измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Линия перемены дат
Есть такая символическая линия, в основном она проходит по 180-му меридиану. Но в том-то и дело, что «в основном»…
JVC KD-R527 | Sony CDX-GT457UE | Prology MCH-620U | Philips CEM5000/51 | Kenwood KDC-4651UR | Pioneer DEH-4300UB | Alpine CDE-120RR
Изрядная часть нашего Чукотского автономного округа (им. Р.А. Абрамовича и ФК «Челси»), например, находится к востоку от 180-го меридиана, но время там, естественно, «западное». Зато разница во времени с близлежащей территорией Аляски, до которой каких-то 70 км, составляет 3 часа. Познавательно, согласитесь. Но, как говаривал персонаж одного старого анекдота, какое отношение имеет?
Может быть, помните, в предисловии к тесту CD-ресиверов позапрошлого номера сказано было, что к линейке нынешнего года относится большинство участников, но не все. В сегодняшнем тесте участвуют исключительно аппараты из модельного ряда нынешнего, 2011 года. Строго говоря, это утверждение относится лишь к продукции грандов отрасли, в технике менее пафосных брэндов одни модели приходят на смену другим, и по «линейкам» их разделить трудно. Но раз такие отклонения есть и у настоящей линии перемены дат, неудивительно, что только сейчас мы окончательно пересекли заветный меридиан и уже точно находимся в «сегодня».
Раз уж зашёл на эту тему разговор, интересно было бы прояснить, как по номеру модели отличить аппарат «сегодняшний» от «вчерашнего». Потому как если вы станете искать, где именно единичка в индексе модели заменила нолик, ваши поиски успехом не увенчаются.
Взять, например, Alpine — они перешли на новую систему обозначений в прошлом году, но индексацию начали с единицы, а не с нуля (что запоминалось бы проще, помните, какой год был прошлым?). Поэтому если в прошлом году на втором месте в индексе стояла единица, то теперь — двойка. Пример — CDE-120RR. Двойка на второй позиции является признаком нынешнего модельного года и у головных устройств JVC. Год назад в нашем тесте участвовал аппарат с обозначением KD-R412, нынче — KD-R527. Номенклатура головных устройств Pioneer ещё больше нацелена в будущее. У них двойка была год назад (DEH-3200UB), теперь ей на смену пришла тройка, например, DEH-4300UB. Но и они отстают от Sony, для них пройдены уже и «четвёрки», и в индексе новых моделей на втором месте стоит цифра пять. Вот так: CDX-GT457UE. В компании Kenwood вообще считают год за четыре. Естественно, им одной цифры для обозначения модельного года недостаёт. Атрибутом прошлого года были цифры 47 в конце индекса модели, года нынешнего — 51. Пример тоже из нынешнего теста — KDC-4651UR. Ну и надо ещё заметить, что номенклатура обозначений не является всеобъёмлющей, у всех (кажется) производителей встречаются модели, индексация которых не вписывается в общие правила.
Возникает законный вопрос, чем ещё, кроме обозначения, отличаются сегодняшние модели от тех, которые остались за «линией перемены дат»? Конечно, наиболее политкорректно было бы написать, что в новых аппаратах используются более прогрессивные решения. Но если оставить дипломатию в стороне, вернее будет сказать, что различия касаются главным образом внешнего вида, да и тут они не эпохальные. Кажется, стало уже общепринятым приводить в качестве примера разумного консерватизма дизайн головных устройств Alpine. Но и нынешние аппараты Pioneer отличить от прошлогодних непросто, в особенности это касается доступных моделей — к дизайну наиболее продвинутых «голов» практикуется подход индивидуальный. Даже дизайнеры Sony, которые всегда отличались неудержимым творческим поиском, кажется, немного угомонились. Объяснение, в общем, простое: нынче экономить приходится на всём, в том числе и на дизайнерских изысках.
