ПАРАДНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
Бывшая «группа захвата» одержала победу — акустики калибра 6,5 дюйма сегодня выпускается едва ли не больше, чем «пятёрок» и «чётвёрок», вместе взятых.
Phantom RS 165.2 | Macrom M3S.60 Mk2 | Audio Design PK 165S | Rockford Fosgate R1652-S | JBL GT6-6C | Cadence FXC 6Ki | Philips CSP652 | Kicker ES 65.2 | Phonocar 2/818 | Phoenix Gold R65CS | Challenger MS-16.2 | Coral DLK 165 | Morel Maximo 6 | PHD Trax 6.1 kit
Значит — парад. Впереди колонн, разумеется, будут шагать наиболее пафосные модели акустики, они в первую (а часто — в единственную) очередь выпускаются в размере 6,5 дюйма. Но в тесном строю группового теста, как водится, разговор идёт о моделях попроще, а с учётом принятых ценовых ограничений — и подавно. Словом, в сегодняшнем тесте наиболее доступные модели компонентной акустики с мидбасами калибром 6,5 дюйма, сиречь диаметром 165 мм.
Когда после «пятёрок» переходишь к тестированию акустики «старшего» типоразмера, становятся особенно заметными их сравнительные преимущества и недостатки. По части недостатков у «шестёрок» всё просто, по большому счёту он один — повышенная направленность излучения на верхней середине, в диапазоне от 2 до 5 кГц. И действительно, у «шестёрок» практически не бывает столь ровной «боковой» АЧХ (под углом 50 градусов), как у лучших представителей племени пятидюймовых. Соответственно, для их установки можно дать общую рекомендацию — подиумы с разворотом оси излучения в сторону слушателей. Хотя, как нетрудно догадаться, дать такую рекомендацию куда проще, чем ей последовать, особенно применительно к недорогой акустике, которую почти наверняка смонтируют по штатным местам салона.
Есть и ещё один минус, но у него как бы иной порядок малости. Акустика с большим эквивалентным объёмом требует и большего объёма оформления — это общее правило (конечно, не без исключений). В частности, как мы знаем, «шестёрки», пригодные для работы в компактном ЗЯ, скажем, 3,5 — 4 л объёмом — большая редкость. В сегодняшней, довольно представительной, группе такие редкости нам не встретились ни разу. Так что с акустическим оформлением получается шахматный цугцванг: дверь, и без затей. Для монтажа в кикпанели участники этого теста малопригодны, если, конечно, вы не готовы идти на солидные жертвы в части глубины и качества баса. Впрочем, у нас инсталляции с кикпанелями пользуются далеко не так популярны, как, к примеру, за океаном, так что траур по этому поводу объявлять не будем.
Дальше идут плюсы. Искажения на басах при фиксированном звуковом давлении падают (как мы знаем) по мере роста площади диффузора. У среднестатистической «шестёрки» эта самая площадь почти в полтора раза (как мы тоже знаем) больше, чем у типичной «пятёрки». Если (как мы любим) обратиться к статистике и сравнить показатели искажений на басах участников нынешнего теста и их пятидюймовых «родственников» (№2/2011), то окажется, что «шестёрки» выигрывают более чем вдвое (2,92% сегодня против 6,62% «вчера»). Тут, помимо собственно площади, сказался и ещё один фактор — частота 80 Гц, с которой по регламенту испытаний мы начинаем, для многих «пятёрок» ниже частоты собственного резонанса, соответственно, фундаментальная частота подавляется, и измеренный коэффициент гармоник получается выше. Тогда как у «шестёрок» частота резонанса в ящике с объёмом двери если и выше 80 Гц, то не сильно.
Тут мы плавно перешли к следующему плюсу шестидюймовых мидбасов — повышенной басовитости. Конечно, никто не гарантирует, что в салоне эти мидбасы отыграют «все» низы до инфразвука, такие способности — некоторая редкость, однако головки с измеренной частотой среза не выше 60 Гц имеют шанс воспроизвести в салоне почти весь информативный бас.
Теперь о добротности. Было уже отмечено, что полная добротность головок из одной серии имеет тенденцию к росту с ростом типоразмера. Поэтому для нас, конечно, не было откровением, что у многих тестируемых этот показатель заметно выше, чем у фильтра имени Стивена Баттерворта. Однако добротность 1,5, вызывающая на АЧХ подъём до 5 дБ, это, согласитесь, перебор. Мы по традиции и природной доброте с некоторым либерализмом смотрим, как производители бюджетных мидбасов приподнимают добротность выше аудиофильских отметок, признавая, что так удаётся создать иллюзию басовитости звучания, но у всего есть оправданные пределы. А добротность полтора… «Эй, вы, там, наверху!»
