ПРОГУЛКА С КОЛЯСКОЙ
Оказалось, что эта разновидность транспортного средства для нас самая редкая. Чего только не было: автомобили такие и эдакие, легковые и грузовые, мотоциклов — не сосчитаешь, велосипеды — были, лошади — и те забредали.
Студия: «SoundLab на Рижской»
Руководитель проекта: Александр Лысенко
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: штатный + Garmin Zumo 500
- Усилитель: X-program by DLS X-D50
- Акустика: DLS C4, DLS UP5i, DLS UP1C
- Сабвуфер: Polk Audio MM1040 Marine
Были (дважды) представители самой чудовищной помеси мотоцикла с автомобилем по имени трайк. Одного из них наш автор сравнил с кентавром, который (по мнению автора в тот момент) был помесью «лошади и коня». Шедевр зоологии проскочил через все ступени редактуры и по сей день украшает онлайн-версию №9/2006, желающие запросто могут убедиться в этом сами. Решили: раз проскочил, пусть остаётся в тексте навек. Коллекционная вещь, как марка с перевёрнутым изображением…
Мотоцикл с коляской у нас — первый. Попал этот транспорт в жернова истории.
В нашей стране мотоцикл с коляской был важным атрибутом социальной иерархии. Механизатор-передовик — на мотоцикле. Бригадир — на мотоцикле с коляской, председатель — на «козлике». Чётко, ясно, логично, под стать Петровской «Табели о рангах». Потом, когда всё началось, о мотоциклах ненадолго забыли, а когда вспомнили, он оказался уже не подножием, а вершиной новой системы самодвижущихся ценностей. И коляска осталась лишь в бланке свидетельства о регистрации транспортного средства, в скобках после слова «кузов». Но не для всех…
Нынешний владелец этого Electra-Glide выбирал себе железного коня более чем сознательно, у него были и есть другие, в том числе и с колясками, и он считает, что это — отдельный, специфический и крайне интересный вид транспорта.
Дата рождения этого мотоцикла известна абсолютно точно — 11 мая 1993 года, что указано в документах. То есть номер журнала с этой статьёй выйдет примерно к его восемнадцатому дню рождения. По человеческим меркам — совершеннолетие, по мотоциклетным — возраст существенно не детский. Однако состояние аппарата — идеальное. Всё «родное» оборудование сохранилось в неизменном виде, а установленное позднее выбиралось по каталогам.
Конструкция мотоцикла не совсем по нашему профилю, но обойти молчанием это чудо инженерной мысли я не могу — хоть пару слов вставлю про хитрый механизм.
Двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объёмом 1340 «кубиков» мощность по сегодняшним меркам развивает довольно скромную — 62 лошадки. Им приходится нелегко: масса и воздушное сопротивление мотоцикла с коляской заметно больше, чем у обычного, поэтому установлен дополнительный маслорадиатор под коляской. Коробка передач — пятиступенчатая и тоже как бы «с прицепом», сейчас поясню.
Итак, мотоцикл трёхколёсный и очень увесистый, ногой его особо не потолкаешь. Разворачиваться придётся уже по-автомобильному, с задним ходом. Здесь-то и начинаются чудеса: задняя передача живёт самостоятельной жизнью, отдельно от основной коробки передач. Рычаг переключения передач устанавливаем в нейтраль, нажимаем рычажок на руле… и слышим «пшикание» сжатого воздуха — срабатывает электропневматическая муфта заднего хода. Ещё один пневмоцилиндр блокирует рычаг переключения передач — чтобы не было непредвиденных случайностей, ведь задний ход реализован в обход КПП. Пневмосистему обеспечивает сжатым воздухом небольшой баллон, а для его подкачки в задней части коляски установлен электрический компрессор, который включается отдельной кнопкой на руле. За давлением в системе водитель следит сам, по манометру, как машинист паровоза. А какие милые сердцу инженера звуки раздаются, когда это чудо техники шевелит всеми поршнями сразу — и в двигателе, и в компрессоре…
Меломана эти звуки тоже не оставят равнодушным — но уже с обратным, так сказать, знаком. Не зря на мотоцикле была предусмотрена переговорная система совершенно авиационного типа — с ларингофонами и наушниками. Имелась и аудиоустановка — довольно продвинутая, несмотря на возраст, с двумя зонами обслуживания. Один комплект динамиков на руле, второй — в коляске, со своей собственной регулировкой громкости и отдельным усилителем, но слабеньким, на микросхемах для магнитол (того времени). Поэтому и громкость была тоже маленькая. Да и работать всё это с возрастом стало плохо — пайки окислились, контакты начали отходить, динамики размякли… Сами понимаете — годы.