А как обстоят дела с «прогрессивными техническими решениями»? Надо думать, они есть. В том плане, что изготовители переходят на новые, более современные (и более дешёвые, как я понимаю) чипсеты. Но это всё где-то там внутри, на поверхности как будто ничего не меняется. Хотя постойте. Замечали, наверное, что практически во всех «головах» с параметрическим эквалайзером (а такие нынче в большинстве) центральные частоты подозрительно похожи, а в диапазоне ВЧ список попросту одинаковый: 10/12,5/15/17,5 кГц. Можно, конечно, предположить, что кто-то где-то опубликовал результаты фундаментального исследования по выбору характеристик дискретного параметрика, и теперь эти результаты энергично внедряются передовыми предприятиями капиталистических стран. Только как-то не верится… Логичнее думать, что эти функции предопределены возможностями чипсета.
Об особенностях встроенных усилителей мощности мы почти никогда не говорили, не было повода. Да, в рекламных материалах частенько пишут, мол, головное устройство имеет высокую выходную мощность 50, а то и все 55 Вт. Но мы-то с вами давно знаем, на самом деле это 17 — 19 Вт среднеквадратичной (RMS) мощности на нагрузке 4 Ом при нелинейных искажениях 1%. Да, у Sony есть собственные микросхемы с выходной мощностью около 20 Вт, но даже разброс от 17 до 20 Вт даёт лишь 0,75 дБ разницы по звуковому давлению, так что и говорить, казалось бы, не о чем. То есть было не о чем. Теперь, как можно заметить, появились особенно прогрессивные усилительные микросхемы, у которых КНИ даже при низких мощностях (1 — 2 Вт) составляет несколько десятых долей процента, и с ростом мощности он плавно растёт, так что значение 1% достигается при мощности 4,5 — 6 Вт. А потому нам приходится мерить выходную мощность не при стандартизованном (и беспорочно служившем нам годами) значении КНИ = 1%, а при появлении ограничений сигнала. У «нормального» усилителя этому примерно и соответствует 1% КНИ, а у не совсем нормального — не совсем и соответствует. Как звучат такие усилители, можно себе представить. И если прежде их устанавливали преимущественно в AV головные устройства, то теперь, как выясняется, они идут и в чисто звуковые аппараты. Можно дать лишь один совет: в комплекте с такой «головой» непременно устанавливать внешний усилитель. Это мероприятие всегда было полезно, а теперь — особенно.
Дальнейшая интеграция головных устройств в современный цифровой мир проявляется в возникновении у них не только гнёзд USB, но и слотов для карт памяти SD. Поначалу, как мы знаем, слоты для карточек SD/MMC появились в аппаратах от фирм второго эшелона, идея, овладевшая массами, была принята дворянством car audio благосклонно, но без спешки. В сегодняшней группе нам не встретился ни один аппарат «грандов» отрасли, оснащённый слотом SD, но кое у кого в производственной программе они уже числятся. Я по-прежнему считаю, что при наличии великого и могучего стандарта USB твердотельные носители иных форматов, мягко говоря, не необходимы. Однако практика продаж говорит: при прочих равных условиях потребитель выбирает аппараты, в которых есть то и то (по принципу «пусть будет»), ну и производителям приходится на это реагировать.
Характеристики тюнера мы сегодня пропускаем (как и было обещано в прошлый раз) и сразу переходим к CD. Здесь я рискну сделать утверждение, что всеобщая унификация, по счастью, не коснулась трактов воспроизведения диска, изготовители головных устройств продолжают активно использовать собственные наработки в этой области. Иначе никак не удастся объяснить тот факт, что аппараты разных производителей и звучат по-разному. Наверное, это плюс — всё-таки у всех нас разные критерии оценки верности звучания, а кое-кто верности предпочитает эффектность (такая дилемма существует и в отношении между полами, между прочим). При таком разнообразии музыкальных «почерков» бывает очень непросто выявить тех, у кого звучание самое «честное». По большинству параметров у нас в ходу фактически лишь три оценки (9, 8 и 7 баллов), применительно к звучанию это означает, что мы должны разделить «головы» на три категории: «музыкально», «нормально» и «средне». На самом деле грани тут куда тоньше, звучание почти всех нынешних участников можно без риска ошибиться охарактеризовать ёмким определением «нормальное». Но мы всё же отметили тех, которые в этом плане нам понравилось больше (или меньше) остальных. И, думаю, не будет лишним в очередной раз напомнить, что 9 баллов (за звук) — не совсем та девятка, которую по этому параметру получают аппараты высокого разбора.
