измерения: Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО
Купольный среднечастотник 75 мм
ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Диаметр купола 75 мм
- Re 5,1 Ом
- Fs 480 Гц
- BL 5,5 Тм
- Xmax 2,5 мм
- Максимальная мощность 100 Вт
- Импульсная мощность 1000 Вт в течение 10 мс
- Номинальный импеданс 8 Ом
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
- Корпус: контейнерного типа, все узлы в собранном виде помещены в закрытый корпус
- Материал купола: ткань
- Диаметр звуковой катушки: 75 мм, двухслойная намотка
- Магнит: внутри звуковой катушки
- Теплоотвод: специальные меры не предусмотрены
- Подключение: лепестки под пайку
- Аксессуары: нет
- Цена в Италии: 358 евро (за пару)
Установка
Из-за 75-миллиметрового купола по размерам MD 142 сопоставим со средним 10-сантиметровым диффузорником, диаметр фланца головки составляет 12 см. В ряде случаев это может затруднить инсталляцию, но благодаря небольшой для такой головки посадочной глубине установка в стойки остаётся возможной.
Производитель оговаривает рабочий диапазон головки от 500 Гц до 5 кГц при фильтрах 6 дБ/окт. в обоих звеньях полосового фильтра. И публикует схему фильтра вместе с рекомендованными цепочками аттенюации и линеаризации импеданса.
Собрать такой фильтр проблемы не составляло, тем более что в сопроводительной документации (и на сайте компании) приводились АЧХ при различных углах к оси. В моём случае наиболее целесообразным оказалось применить смешанную схему фильтрации: активный ФВЧ, программно реализованный в Car PC, и пассивный ФНЧ на 3 кГц (12 дБ/окт.), выбранный из соображений постоянства условий сопряжения с твитером.
Впрочем, не только поэтому. Более ранняя (по частоте) фильтрация среднечастотника была обусловлена ещё и тем, что в моей новой системе излучатели установлены таким образом, что в одном из каналов угол излучения по отношению к направлению на слушателя оказывается равным примерно 45°.
В этих условиях рабочий диапазон излучателя (по АЧХ производителя) ограничен приблизительно 4 кГц, так что частоту среза приходилось выбирать, по меньшей мере, не выше этой отметки.
Звучание
Перед началом прослушивания я основательно прогрел систему и заново тщательно выставил уровни.
Я стартовал со «Spain» Бобби Макферрина с тем, чтобы немедленно обнаружить и оценить талант этого великолепного среднечастотника к воспроизведению очень скоростных элементов звучания, например, звука молоточков рояля при ударе по струнам. Вступление к этой песне вообще отличный материал для оценки линейности на низких и средних частотах, равно как и разрешения системы.
Если сравнивать с другим среднечастотником Dynaudio, домашним Esotar 430, который мне довелось тестировать в прошлом месяце, лично я предпочту Esotec 142, несмотря на то, что диффузорник 430 может похвастать значительно более широким рабочим диапазоном частот.
Здесь, однако, компромисс, связанный с тем, что частота раздела с НЧ-звеном неизбежно должна быть выше, чем в случае Esotar 430, выигрыш заключается в исключительной реалистичности и точности воспроизведения. Знакомые голоса вокалистов продемонстрировали всю красоту и подробность звучания, на которую способен купольный среднечастотник высокого класса.
Песня «Marinella», здесь голос Мины буквально светится деталями, ещё более удивительно, когда вокал Де Андре, не теряя грубоватости и мрачности интонаций, оживает на верхних регистрах, расцвечиваясь ранее скрытыми нюансами звучания.
Особо отмечу безукоризненное воспроизведение звуков «s» и «z», согласных, как всем известно, наиболее трудных для чистого и ясного воспроизведения.
И наконец: ощущение пространства вокруг великолепного голоса Ивана Фоссати в концертной записи в театре Понкьелли в Кремоне оставило ощущение небывалой близости к оригиналу благодаря выразительности атаки, тональному разрешению и полному отсутствию туманного ореола вокруг чётко очерченных в пространстве звуков.