В таком вот «незвучащем» виде мотоцикл и попал в Россию — прямиком из Японии, где и провёл всю свою жизнь. Комплектация, естественно, изначально была региональной — об этом говорит и «тихоокеанский» диапазон УКВ 76 — 90 МГц в штатной магнитоле. Да-да, именно магнитоле — восемнадцать лет назад CD-ресиверы были редкостью даже в машинах, а про мотоциклы и говорить нечего.
Однако и отказываться от такой винтажной вещи резона не было. Мотоцикл хорош именно в своей неповторимости, и дух времени решили не нарушать. Тем более что магнитофон вёл себя отменно, претензии были только к акустике. Так что общая концепция нарисовалась быстро: добавить к аппарату линейный вход для подключения навигатора (большинство из них поддерживает чтение звуковых файлов с SD-карты), снять с выхода магнитолы сигнал линейного уровня, а уже с ним и работать.
Легко сказать, но непросто сделать. Лентопротяжный механизм магнитофона проверили, почистили, смазали — новый хозяин всерьёз намерен соответствовать духу мотоцикла и уже готовит фонотеку. В аппарате добавили линейный вход и коммутатор, а с линейным выходом пришлось повозиться. В технике тех лет были приняты совсем смешные уровни сигналов, их даже не хватит для раскачки современного усилителя — не говоря уже о возможных наводках. Поэтому специально для сопряжения с усилителем поставили линейные драйверы собственного изготовления, «разгоняющие» сигнал до 1,5 В. Когда-то подобные дивайсы были в каталогах многих фирм, а нынче их не найти и днём с огнём — выпуск прекращён, потому как отпала необходимость. Однако вот понадобились же…
Акустическую систему решили сделать разнесённой: две полосы на фронт (с пассивным кроссовером), на тыл только мидбас без кроссовера. Сабвуфер — само собой, без него на открытом воздухе и делать нечего.
Фронтальная акустика — сборная из компонентов DLS. Четырёхдюймовые DLS C4 встали в штатные места передней панели, но их пришлось основательно доработать: подогнать посадочное отверстие и вибродемпфировать стенки. Для пищалок DLS UP1C изготовили композитные корпуса, повторяющие ретро-стиль оформления мидбасов. Кроссоверы — от DLS UP5i, вставших сзади (всё — в дело). Оптимальную низкочастотную границу диапазона для фронтальной акустики нашли опытным путём — 110 Гц. Это вполне гуманно по отношению к четырёхдюймовой акустике в столь компактном оформлении.
Тыловая акустика — пятидюймовые DLS UP5i, установленные в отдельных закрытых корпусах по бокам заднего сиденья. Рабочий диапазон сверху ограничен лишь акустически — и то если есть пассажир. А нижняя граница — 80 Гц. Малую басовитость фронтальной акустики компенсировали за счёт сабвуфера — довели верхнюю границу его рабочего диапазона до 200 Гц, поскольку здесь о локализации можно волноваться не слишком сильно.
Сабвуфер — десятидюймовый Polk Audio MM1040 Marine. Вообще-то, сейчас все сабвуферы серии ММ обозначаются Marine Certified, но этот — совсем особенный, ему всё нипочём, а для мотоцикла на меньшее соглашаться — себе дороже. Фазоинверторный корпус объёмом 22 л оформили в правом багажном кофре, порт фазоинвертора направлен вниз. Почему фазоинвертор — объяснять, наверное, не нужно. Закрытый корпус хорош в салоне автомобиля, там его рано начинающую слабеть отдачу вытягивает незаменимая передаточная функция. Здесь функции нет, как нет и салона, и фазик раскрывается во всей красе. К тому же фазоинвертор выигрывает в эффективности, а решать проблему звукового давления с помощью более мощного усилителя не хотелось: энергосистема мотоцикла и так основательно нагружена — одна светотехника чего стоит…
В левом кофре устроился пятиканальный импульсный усилитель X-program by DLS X-D50. В силу импульсной природы усилитель компактный и экономичный, что на борту мотоцикла не просто уместно, а бесценно, ни лишнего места, ни лишней энергии взять неоткуда. И так пришлось заменить родной генератор на 29 А более мощным — на 40 А и установить в коляске аккумулятор на 60 А ч. А лампочки Ильича (названные так, как всем известно, за низкий КПД) сменили на энергосберегающие.
