Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ДАЙТЕ ДВА!
Может, помните, проходил у нас материал с заголовком «Любимый размер Хайнца Фишера»? Хотя вряд ли, давно он публиковался. Для сегодняшнего теста можно было бы дать похожий заголовок: «Любимый размер…» Чей? А мой.
Lanzar MAXP84 | Phonocar TD 2/077 | DLS W308B | Polk Audio MM 840 | Kicker CVT84
Давайте сделаем так. Вы будете называть недостатки «восьмёрок», а я их стану развенчивать, как во времена моего детства-юности развенчивали происки всевозможных врагов коммунистического строя. Начали.
— Максимальное звуковое давление ниже, чем у других типоразмеров.
— Согласен, раз уж площадь излучающей поверхности меньше, то при заданном ходе диффузора (который для заданной конструкции полностью определяет величину нелинейности) давление получится меньше. Однако что вам мешает взять две головки? Площадь излучающей поверхности будет практически такой же, как у одной «двенашки», тогда как объём оформления для пары среднестатистических «восьмёрок» понадобится чуть ли не вдвое меньше, нежели для одной «осреднённой» 12-дюймовой головки.
— Чувствительность у «восьмёрок» тоже ниже, чем у кого-то ещё.
— Опять соглашусь. И опять скажу: ставьте две. Согласно теории, удвоение числа близко расположенных излучателей повышает чувствительность на 3 дБ — растёт эффективность преобразования энергии движения диффузора в энергию сжатия воздуха. По нашей статистике получается, что пара «восьмёрок» переиграет одну «двенашку» почти на 0,5 дБ — на единицу поверхности диффузора у восьмидюймовых головок практически всегда выше «магнитовооружённость».
Желаете продолжать? Ну и не надо, а я добавлю ещё кое-что. В тестах «двенашек» (и тем более «пятнашек») мы с вами не раз обращали внимание, что вследствие относительно низкой частоты резонанса на АЧХ крупных головок в большинстве случаев присутствует подъём на частотах от 100 до 70 (иногда и до 50) Гц, вследствие чего возникает необходимость снижения частоты сопряжения сабвуфера с мидбасами. А это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к басовым возможностям мидбасов. «Восьмёрки» никаких таких претензий не выкатывают, их можно сопрягать с мидбасами хоть на 100 Гц, хоть выше.
По этой причине «восьмёрки» иной раз прямо просятся на роль НЧ-звена трёхполосной системы, «десятки» на эту роль уже, как правило, не годятся. Впрочем, среди восьмидюймовых головок тоже нужно произвести некий предварительный отбор. Помните, наверное, мы долгое время подразделяли сабвуферные головки на «толстые» и «тонкие»? У первых тяжёлая подвижная система, жёсткий подвес (малый эквивалентный объём) и невысокая чувствительность. У вторых, понятно, всё наоборот. Для работы в составе «трёхполоски» годятся преимущественно лишь «тонкие» сабвуферы — они и по виду похожи на обычные басовые динамики. «Толстые» могут не доиграть даже до 300 Гц, не говоря уже об 1 кГц, а такую частоту выбирают для сопряжения с купольным среднечастотником. Правда, в наше время правильные «тонкие» сабы встречаются всё реже, конструкции чаще всего разрабатываются по промежуточному варианту. Тем не менее среди восьмидюймовых динамиков легче всего найти относительно широкополосные головки.
Тогда почему пару «восьмёрок» вместо одной «двенашки» ещё не ставят повсеместно, сплошь и рядом? Вопросов из этого цикла можно придумать изрядно. Например, почему до сих пор ещё в ходу «блины» в задней полке? А почему большинство авто вообще комплектуются изготовителем скромненькими фронтами и басовитыми тылами вместо качественных фронтов с сабвуфером? Потому что так принято. Примерно то же и с сабами. И потом, «двенаха» — это круто, а пара «восьмёрок» — это не по-пацански.
Между прочим, для «восьмёрок», как и для всех прочих, справедлива расхожая мудрость: наши достоинства являются продолжением наших недостатков. Ровный, аудиофильский характер АЧХ типичной «восьмёрки» это не только плюс, но и минус — «колбасу» в ЗЯ без эквалайзера не получишь, а получить басовую «полку», характерную для многих головок большого калибра, можно опять же ценой выбора низкой частоты сопряжения с мидбасами. Получается так: нужен музыкальный бас — ставьте «восьмёрки» парами, а нужна «краковская» или «любительская» — ориентируйтесь на калибры посолиднее.