РАЗМЕРЫ
A: 120 мм. B: 87 мм. C: 37 мм. D: 8 мм. E: 27 мм
Диаметр монтажного отверстия: 105 мм
Модуль и аргумент импеданса
АЧХ при уровне сигнала 2,83 В / 1 м
Изделия этого производителя уже не раз обсуждались на страницах «ACS». Многое из того, что мы сегодня считаем обычным для высококачественной акустики, обязано своим появлением конструкторам Dynaudio, которые уже в 90-х выводили на рынок динамики, казавшиеся прибывшими с другой планеты. Шестиугольный провод, до предела повышающий плотность намотки — приоритет Dynaudio. Повсеместное сегодня использование магнитной жидкости в зазорах ВЧ-головок — тоже, как и внедрение увеличенных звуковых катушек или ручная пропитка куполов демпфирующими составами. Исследование геометрии магнитного поля в зазоре, сделанное в середине 90-х, привело к резкому повышению линейности приводов, Dynaudio была первой компанией, декларировавшей сохранение линейности при воспроизведении короткого импульса мощностью 1000 Вт. Такова история. А вот — современность. Динамик выглядит очень привлекательно, сетка на фланце закрывает купол эффективным диаметром 76 мм, вручную покрытый составом, пропорции ингредиентов которого были найдены опытным путём с тем, чтобы обеспечить оптимальное демпфирование без наращивания подвижной массы. В зазоре магнитной системы находится феррожидкость, снижающая высоту резонансного пика и повышающая допустимую мощность. Как можно видеть на графиках, рабочий диапазон динамика очень широкий, даже при излучении под углом 45° АЧХ простирается до 4,5 кГц без заметной потери уровня звукового давления. Чтобы оценить возможности динамика (в том числе — по выживанию), обратимся к кривым уровня гармоник, полученных при звуковом давлении 100 дБ и подведенной мощности 6,6 Вт (без кроссовера). 3-я гармоника даже на 500 Гц не только не достигает отметки 3%, принятой нами за предвестник перегрузки, но едва доходит до 1%. Впрочем, из соображений безопасности (учитывая цену динамиков) я бы рекомендовал ограничить полосу фильтрами 2-го порядка на 600 Гц и 5 кГц, в сумме с естественным спадом это будет акустически равносильно двум фильтрам 4-го порядка. Хотя одна индуктивность 0,29 мГн последовательно с конденсатором 24,4 мкФ выполнит ту же задачу даже в более широкой полосе частот. Уровень неискажённого звукового давления (MOL) во всём диапазоне превышает 110 дБ, а в полосе наиболее вероятного использования в среднем составляет 114 дБ. Пик импеданса невелик и приходится на 480 Гц, действие феррожидкости налицо, при этом облегчается конструирование пассивного ФВЧ, даже если он настроен на частоту, близкую к резонансной. Входной импеданс полосового фильтра 1-го порядка может оказаться чересчур низким на центральной частоте полосы пропускания, поэтому имеет смысл подумать о фильтре 2-го порядка, построенном следующим образом: последовательно соединённые индуктивность и ёмкость плюс такая же цепочка, включённая параллельно с динамиком. Получается сложнее, но исчезает провал импеданса, затрудняющий работу усилителя. Цепочка компенсации индуктивности, предложенная производителем (5,6 мкФ + 6,8 Ом), работает отлично.
Классика Dynaudio в усовершенствованном варианте
Уровень гармоник со 2-й по 5-ю при нормированном звуковом давлении 100 дБ
MOL — максимальное звуковое давление (при уровне искажений, не превышающем 5%)
Купольные среднечастотники. Часть вторая | Beyma SD 35 | Ciare CM 500 | Dynaudio MD 142 Esotec | Phonocar 2/312