Функциональная оснащённость ресиверов данной ценовой категории характеризуется определённым аскетизмом, что естественно. Или нет? Частично — да, частично — нет. Давайте припомним, чем «продвинутые» головные устройства недавнего прошлого отличались от своих более демократичных «коллег»? Присутствием универсальной шины управления, количеством линейных выходов и возможностями звуковых регулировок. Да, у некоторых самых серьёзных аппаратов были даже линейные входы. Теперь фирменная универсальная шина мало кому нужна, управлять надо разве что айподом, а ему протоколы Ai-Net или IP-Bus как-то по жёсткому диску. Конечно, USB — тоже шина, только действительно универсальная, потому и оснащаются ею почти все аппараты, кроме совсем уже непритязательных. И тем более у всех есть линейный вход (Aux). А в связи с развитием «вычислительной техники» организовать в головном устройстве параметрический (или графический) эквалайзер нынче проще, нежели в прошлые времена построить регулятор тембра. Остаётся варьировать только количество линейных выходов (я не беру процессорные аппараты, там число вариаций шире). Вот и вынуждены изготовители для «фиксации» уровня аппарата жонглировать вторичными признаками: есть диммер — нет диммера, читает AAC — не читает AAC… Ладно бы только AAC. Но когда солидный производитель, который никогда не уклонялся от лицензионных отчислений, вдруг запрещает аппарату читать WMA, мы начинаем понимать, что он не только головные устройства разводит по уровням, но и нас тоже разводит на приобретение более продвинутой модели. Что касается диммера, то, по нашему убеждению, это средство обеспечения безопасности. А экономия на безопасности всегда обладает определённым душком. И бывает особенно интересно обнаружить, что головное устройство обеспечивает возможность выбора из десятка тысяч цветов подсветки (круто), но при этом не оснащено диммером (не круто).
Обратите внимание, «фамилии» я не называю, для конкретики будет подходящее время и место. А пока мы не перешли к тесту, перечислим те функциональные особенности головных устройств, которые будут подразумеваться по умолчанию. Линейных выходов одна пара. Конечно, есть линейный вход и гнездо USB. В тюнере три банка (по шесть станций) предоставляются в распоряжение ЧМ-тюнера. Чуду техники — АМ-тюнеру — хватает одного банка (онъ работаетъ въ дiапазонахъ длинныхъ и среднихъ волнъ). В RDS можно задействовать поиск по 29 типам программ (PTY), а также ожидание для News. Часы синхронизируются по коду CT. CD-проигрыватель обучен чтению CD-текста, оснащён декодерами mp3 и WMA. В нём реализованы три привычные (для нас) сервисные функции, как то: включение диском, выгрузка диска без включения аппарата и «спрятать диск». Действуют три дополнительных режима воспроизведения — повтор и сканирование треков, а также воспроизведение в случайной последовательности. Ускоренный поиск (конечно же) без фиксации, как только вы отпускаете соответствующую кнопку, аппарат возвращается к нормальному воспроизведению. Браузер (если есть) позволяет перемещаться по файловой структуре свободно, а не начинает играть первый же файл, обнаруженный при входе в папку. Когда слушаешь аудиокниги в жанре детектива, это очень не к месту. С карты SD (если есть, опять же) воспроизводятся файлы тех же форматов, что и с USB, считаем, что это mp3 и WMA.
Как бы то ни было, линию перемены дат пересекли. И что мы увидели в дне сегодняшнем?
МЁД & ДЁГОТЬ
Ровно бежали сегодня, молодцы. Трое прибежали одновременно (в смысле однобалльно), хорошо, что не забыли заранее батарейки в фотофинише поменять. Три претендента на лидерство — Sony, Kenwood и Alpine (это в порядке их представления). Фотофиниш у нас построен на основе предпочтительности звучания, а по этому критерию предпочтительным нам показался Kenwood, он и становится сегодня «Лидером». Sony и Alpine в этой системе приоритетов «Фавориты», а Pioneer от души рекомендуем.