняшних героев не возникает проблем с переходным затуханием, ни у одного из них этот показатель не хуже 62 дБ. У относительно маломощных усилителей так и должно быть, но, как мы не раз убеждались, не всегда бывает. Кто-нибудь, подскажите, как будет по-китайски «не надо при разводке печати укладывать параллельно проводники двух каналов при высоком входном импедансе последующего каскада». Заранее благодарен, срисую закорючки и буду отправлять изготовителям по мере установления фактических адресов.
С этим в нынешнем тесте всё неплохо. Однако меня настораживает тенденция к ограничению полосы пропускания усилителей, которая прослеживается довольно явным образом. Полагаю, изготовитель стремится максимально облегчить себе жизнь, вводя в аппарат коррекцию с очень большим запасом. В таком усилителе генерация не возникает ни при каких условиях, что производителю упрощает тестирование, а дистрибьютору облегчает бремя гарантийного обслуживания. А что при этом скорость нарастания низкая (что мы и наблюдаем) и нелинейности растут с ростом частоты — это как будто не так важно. На самом деле важно, конечно, но не для них, а для нас с вами.
Ситуация с фильтрами выглядит точно так же, как и для усилителей стартовой ценовой категории. Не хотят изготовители ставить счетверённые регуляторы либо же применять схему вычитающего фильтра, которая требует применения дополнительного операционного усилителя. Знающие люди говорят, что происходит это из стремления производителя экономить на всякой мелочи, экономия в 50 центов на фабрике вырастает до 3 долларов при продаже, после чего умножается на тираж, у не самой дорогой техники — по определению массовый. У меня мнение другое, поскольку невооружённым глазом вижу, что на дополнительную внешнюю отделку иных из участников нынешнего теста потрачено по-любому больше 50 центов. Так что объяснение всё же в косности производителя, живущего по принципу «всегда так делали — и хорошо продавали».
О тех критериях, которыми мы пользуемся при оценке измеренных технических параметров, было достаточно сказано в предисловии к тесту прошлого номера, повторять, наверное, нет смысла. Но закон есть закон: каждый тест должен быть понятен сам по себе, поэтому перечислим, что считаем необходимым, а что признаём лишь удобным дополнением.
Коль скоро двухканальные усилители являются универсальным материалом для построения развитых систем, считаем, что линейный выход — это норма, его отсутствие — её нарушение. Конечно, прямой линейный выход (который соединён с входом пусть и через 100-омный резистор, но без буферного каскада) предоставляет несколько меньшие возможности, если вы свяжете в «гирлянду» более двух усилителей, вероятна деградация сигнала. Как и прежде, исходим из того, что присутствие басового регулятора — норма, его отсутствие — минус. Так же, как и басовый буст без регулировки. Отсутствие входов высокого уровня мы по-прежнему не считаем минусом, соответственно, их присутствие переходит в категорию плюсов. Плюс также — дистанционный регулятор уровня или хотя бы возможности для его подключения, пусть даже сам регулятор в комплект не входит.
В отличие от большинства других тестов при тестировании усилителей мы обходимся без умолчаний. Если не считать таковым то, что усилитель рассчитан на работу с нагрузкой 4 и 2 Ом. Но это давно уже стандарт отрасли, так что специально упоминать сей факт смысла нет. В пределах этого теста введём лишь одну предварительную договорённость: басовый регулятор или же ступенчатый буст работает независимо от выбора фильтров. Отступлений от этого правила будет буквально два, и об этом скажем в компании тех красавчиков, к которым они относятся.
МЁД & ДЁГОТЬ
С большим отрывом первым финишировал Zapco. Даже без учёта того дополнительного балла, что был присвоен за удобство установки, отрыв всё равно остаётся. Правильный усилитель, всё на месте, чем не «Лидер»? «Лидер». Следом в финальной таблице идёт Phantom, его право на звание «Фаворита» не обсуждается. А вот ещё двоих участников надо обсудить. Эти двое финишировали с одними и теми же баллами, их имена VIBE и Auditor. По идее, они должны были бы получить нашу «Рекомендацию», но у «Аудитора» есть, по нашему мнению, определённые преимущества по части измеренных показателей, и они, теперь уже — по нашему убеждению, отразятся и на звуке. Поэтому Auditor получает почётное звание «Фаворита», что не отменяет законной «Рекомендации», полученной VIBE.