измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Шестерка с Семеркой переглянулись и, как по команде, поглядели на Двойку.
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес».
Пересказ с английского Бориса Заходера
КРОКЕТ У КОРОЛЕВЫ
В крокет у Королевы играют в восьмой главе. В крокет мы здесь играть не будем, а в карты — почему нет? И Шестёрки, и Семёрки, и Двойки у нас налицо.
Phantom DV-100 | Kenwood DDX3058 | Clarion VX401E | Prology MDN-2640 | Pioneer AVH-P4300DVD
Собственно Двойки — это все собравшиеся участники теста, таковы их габариты, выраженные в древнейших единицах измерения: Deutsches Institut fur Normung e.V. А почему они разделились на Шестёрки и Семёрки, скоро увидите.
Сегодня у нас первая часть группового теста аудиовизуальных головных устройств размера 2DIN, и, как всегда, в первой части собраны наиболее доступные аппараты данной категории. На первый взгляд очень разные — с ТВ-тюнером и навигацией либо без них, с BT либо без, с откидной или же неподвижной передней панелью. И всё же одинаковые в главном.
Вот тут я призадумался… А что, собственно, надо считать главным в мультимедийных аппаратах? Помните старую загадку: что главное в танке?.. В танке главное не обделаться. Наверное, это же является главным в любом творении человеческих рук. Самолёты должны не только взлетать, но и садиться, подводные лодки — не только погружаться, но и всплывать, автомобили — доставлять из пункта А в пункт Б, а не в какой придётся. Мы при этом ни слова не говорим о том, с какой скоростью автомобиль должен доставлять и какой при этом предоставить комфорт. Все же понимают — и скорость, и комфорт, и много чего ещё будет зависеть от того, сколько за этот автомобиль плачено.
В бытовой электронике, и конкретно в нашей отрасли, ситуация и сходная, и отличная. Чтобы проследить корреляцию между ценой и качественными показателями усилителей или акустики, не нужно иметь университетский уровень подготовки по математике. А в головных устройствах ту же взаимосвязь проследить становится сложнее, по мере роста цены в первую очередь растёт оснащённость, а приращение качества остаётся где-то на втором плане. У брэндов второго (или третьего) эшелона проследить качественные изменения порой вовсе не удаётся, но всё же «топ-модель» от заслуженного производителя наверняка будет иметь не только количественное (по степени оснащённости) превосходство над изделиями стартового уровня. Но это всё касается звуковых «голов».
С аудиовизуальными головными устройствами ситуация куда более запутанная. Среди «кирпичиков», из которых создаются аппараты (дисковые драйвы, дисплеи, чипсеты, тюнеры, наконец) практически нет плавных градаций качества. По сути, остались лишь продукты двух категорий: самые доступные и без претензий и недорогие, но с претензиями. Дорогих и с большими претензиями комплектующих больше почти нет, либо, если они и есть, производители конечного продукта не рискуют их использовать, чтобы самих себя не загнать в угол. Изготовители комплектующих вынуждены реагировать правильно, всё чаще избегая постановки на поток прогрессивных, но дорогостоящих компонентов.
Хотя, с другой стороны, есть ещё производители конечного продукта, которые прокладывают другим дорогу к технике нового поколения. Вспомните, какое впечатление произвёл на нас года три назад аппарат Alpine с дисплеем стандарта WVGA (800 х 400 пикселей). Закономерно, что вторым изготовителем, применившим такой дисплей в головном устройстве, был Pioneer. Нынче эти самые WVGA-дисплеи ставят в «головы», начиная со стартового уровня, потому что теперь: а) других почти и не делают и б) в результате бурного размножения они гораздо дешевле, чем когда-то. Но опять же, с «первой» стороны, что-то я не замечаю мощных новшеств у самых почтенных наших грандов (имена не называем, потому что уже назвали). Один из них наконец осилил чтение видеоформатов с накопителя USB, другой, несмотря на стикер «Video USB» на лицевой панели, пока что позволяет аппарату читать только MPEG4. Ладно, MPEG2 — это редкость (хотя кто теперь вам мешает загнать на флэшку целиком DVD?), но роликов MPEG1 в Сети множество, даже, наверное, большинство. Или вот: один из участников этого теста (хотя и не носящий столь гордой «фамилии»), как оказалось, воспроизводит звуковые файлы AAC, однако интерпретирует их как MPEG4 AV, но без V (видео).
