УМЕТЬ ГОТОВИТЬ
Помните и наверняка сами иногда вворачиваете в учёную беседу насчёт любви к кошкам и умению их готовить. Угадал?
Студия: Opel Garage
Руководитель проекта: Максим Обшивалов
- Тип системы: аудио/видео + навигация
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник/монитор: Alpine IVA-W502R
- Процессор: Alpine PXA-H100
- Усилители: E.O.S. AE90F LE, E.O.S. AE620T LE
- Акустика: Polk Audio MM6501, E.O.S. AL-267
- Сабвуфер: Boston Acoustics G310-4
Я уже как-то обмолвился, что в арсенале мастера не так много решений, из которых ему предлагается сложить требуемый результат. И хотя рецепты у всех поваров одинаковые, на каждой кухне готовят по-своему. И чем проще рецепт, тем заметней мастерство. Самое, казалось бы, типовое решение можно реализовать «с изюминкой». Автомобиль для иллюстрации этого положения появился как нельзя вовремя — причём видимый и слышимый результат оказался классом выше, чем можно судить по компонентам.
Вот автомобиль: современный, спортивный, красивый, громкий. Сделать нужно: современно, красиво, громко. И в виде бонуса — не слишком дорого. Вполне предсказуемый набор требований.
Головное устройство под такие требования оказывается тоже вполне предсказуемым — Alpine IVA-W502R. Его не нужно представлять специально — это, пожалуй, самая популярная модель для мультимедийных инсталляций, и неудивительно, что, имея доступ к содержанию журнала (в части представленных инсталляций) раньше кого бы то ни было, я легко подсчитал: в этом номере «502» появляется во главе системы трижды. Адаптер Alpine APF D102 OP сохранил функциональность кнопок рулевого колеса и обеспечил совместимость со штатным видеомонитором. И, не оставляя шанса самым передовым и нетерпеливым задать главный для них вопрос, отвечаю: да, можно подключить и iPod, и iPhone.
Решение навигационной проблемы стало нетривиальным, не так часто в перечне компонентов доводится использовать родную кириллицу. Навигатором работает глубоко и искренне отечественная система «Мирком-200». Дело даже не очень в патриотизме, по-любому в Москве удобнее пользоваться российскими навигационными программами (независимо от платформы), они одни в состоянии сохранить рассудок, столкнувшись с нашей системой нумерации домов и строений, но и это не главное. Главное — именно такие платформы приспособлены для работы в связке с радиомодемом, получающим информацию о пробках. В принципе, как и большинство навигаторов, «Мирком-200» может служить и источником медийных данных, но качество воспроизведения — не на ценителя, это не основная задача навигатора, и решается она обычно не как основная.
Структура звукового тракта выбрана классическая — двухполосный фронт с поканальным подключением. Почему — понятно: независимая индивидуальная подстройка уровней, частот раздела, задержек. Обязателен звуковой процессор — помимо разделения полос, он исполняет ещё и роль «машины времени», помогая выстроить звуковую сцену при несимметричном расположении динамиков. А вот на коррекцию АЧХ особо рассчитывать не стоит — и не потому, что она процессору не по силам. Как раз наоборот, исправить можно практически всё, но глубокая коррекция (будь она хоть в цифре, хоть в аналоге) приводит к одинаковому результату — серьёзным фазовым искажениям, а это нарушает целостность звуковой картины. И вообще, нехорошо это — править кривизну одних компонентов кривизной других, звук не алгебра, плюс на минус не всегда даст в итоге искомый ноль. Короче, чтобы правильно готовить, нужно правильно выбрать продукты.
В нашем деле выбор акустических компонентов всегда тесно связан с местом их установки, и приходится учитывать буквально всё — от акустических параметров до этики с эстетикой. Под этикой я деликатно подразумеваю цену, в данном случае бюджет был жёстко фиксирован, поэтому от применения готового комплекта акустики отказались и решили собирать его оптимальным (на взгляд шеф-повара) образом из компонентов от разных производителей. Надо сказать, такой подход уже не раз давал неожиданные результаты — особенно по пункту «стоимость».
