Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ДРАЙВ ПО РАСЧЁТУ
Усилителей для автомобилей производится нынче куда больше, нежели такой же техники для дома. Почему, и что из этого следует?
Phantom PSA 4.120 | Bull Audio AMP 4.200 | Velas VA-1404 | Challenger CHA 50.4 | Prology AR-450 | Sony XM-GTX6040 | Vibe Slick a1 | TEAC TE-A120.4 | Alpine PMX-F640 | Kicker EX 450.4 | Pioneer GM-6400F | X-Program X-A40
На первый вопрос ответить будет существенно проще. Как часто вы приобретаете новое жильё или хотя бы переезжаете из одного в другое? Боюсь, что для изрядной части опрошенных ответ будет варьироваться между «никогда» и «уже не помню». А за тех, у кого дела идут настолько хорошо, что и статистика переездов выглядит более динамично, я искренне рад. Однако для всех трёх категорий респондентов будет справедливо общее утверждение: машины они меняют чаще, чем жильё. А насколько велика вероятность того, что вы станете вытаскивать из старой машины вашу аудиосистему, чтобы «применить» её к вновь купленному средству передвижения? Если это не Status, не Thesis и не Utopia Be, вероятность окажется невелика. Почему — сами знаете. С другой стороны, в домашней сфере как-то естественно, что усилитель и колонки люди забирают с собой при переезде вместе с книгами, фикусом и кошкой. Кроме того, в нашей отрасли типична такая ситуация, когда в уже существующей системе меняют только акустику или только усилитель либо просто дополняют её (систему) очередным усилителем. Отсюда становится понятно, отчего спрос на технику car audio (конкретно — на усилители) существенно выше, нежели на домашнюю.
Теперь о том, что из этого следует. Естественно, поучаствовать в дележе столь динамичного и ёмкого рынка стремятся все производители и все импортёры. Понятно, что от выпуска усилителей не отказываются компании-«универсалы», разрабатывающие и производящие головные устройства. Но никого уже не удивляет, когда известный изготовитель сабвуферов или акустики осваивает производство (или хотя бы маркетинг) усилителей, нас теперь скорее удивляет, когда этого не происходит. Плюс ещё относительно молодые брэнды — им на руку играет тот факт, что, учитывая быструю обновляемость техники car audio, к приобретению автомобильных усилителей потребитель относится куда проще, нежели к оборудованию своего жилища. Но одним из необходимых требований, обусловливающих такую простоту отношения, является доступность цен на продукт данной категории. «Молодые тигры» успешно держатся в русле этих требований, а изготовителям со стажем приходится подстраиваться к такой ситуации. Но, разумеется, в том секторе рынка, где «новые китайцы» им не конкуренты, наиболее заслуженные фабриканты держат планку (по цене и качеству) на высоте. Типичный расклад такой: бытовая техника либо дешёвая (процентов 85), либо дорогая и претенциозная (10), на долю изделий среднего ценового сектора остаётся то, что остаётся.
