измерения: Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО
Купольный среднечастотник 50 мм
ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Диаметр купола 50 мм
- Re 3,5 Ом.
- Fs 550 Гц.
- Mms 2 г.
- BL 6,06 Тм
- Qts 0,78
- Qms 5
- SPL 90 дБ
- Максимальная мощность 100 Вт
- Номинальный импеданс 4 Ом
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
- Корпус: пластиковый фланец толщиной 5 мм с укороченным рупором, без задней камеры
- Материал купола: ткань с демпфирующим покрытием на внешней стороне
- Диаметр звуковой катушки: 50 мм
- Магнит: ферритовое кольцо диаметром 102 мм при толщине 20 мм
- Теплоотвод: специальные меры не предусмотрены
- Подключение: лепестки шириной 6,3 мм
- Аксессуары: нет
- Цена в Италии: 82 евро (за пару)
Установка
Близкий родственник купольных СЧ/ВЧ-излучателей когда-то знаменитой фирмы ESB, Ciare CM 500 — надёжная отправная точка для тех, кого интересует оптимальное соотношение цена/качество.
Фланец динамика не совсем плоский и образует подобие сильно укороченного рупора. Большой, диаметром 50 мм, купол весит всего 2 г, а подвес даёт основание предполагать значительный линейный ход. Резонансная частота 550 Гц получена без применения задней акустической камеры, благодаря этому упростился монтаж излучателя, установочная глубина составляет всего 40 мм.
АЧХ головки достаточно плавная, она простирается от частоты основного резонанса до примерно 5 кГц с выраженным спадом к верхним частотам, что в некоторых случаях упростит проектирование фильтра, в котором возможно будет ограничиться первым порядком.
Как обычно в таких случаях, я предпочёл не уходить далеко от опробованной настройки ФНЧ на 3 кГц (12 дБ/окт.), чтобы обеспечить сопряжение с уже упомянутыми Focal TBE.
Звучание
На этот раз мы начнём с CD «Ivano Fossati Live», не замедлившего выявить огромное количество деталей, воспроизвести которые способны Ciare CM 500, будь то голоса или партия гитары, звучание оказалось динамичным, без звуковой «мешанины».
И мощные фортепьянные аккорды, и пиццикато скрипок, невзирая на различие в масштабе, удивляли реалистичностью звучания.
CM 500 убедительно продемонстрировали свою «всеядность»: мощное звучание, когда это требуется, в них сочетается с деликатным обращением со слабыми звуками и совсем бережным — с микроскопическими послезвучиями, которые сохраняют и детальность, и тембр.
Это происходило и с голосами Мины и Де Андре, они не утрачивали темпа и ясности, сопровождались мельчайшими деталями и создавали ощутимый эффект личного присутствия. Даже голос Де Андре, сохраняя свой мрачноватый оттенок, не терял деталей и ясности на средних регистрах. Мне понравилось корректное соотношение основных тонов и гармоник при воспроизведении голоса, который, вообще говоря, не так легко правильно воспроизвести.
На песне «Spain» Бобби Макферрина отчётливо проявилось то, как умело Ciare доносит до слушателя среднечастотную динамику и ритм барабанов и струнных, справедливо распределяя энергию между фундаментальными частотами и обертонами во всём спектре.
Отличная макродинамика и быстрота сочетаются здесь с детальностью и нюансировкой звучания, которые не исчезают и на высоких уровнях громкости. Мне даже показалось, что чем громче, тем лучше звучит эта акустика.
РАЗМЕРЫ
A: 130 мм. B: 102 мм. C: 40 мм. D: 5 мм
Диаметр монтажного отверстия: 105 мм
Модуль и аргумент импеданса
АЧХ при уровне сигнала 2,83 В / 1 м
Солидный среднечастотник итальянского происхождения устроен весьма традиционно: с ферритовым магнитом и куполом классического диаметра 50 мм, нагруженным коротким волноводом. Последний предназначен главным образом для коррекции АЧХ вблизи резонансной частоты. Частота резонанса пришлась на 525 Гц, очень близко к заявке производителя. Традиционно точного и не склонного к сенсациям. По форме «колокола» импедансной характеристики можно сделать заключение о высоком значении механической добротности, а асимметричная форма резонансного пика свидетельствует о влиянии волновода. Об этом же говорит то, что ниже резонансной частоты АЧХ головки падает быстрее канонических 12 дБ/окт. Впрочем, довольно умственных упражнений, посмотрим, как будет «купол» по-итальянски…
АЧХ головки с ростом частоты выше резонансной довольно равномерно падает, причём на всём протяжении гладкость АЧХ сохраняется. Под углом к оси спад АЧХ носит ещё более регулярный характер, что говорит об удачном выборе свойств демпфирующего покрытия купола и тщательно оптимизированной дисперсии излучения. В этом случае можно рекомендовать применение ФНЧ с частотой среза 4000 — 4500 Гц. Лучше — низкодобротного, чтобы регламентировать ход АЧХ в области сопряжения с твитером (и выше). Амплитуда гармоник при напряжении на зажимах головки 7,7 В и звуковом давлении 100 дБ показывает: на низких частотах определяющей является 2-я гармоника, содержание которой стремительно растёт ниже резонансной частоты. Хорошим выбором частоты среза ФВЧ стало бы значение 600 Гц, если применяется фильтр 2-го порядка, и ближе к 800 Гц при использовании простейшего фильтра 1-го порядка. Причём будет необходимо принять меры по компенсации импедансного пика на частоте резонанса. Это довольно деликатная задача, поскольку высокое значение добротности и низкое — частоты резонанса потребуют индуктивности нетривиального номинала. При этом, конструируя фильтр, неосмотрительно было бы не принять во внимание особенности АЧХ головки, которые также следовало бы скорректировать, не ограничиваясь лишь пиком импеданса. Для секции ФНЧ подойдёт индуктивность 0,22 мГн, она обеспечит оптимальную добротность выше 4000 Гц. Если нам требуется скорректировать импеданс на высоких частотах, можно применить RC-цепочку из резистора 4,7 Ом и ёмкости 8,2 мкФ, что обеспечит постоянный импеданс, примерно равный Re от 900 Гц и выше. На графике видно, что высших гармоник в излучении практически нет, кроме низших для этой головки частот. Это означает: увеличивать подводимую мощность можно, не спрашивая у динамика разрешения, и даже на больших уровнях он будет играть чисто. Динамическая линейность головки — тоже не повод для дискуссий, её характеристика плоская, как энцефалограмма Рамзеса II. По графику MOL понятно: в диапазоне 1000 — 8000 Гц неискажённое звуковое давление заметно превышает 110 дБ, рекорд в этом диапазоне — 118 дБ на 2500 Гц.
Среднечастотник с родословной, ведущей начало от легендарных ESB UMA 700
Уровень гармоник со 2-й по 5-ю при нормированном звуковом давлении 100 дБ
MOL — максимальное звуковое давление (при уровне искажений, не превышающем 5%)
Купольные среднечастотники. Часть вторая | Beyma SD 35 | Ciare CM 500 | Dynaudio MD 142 Esotec | Phonocar 2/312