А что у нас с местом установки? Штатные места под мидбас в «Вектре» очень удачные с точки зрения тональной точности, не в нижней части двери, как это принято почти повсеместно, а ближе к верхнему краю. Такое решение встречается нечасто, поскольку автоконструкторам удобнее воткнуть динамик «по остаточному принципу» в нижнюю часть двери, где он не мешает стеклоподъёмнику и другим механизмам. А как динамик будет звучать из-под коленки или того хуже — из-под локтя, это их волнует мало. Вот и приходится за ними всё переделывать, прибегая к сложным архитектурным формам и вдохновляя творческий процесс яркими словесными образами. Про то, что нижнее расположение мидбасовых головок благоприятно сказывается на некоторых (далеко не всех) характеристиках звуковой сцены, я знаю, как и то, что компромисс между тональной и пространственной точностью воспроизведения в автомобиле — самый трудный. Но здесь, забегая далеко вперёд, замечу, он разрешился очень удачно.
В данном случае много архитектуры не потребовалось. Само собой, дверь пришлось основательно задемпфировать, чтобы не подпевала. Посадочное место и облицовку двери доработали, причём косметическая интеграция решёток оказалась настолько удачной, что воспринимается, как заводское решение.
За разговором о посадочных местах я чуть не упустил их обитателей, ради которых всё затевалось, а это — мидбасовые динамики Polk Audio MM6501. Выбирали их из многих кандидатов по совокупности параметров, главными из которых оказались весьма гладкая АЧХ на средних частотах и почти идеальная результирующая добротность 0,77 — 0,79 при установке в дверь. Не так уж много найдётся «дверных» динамиков с идеально выверенной добротностью, а если ещё добавить низкий импеданс (2,7 Ом, это позже окажется важно, и к этому мы ещё вернёмся) и обращённую неодимовую магнитную систему со звуковой катушкой диаметром 32 мм, то всё становится понятно: крутой хай-тек от ветерана индустрии, чего ещё желать?
А вот пищалки взяли из другого источника. В модельном ряду фирмы-производителя E.O.S. AL-267 — топовый эксклюзив. Шёлковые (несмотря на название модели) купола покупаются у какого-то специализированного германского производителя, всё остальное — действительно алюминиевое, характеристики — очень интересные, все дела, короче. Но по основаниям корпоративной этики (вероятно) цена этого эксклюзива отнюдь не выдающаяся. «Народный эксклюзив» очень удачно расположился в треугольниках зеркал, и, в общем-то, искать для него другое место и не стоило: и косметическая интеграция затруднена, и далеко от мидбаса окажутся. Ибо сказано у древних: «на процессор надейся, а пищалку от мидбаса далеко не ставь». Резонансная частота пищалки около 900 Гц, что позволяет при необходимости достаточно низко опустить частоту раздела с мидбасом в двухполосной системе. Само собой, этим воспользовались.
Для пищалок изготовили небольшие подиумы обтекаемой формы — чем более плавные обводы поверхности возле пищалки, тем меньше дифракционных искажений, это уже полвека известно. Поэтому не самые дорогие, в общем-то, пищалки звучат просто шикарно (об этом тоже в своё время). Короче, не в кошках дело…
В салоне получился «полный сток», ничего из общего заводского стиля не выделяется. В багажнике «полный сток» делать не стали — сабвуфер-«стелс» и усилители разместились в нише правого заднего крыла, незначительно сократив размеры багажника. Динамик установлен в закрытом корпусе без решётки. Может, и не совсем по правилам соревнований, но не будем делать догму из спортивных формальностей.
Усилителей в системе два: четырёхканальный E.O.S. AE90F LE на фронтальную акустику и двухканальный E.O.S. AE620T LE в мостовом включении — на сабвуфер. Кроссоверы усилителей не используются — не секрет, что в большинстве усилителей встроенные фильтры упрощены, E.O.S. в этом отношении выглядит лучше многих, но всё же процессор решает эту задачу гораздо успешнее, поэтому потенциал усилителей раскрывается полностью.