Естественно, производители бюджетной техники — тоже не Красный Крест, благотворительность для них приоритетным направлением не является. Цены надо оптимизировать, а при фиксированном уровне сложности техники оптимизация выводит всех на один и тот же путь. Структура схемы давно уже устоялась, сам по себе усилитель мощности состоит из трёх непременных частей: входной каскад (он же каскад с передаточной проводимостью), усилитель напряжения и усилитель тока. Вместо первого компонента иной раз ставят операционник. Можно оптимизировать слаботочную часть схемы с целью увеличения линейности, но только, судя по измеренным показателям КНИ (коэффициента нелинейных искажений), этим, как правило, никто не занимается, показатели нелинейности именно таковы, каковыми они и должны быть для базовой схемы. Для выходного каскада существуют два «глобальных» типа: двухтактный эмиттерный повторитель и комплементарная пара с обратной связью. За редчайшим исключением выбирается первый вариант — эмиттерный повторитель гораздо менее критичен к выбору тока покоя. Лично я давно уже заметил, что у усилителей, имеющих одинаковые показатели мощности и по некоторым признакам вышедших через одни и те же ворота, может быть разница по току холостого хода чуть ли не вдвое. Этому находится три объяснения. Первое: разные потери в источнике питания (что вряд ли). Второе: при подготовке партии к выпуску сидели представители заказчика с во-от такими ушами и слушали, при каком токе покоя звучание им нравится больше всего. Слушали, пока не падали со стульев от изнеможения или пока костлявая рука голода… В общем, долго слушали. Третье: ток покоя никто не настраивал, какой получился, такой и есть. Какое из этих объяснений вам видится наиболее реалистичным, учитывая, что отпускная цена четырёхканальника, включая железо и упаковку, должна уложиться в 60 американских рублей? Видимо, подобным образом можно объяснить и невеликую ширину полосы многих нынешних аппаратов. В каждом усилителе мощности есть корректирующая ёмкость — чем она больше, тем меньше схема склонна к генерации, но тем уже её полоса. Вот и выбирают её с запасом, чтобы навсегда и наверняка. Кстати, величина скорости нарастания у многих аппаратов как раз показывает, что они могли бы обеспечить куда более широкую полосу, не будучи «закорректированными» насмерть. Теперь фильтры. По-прежнему нечасто (а в этой ценовой группе — тем более) попадаются такие, у которых крутизна спада не сползает ниже 10 дБ/окт. на границе диапазона. Особенно этим грешат фильтры ВЧ (что объяснимо), но изредка попадаются и «сабвуферные» фильтры с крутизной спада 6 — 8 дБ/окт. Понятно, что использовать такой фильтр можно только в паре с фильтром головного устройства, но тогда и оценивать его надо как полфильтра. Отчего вместо плавного басового регулятора многие изготовители ставят ступенчатый буст, я даже и сказать затрудняюсь — неужели, установив вместо потенциометра переключатель, удаётся что-то сэкономить? Словом, бюджетные усилители дают всё то, чего ждёт от них не слишком избалованный потребитель, но ничего сверх. Нужен вам драйв, панч или что там ещё? Получите. Но ровно настолько, насколько нам позволили расчёты отпускной цены.
Как это соотносится с музыкальностью? Думаю, ни один изготовитель усилителей с отпускной (заводской) ценой в 50 — 100, да пусть и 150 у.е. за четыре канала таким понятием на утренней планёрке не оперирует, скажите спасибо, когда после долларов и юаней остаётся время на ватты, децибелы и герцы.
Суду, однако, известно: если схема усилителя не содержит просчётов, а источник питания располагает достаточной мощностью, очень многое начинает зависеть от разводки печати, то есть от взаимного расположения компонентов. Какова эта разводка, никто не скажет, ибо даже для одной схемы изготовитель делает несколько вариантов, чтобы обеспечить себе возможность манёвра. Единственный косвенный признак, по которому можно судить о достоинствах топологии печатной платы, — переходное затухание, если разработчик не счёл нужным обеспечить достойные показатели разделения каналов, очень сомнительно, что разводка выполнена профессионально. В этой связи мне доставляет удовольствие сообщить, что у современных усилителей значения переходного затухания выглядят куда более достойно, чем прежде.
Такой показатель, как приращение мощности с переходом на «половинную» нагрузку, позволяет оценить возможности источника питания: чем выше этот прирост, тем лучше. Что же касается упомянутых просчётов в схеме, то на них может указывать либо несимметричная форма выходного прямоугольного сигнала (что бывает редко), либо несимметричная высокочастотная генерация при подключении ёмкостной нагрузки (что случается чаще). Плюс, конечно, повышенные нелинейности (более 0,1%), но это тоже явление очень нечастое. Отношение сигнал/шум также способствует косвенной оценке продуманности схемы. Помехи в наших усилителях, как правило, вызваны наводками источника питания. Но если их уровень достаточно высокий («высокий» от «низкого» у нас отделяет рубеж 90 дБА), значит, либо источник выполнен неоптимально, либо межкаскадные сопротивления выбраны «без царя в голове». Второй вариант почти наверняка скажется и на звучании, первый… Когда на осциллограмме полного размаха сигнала можно углядеть высокочастотную «шерсть» наводок от источника, очень трудно убедить себя, что на звук это не влияет.