Форма АЧХ мидбаса (и твитера тоже, но о нём речь будет позже) определяется выбором материала диффузора и формы его профиля. Здесь ситуация вызывает заметно больше оптимизма, чем, скажем, в случае с коаксиалами. Изготовители компонентной акустики более тщательно отслеживают результаты своих трудов, такая акустика — лицо торговой марки, к тому же сплошной диффузор компонентного мидбаса по природе своей таит меньше неприятных сюрпризов, нежели дырявый — коаксиала. Но, как бы то ни было, более чем у половины участников форма АЧХ позволяет рассчитывать (при правильной инсталляции) на достижение сбалансированного звучания, свободного от явной тембральной окраски.
Изрядная часть тех одноклассников, кто такие надежды как будто не подаёт, имела бы более реальные перспективы, будь у них в составе кроссовера аттенюатор. Однако аттенюатора нет почти ни у кого — этот факт мы сегодня можем принять по умолчанию, не забывая, конечно, проводить его по статье минусов. Вообще, создаётся впечатление, что производители стали рассматривать кроссовер как основную житницу экономии. А как иначе объяснить тот факт, что более половины участников (8 из 14) оснащены скромными кроссоверами, устанавливаемыми в разрыв кабеля? А у троих «кроссовер» в точности как у коаксиала, то есть томящийся от одиночества электролитический конденсатор.
Было не раз безрадостно отмечено, что в нашей отрасли пищалки почему-то всё реже оказываются способны доиграть до канонической граничной частоты 20 кГц. С «чувством глубокого» отмечаем: в сегодняшней группе пищалки подобрались всё больше широкополосные, таких, чтобы сильно не доигрывали до верхней границы, раз, два и обчёлся. Давно известно, что ширина полосы пищалки находится в противоречии с её перегрузочной способностью (то есть возможностью выдерживать повышенную мощность). Как только мы делаем «экономный» фильтр ВЧ, пищалку приходится «умощнять», результат известен. Но, как выясняется, проблемы тут вполне решаемые, надо только не забывать об их существовании.
На этой не лишённой здорового оптимизма ноте я намерен закончить предисловие к тесту. Теперь перехожу к техническому описанию компонентов акустики. Точнее, к его общей части, которая позволит сэкономить место при описании устройства конкретных участников.
Корпус, то есть диффузородержатель, мидбаса штампованный. Центральный колпачок выпуклый и изготовлен из пластика. Материал подвеса — резина, ширина его 11 — 12 мм. Диаметр звуковой катушки 25,4 мм. Уплотнительное кольцо низкое, изготавливается оно либо из традиционного картона, либо из пластика, но для нас это не так уж и важно. Кстати, и уплотнительным кольцом оно является, лишь если рамка защитной решётки монтируется сверху. Считаем, что ставится она именно так и дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания не создаёт. Для соединения с акустическим кабелем используются контакты под всем известные клеммы-«лопаточки». Пищалки купольные, в установочный комплект непременно входит корпус для заглублённого монтажа (так называемая «чашка). Если сказано, что пищалка поворачивается на необходимый угол, значит, угол этот не меньше 20 градусов. Если угол меньше, в тексте сказано, что он «небольшой». Используемые в кроссовере конденсаторы относятся к типу неполярных электролитов, а катушки намотаны без магнитных сердечников, если не сказано иного.
Победители давно уже выстроились для парада, нельзя их заставлять ждать слишком долго. Тем более что желающих принять участие в параде сегодня набралось много. Итак: «К торжественному маршу, побатальонно…»
МЁД & ДЁГОТЬ
Участники, в этот раз весьма многочисленные, базар при распределении призов не устроили, всё прошло как-то гладко. Самых высоких оценок удостоились Challenger (явление относительно привычное) и Coral, а это — дебютант тестов, привыкать пока не к чему. Оба получили титул «Лидера» без каких-либо дискуссий в конкурсной комиссии. Было высказано особое мнение, что Challenger лучше справляется с басом, но это преимущество сыграет свою роль только в отсутствие сабвуфера, а мы к такой архитектуре системы никак не призываем. Следом за парой триумфаторов дружно и ровно расположились другие претенденты на награды. Возглавляет группу Morel, что приятно удивило: раньше в соревнованиях такой ценовой категории израильтяне вообще не участвовали, а теперь не только участвуют, но и побеждают большинство соперников. То есть «Фаворит», вы поняли. Звания рекомендованных компонентов заслуживают, по нашему мнению, Rockford Fosgate и Cadence.