А теперь, как и обещал, подробнее об импедансе. В большинстве случаев для двухполосной поканалки используют четырёхканальные усилители, в этом присутствует несомненная бытовая логика. Однако если вспомнить про распределение энергии музыкальных сигналов по звуковому спектру, получается, что «пищалочная» пара каналов работает с довольно слабым сигналом. А при воспроизведении таких сигналов и проявляются во всей красе нелинейные искажения режима AB. Звучание высоких частот становится жёстким, сухим.
В нашем случае всё сложилось как нельзя более удачно (не само собой, разумеется, нарочно так сложили): пониженный импеданс мидбаса позволяет не только увеличить развиваемую усилителем максимальную мощность — это очевидно. Интереснее то, что в отличие от большинства систем аналогичной архитектуры здесь эффективная (отнесенная к напряжению на зажимах усилителя) чувствительность мидбаса становится заметно выше средней, а врождённая чувствительность AL-267 как раз наоборот, ниже типичной, что характерно для пищалок с низкой резонансной частотой. Это компенсируется дополнительным усилением в «пищалочной» паре каналов, в результате сложения всех факторов эта пара работает при значительно более высоких уровнях сигнала, то есть в более линейном режиме. В итоге искажения снижаются, а звучание, естественно, улучшается. Как у опытного повара: эти овощи выбираем покрупнее, эти — помельче, а всё вместе называется — уметь готовить…
Штатный дисплей теперь играет вспомогательную роль, а на экране основного, алпайновского, опытный глаз легко увидит интерфейс Navitel
Мидбасы в новой «Вектре» расположены высоко, тональной точности это только на пользу
Плавные обводы хороши с точки зрения акустики и, к счастью, более технологичны, чем любые другие
10-дюймовый Boston «поколения 3» творит настоящие чудеса на нижнем басе, посмотрите сами
RTA
На АЧХ видно то, что и без прибора было ясно — идеально гладкая середина, давно такой «равнины» не было. Небольшая шероховатость в области 125 — 200 Гц осталась не замеченной ухом, удивительнее, что незамеченным остался и более крупный провал в переходной зоне от сабвуфера к фронту, вблизи 80 Гц — значит, не криминально. Зато суббас нарисовался от души, общепризнанная граница звукового диапазона его совершенно не остановила.
Небольшой всплеск на 1,25 кГц виден лишь потому, что по обе стороны от него на АЧХ не происходит ровным (в буквальном смысле) счётом ничего. Область 6,3 — 10 кГц тоже совпала с прогнозом — лёгкий подъём обеспечил воздушность и натуральное звучание металлических ударных.
SQ
Столь простая система на удивление звучала просто шикарно. Хотя чему удивляться — чем проще структура, тем проще стыковка компонентов.
Тональный баланс очень приятен на слух, суббас внушает, но не выпирает (я понятно выразился?), звучание очень ровное и гладкое практически по всему диапазону. Бас-гитара и контрабасы в полном порядке, атака безукоризненная, чёткая и рельефная. Средняя часть звукового диапазона просто идеальная, скрипичная группа мелодична и музыкальна. Небольшие шероховатости замечены лишь в области верхней середины, но они не портят общего впечатления. Это даже прибавляет выразительности звучания, особенно на женском вокале. Нина Хаген с её широкой (в спектральном отношении) натурой была просто как живая.
Верха, воспроизводимые AL-267, открытые, твитеры забираются по частоте высоко, играют детально, легко и воздушно. Общий характер звучания инструментов в высокочастотном диапазоне весьма натурален, всевозможные тарелочки, колокольчики и треугольнички воспринимаются именно как металлические, но без резкости. Детальность звучания, макро- и микродинамика тоже достойны похвалы. Звуковая сцена настроена очень хорошо, высокая (что неудивительно при таком расположении излучателей), ровная и симметричная (а это уже следствие грамотной цифровой коррекции).