Оба кофра — и сабвуферный, и усилительный — быстросъёмные, это обязательное условие, иначе невозможно добраться до заднего колеса. Все электрические соединения на разъёмах, перепутать которые невозможно, поэтому специальной квалификации не требуется.
Но у нас осталась ещё вторая зона аудио — коляска. На передней панели в пассажирском отсеке установлены два четырёхдюймовых широкополосника Pioneer неопознанной модели. Поскольку чувствительность этих динамиков оказалась довольно высокой, большая мощность им не нужна, и они подключены к усилителям головного устройства. И, в общем-то, коляска поёт хотя и не идеально, но довольно громко. Но нельзя же всё сразу! Тем более (вспомнилось) в местах, где я вырос, мотоциклетную коляску называли «люлькой». И правильно называли, это единственное место на мотоцикле, где можно поспать в комфорте…
Такой мотоцикл ногой не потолкаешь, на помощь приходит сжатый воздух
Под приборами, в туманной дали — штатное головное устройство. Ближе к водителю — нештатное, с навигацией
Среднечастотники разместились в предусмотренных для этого местах, пищалкам обустроили новые, в том же стиле
«Вот это, внучек, называлось «кассета». Я помню, в твои годы…»
В левом кофре расположился предельно компактный и экономичный для своей мощности 5-канальный X-Program
Тыловая акустика (по традиции — только мидбасы) в отсутствие пассажира служит подмогой фронтальной
Как бы вторая зона. Благодаря эффекту ветрового щитка звуковую сцену можно обнаружить и здесь
Только применение энергосберегающей светотехники спасает энергосистему Electra Glide от полного истощения. Был однажды случай…
RTA
Поскольку основным источником сигнала будет именно лента, замер RTA я проводил с кассеты, из принципа. Ход АЧХ наглядно доказывает, что даже кассета в умелых руках способна на многое — попробуйте на открытом пространстве воспроизвести что-нибудь ниже 50 Гц, а здесь и 30 Гц играют на достойном уровне. В области средних частот есть некоторая волнистость, но, как уже было сказано, общую картину она не портит, просто придаёт звучанию некоторую индивидуальность. Ну а спад на высоких — это уже кассета виновата, всё-таки не студийный Revox…
SQ
Как я жалел, что саундлабовцы решили сделать сюрприз и не предупредили об уникальности мотоциклетной «головы»… Мне вполне по силам было изготовить тестовую кассету со стандартной фонограммой, чтобы оценить раритетный источник в полном объёме, но в результате пришлось довольствоваться воспроизведением основных тестовых треков с SD-карточки, вставленной в навигатор Garmin Zumo 500. Но кассету (правда, не стандартную тестовую) я всё же попробовал — вкусно! Уже забытое мягкое, приглушённое звучание высоких частот ничуть не портило общего впечатления — даже на фоне сочного баса.
Бас отличный — чёткий, упругий и «мясистый». С кассеты он оказался не таким напористым, как с цифрового носителя, зато ничуть не напоминал о существовании фазоинвертора. Недостатки магнитной записи компенсировали некоторый избыток баса «в цифре».
Средние частоты воспроизводятся с небольшой неравномерностью — местами чуть выделены, местами чуть провалены. Это немного влияет на тембровую окраску некоторых инструментов среднего регистра (гитара, скрипка), но общий тональный баланс сохраняется. В остальном диапазоне частот явных огрехов не обнаружено: женский вокал не терялся на фоне остальных инструментов, флейта не выделялась.
Сцена — само собой, отменная. При таком взаимном расположении динамиков и слушателя иное было бы странно. На удивление (а вообще-то, благодаря эффекту ветрового щитка) сцена нашлась даже в «люльке», неширокая, конечно, но и не сжавшаяся в точку. Во всяком случае, шире, чем физически расположены динамики. Для колыбельной на ходу — вполне…