И последнее, но не самое неважное. Деньги. Если сравнивать головки из одной серии, то пара «восьмёрок» всегда обойдётся дороже одной «двенашки». Можно, наверное, обратить свои взоры в сторону более доступной серии, но… За всё нужно платить, не забыли? Переходя к более доступной серии, вы при определённой доле везения можете и не проиграть в чувствительности, но по допустимой мощности и, как результат, по предельному звуковому давлению почти наверняка окажетесь в проигрыше. Почему? А давайте вспомним «типовой ряд мощностей», на который мы по-прежнему рекомендуем ориентироваться. Для звуковых катушек диаметром 1,5 — 2 — 2,5 дюйма максимальная среднеквадратичная (RMS) мощность лежит в пределах 150 — 250 — 350 Вт. В рамках своей серии обходятся двумя (соседними) калибрами катушек, если в «восьмёрки» ставятся катушки 1,5 дюйма, в «двенашки» идут двухдюймовые и т.д. То есть две «восьмёрки» даже по допустимой мощности выиграют у «своей» 12-дюймовой головки. Но, естественно, переходя к менее «возвышенной» серии, вы этого выигрыша лишаетесь.
После того как я объяснил свою привязанность к «младшеньким» сабвуферам, можно бы и вспомнить народную мудрость. Насчёт «любовь зла». Обвинять неодушевлённые предметы в принадлежности к миру животных неправомерно, однако похоже, что разработчики иных «восьмёрок» как раз и относятся к популяции самцов семейства полорогих отряда парнокопытных. Иначе трудно оправдать некоторые встреченные нами сочетания параметров. Ну, и чувствительность. Да, все мы знаем, что «восьмёркам» просто на роду написано иметь опорную чувствительность ниже, нежели у их «коллег» большего размера. Но это вовсе не означает, что она может быть 83 дБ/Вт. Слишком низкий КПД не украшает любую машину, будь то самодвижущийся экипаж или электроакустический преобразователь. А для головок с 1,5-дюймовой катушкой (а таковых среди «восьмёрок» большинство) ограничения допустимой мощности становятся особенно жёсткими, и, как результат, возможности достижения серьёзного звукового давления катастрофически снижаются. Давайте прикинем, вот у нас головка чувствительностью 83 дБ/Вт, сделаем смелое предположение, что, наращивая мощность до 150 Вт, мы получаем линейное приращение давления. В итоге максимальное давление 104,7 дБ — даже дома многие из нас слушают музыку громче. Конечно, можно учесть усиление в условиях помещения (салона) с одной стороны и снижение давления, вызванного ограничениями подвижной и магнитной системы — с другой. Получим в первом приближении нулевую поправку и 105 дБ звукового давления. И только если взять пару головок (давление повысится на 6 дБ) — 111 дБ. Но почти любая «двенашка» этот показатель в той или иной мере перекроет.
Выходит, что я противоречу сам себе? Всю предыдущую страницу «повествования» я посвятил описанию достоинств восьмидюймовых головок, а тут вдруг оказалось, что нормального звукового давления от них не получить? Нет тут никакого противоречия, в последнем абзаце я говорил лишь о головках с низкой чувствительностью. Если взять чувствительность хотя бы 86 дБ/Вт, от двух головок мы получим где-то 114 дБ звукового давления, а это уже совсем другое дело.
Итак, резюмируем, что могут правильно выполненные «восьмёрки» и чего от них требовать никак нельзя.
— Могут работать в исключительно компактном оформлении, 10 — 15 л ЗЯ или 15 — 25 л ФИ для них — самые ходовые объёмы.
— Способны обеспечить аудиофильскую АЧХ в сравнительно небольших ЗЯ. (Для всех прочих типоразмеров аудифильские ЗЯ, даже если и возможны, выходят куда более объёмистыми.)
— Работая в паре, могут создать в салоне вполне достойное звуковое давление.
— Некоторые модели годятся для использования в качестве НЧ-звена в составе трёхполосного фронта.
Теперь — не могут:
— Создавать в салоне звуковое давление эспиэльного уровня.
— В полной мере давать напористый/агрессивный («колбасный») бас — только в ФИ.
Дальше дело за малым — определить, какие из головок, представленных сегодня, можно считать более «правильными», какие — менее. Этим мы непременно займёмся, а пока надо перечислить те особенности устройства сабвуферов, которые будут приниматься по умолчанию. Чтобы два раза не вставать…
Диффузородержатель отштампован из стальной листовой заготовки. Подвес резиновый. В нижней шайбе магнитной системы присутствует внутренняя кольцевая проточка, на наличие коей указывает характерный прилив на внешней поверхности. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Диаметр звуковой катушки буду указывать явным образом. Поскольку в большинстве случаев это 1,5 дюйма, в графе минусов появится положение об ограниченной перегрузочной способности сабвуфера. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой сечения гофров.
МЁД & ДЁГОТЬ
Злые языки говорят, что компоненты Polk Audio стали намного лучше с тех пор, как Мэтью Полк перестал вмешиваться в процесс их разработки. У нас нет оснований для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, зато есть информация другого рода, с переднего, так сказать, края: участвовавший в этом тесте сабвуфер Polk Audio — изделие на редкость удачное. С трудом удалось отыскать, к чему придраться (низкая реальная чувствительность), а то бы весь день насмарку. Следом за «Лидером» идут Phonocar и Kicker. Достойные головки, но у второго АЧХ будет поинтереснее, так что Kicker — «Фаворит», а Phonocar — «Рекомендованный».