В подавляющем большинстве случаев четырёхканальные усилители используются по схеме «Фронт + Тыл» либо «Фронт + Сабвуфер». К первому варианту мы относимся неодобрительно — ну не садятся культурные люди спиной к оркестру, даже если в качестве оркестра выступает диджей с таблетками и компом. Хотя, судя по тому, что я вижу «на улицах», наше неодобрение так и остаётся при нас, а автопроизводители (и автопотребители) — при тылах на «шестёрках» или «лопухах». Я так полагаю, если уж тебе непременно надо занять тылы, поставь туда фри-эйрный саб — тем более сабвуферы «блинной» размерности 6 х 9, похоже, скоро станут более распространёнными. Но это уже будет вторая из основных схем применения. Есть ещё и неосновные. Кажется, ну что может быть естественнее, чем использовать четырёхканальник для би-ампинга фронта? Вот только фильтры не всякого усилителя вам в этом помогут. Если фронт у вас трёхполосный, вы в некоторых случаях ещё сможете возложить на них деление полос НЧ и СЧ (если частота раздела не выше 400 — 600 Гц). А вот если вам надо подключить к одной паре каналов мидбас, к другой — твитер, тут в любом случае придётся прибегнуть к внешним фильтрам: в большинстве своём четырёхканальники делаются в расчёте на основные схемы. Может, и правильно, для такого би-ампинга лучше использовать классический строительный материал — двухканальные усилители. Попадаются ещё аппараты, в которых фильтры делаются с половинной «комплектацией» — в одной паре каналов включается только фильтр ВЧ, в другой — только фильтр НЧ. На первый взгляд, может, и правильно — мы же только что согласились: схему «Фронт + Тыл» надо поставить вне закона. Вот только попробуйте объяснить это тем покупателям, которые просто хотят добавить драйва (то есть ватт и децибел) к штатной аудиосистеме, не меняя в ней ни голову, ни акустику.
К слову, для такой операции очень кстати будет наличие в усилителе входов высокого уровня. И ещё к слову — к выходам усилителя «головы» всегда можно подключить обычные RCA-входы, если чувствительность там не выше 4,5 В, только надо будет использовать разделительный конденсатор (чтобы убрать постоянную составляющую) и резистор несколько десятков Ом между выходами, чтобы усилитель чувствовал себя в режиме. Тем не менее к таким операциям готов не всякий, поэтому присутствие входов высокого уровня мы считаем плюсом. Их отсутствие пока ещё минусом не считаем. Как не считаем минусом и отсутствие линейных выходов — всё же четырёхканальные усилители не так уж часто идут на построение сложных систем, и в большинстве случаев линейный выход им без надобности. К числу минусов мы будем относить только отсутствие басового регулятора — полное или частичное, когда регулятор заменён переключателем. Ну, и не всегда предсказуемые характеристики фильтров — тоже грех.
Вводная часть к большинству тестов у нас заканчивается перечислением тех особенностей устройства техники, которые подразумеваются сами собой. Усилители в этом плане исключение, как правило, мы обходимся без умолчаний. Тогда нам не остаётся ничего иного, как перевернуть страницу. Кому драйва с панчем, недорого, налетай!
МЁД & ДЁГОТЬ
Диспозиция сегодня такая. Интересная, надо признать. Больше всего баллов в сводке достоинств набрал усилитель, открывающий тест, что означает: позволяющий закрыть бумажник у кассы раньше, чем все остальные. А выступил для недорогого усилителя просто отлично, оттого и становится «Лидером» единолично. Следом на минимальной дистанции идёт Kicker. К тому, что у оклахомцев хорошо получаются дорогие сабвуферы и усилители, мы привыкли, но и бюджетная модель оказалась отменной выделки. Придраться можно лишь к характеристикам фильтров, но вы могли заметить, если читали в порядке нумерации страниц, а не наоборот, что это в нынешнем тесте — устойчивый стереотип. Так что «Фаворит», здесь всё ясно. Между первыми двумя призёрами и остальными участниками возникла некая зона безопасности шириной в 2 балла. В авангарде второй волны находятся Velas, Alpine и X-Program, они и получают нашу «Рекомендацию».