Вообще говоря (только без обид, ладно?), создаётся впечатление, что в секторе потребительской электроники установился диктаторский режим во главе с непрофессионалами. Ограничения полосы понизу (а то и поверху) при воспроизведении дисков не продиктованы ни технической, ни экономической целесообразностью, а вызваны, по моему частному мнению, лишь некомпетентностью. Действительно, какая может быть экономическая целесообразность в использовании разделительного конденсатора 0,22 мкФ вместо 0,47 мкФ, отчего спад на басах начинается не «в пункте Б», а где пришлось? Какой смысл выбирать усиление «с запасом», так, что на линейном выходе ограничение начинается задолго до максимума громкости? Если вы профи, вам должно быть известно, что уже как минимум лет двенадцать почти все компакты пишутся «под планку» -(0,1 — 1) дБ, и запас тут неуместен. Может, мастера откочевали в область видео? Но когда я вижу, что разрешение по цвету (ширина переходов между цветными полосами) при работе встроенного дисплея ниже, чем при подключении (по композиту, заметьте) внешнего монитора, у меня возникают сомнения в профессионализме и этих «аффтаров». Или шум с частотой строчной развёртки 15625 Гц, который в большинстве случаев явно прослеживается в звуковых цепях… Может, я слишком придираюсь с «аналогом» к специалистам по цифровой передаче данных? Но если вспомнить, как работают считыватели информации с той же флэшки, здесь тоже могут возникнуть вопросы. Эргономика? Тут я лучше промолчу, заметив лишь, что в сегодняшней группе больше половины участников получили по этому показателю оценку 7 баллов.
Хотелось бы поделиться ещё одним соображением. Почему-то те немногие кнопки, которые присутствуют на мультимедийных аппаратах, делаются слева, то есть в машинах с нормальным, левым, рулём дисплей окажется загороженным собственной рукой, а для мультимедийных устройств — это всё, даже когда оно работает как аудиоисточник. Это почему? Потому, что на исторической родине мобильной мультимедиа руль справа? Или аппараты ориентированы не на водителя, а на пассажира? Вот не знаю…
Вот тут, при разговоре о кнопках, и появляются «шестёрки» и «семёрки». В наши дни аудиовизуальные аппараты 2DIN устойчиво разделились по внешнему виду на два типа. У первых дисплей занимает (с той или иной долей приближения) всю лицевую панель. В отношении вторых этого сказать нельзя даже с изрядной долей приближения, поскольку при взгляде на них сразу виден слот диска и, как правило, ещё явно оформленная панель управления сбоку (как уже было отмечено — всегда с одного боку, левого). Вынос слота диска наружу позволяет избавиться от привода панели, на который, как нам однажды объяснили в одной очень солидной и очень японской фирме, приходится отнюдь не символическая доля себестоимости таких аппаратов. Но оставшаяся часть лицевой панели имеет для дисплея стандартной геометрии слишком большое удлинение, и в большинстве случаев рядом с дисплеем устанавливают панель с кнопками и энкодером. В результате этой пластической хирургии площадь экрана становится меньше. Если конкретно, диагональ экранов в конструкциях с неподвижной панелью равняется шести дюймам (округлённо), тогда как у дисплеев в конструкциях с откидной панелью диагональ семь дюймов (почти точно). В пользу аппаратов с подвижной панелью говорит и то, что они имеют возможность установить её под некоторым углом вверх, отчего смотреть на экран становится комфортнее, не в пользу, как уже говорилось — большая сложность и стоимость. Вот и играют в крокет у Королевы и Шестёрки, и Семёрки…
Теперь — к делу. Похоже, что аппараты с двумя AV-входами пошли в ротацию. Это в дополнение к «беззвучному» входу камеры заднего вида. Зачем? Ну, скажем, вы желаете отсмотреть только что снятый на камеру материал — не отключать же для этого iPod, это было бы слишком жестоко. Кстати, если раньше на этот счёт были некоторые варианты, то теперь каждый AV-вход интерпретируется системой как отдельный источник, так что я не буду давать пояснений по этому поводу.
Ну а прежде чем перейти непосредственно к тесту, надо будет перечислить те конструктивные особенности аппаратов, которые для экономии моего и вашего времени (как и журнальных площадей) будут приниматься по умолчанию. Эта нудная часть повествования в случае с мультимедийными устройствами становится совершенно необходимой. Итак, если не сказано иного, участник сегодняшнего теста сделан таким образом.
АМ-тюнер располагает одним банком пресетов и работает в диапазоне средних волн. В RDS тюнер (уже ЧМ) позволяет осуществить поиск по 29 типам программ (PTY) и выйти в режим ожидания по одному их них, именно News, а также синхронизировать часы по коду CT. При воспроизведении компрессированных форматов с диска или USB браузер позволяет перемещаться по файловой структуре свободно, а не врубает первый файл, как только вы выбрали папку. В дисковом проигрывателе реализованы все традиционные сервисные функции (загрузка диском, выгрузка диска без включения, а также функция «спрятать диск»), а из дополнительных режимов воспроизведения «пропущено» сканирование, оно определённо вышло из моды. Ускоренный поиск с фиксацией, то есть, чтобы из этого режима выйти, надо нажать Play. Читается CD-текст, а также и тэги, по меньшей мере, на латинице. Принимаем, что при воспроизведении меню DVD возможен выбор позиций цифрами меню, а также непосредственно с сенсорного дисплея (раньше такая возможность была бонусом, теперь это норма). Полагаем, что в режиме стоп-кадра включается память на поле, а не на кадр. И в пределах сегодняшнего теста будем также считать, что на внешнем мониторе картинка идеально отцентрована по горизонтали — исключений из этого правила не будет. Играем?
МЁД & ДЁГОТЬ
Сенсации не случилось: наибольшее число баллов набрал последний участник — Pioneer, он и становится «Лидером». Однако надо заметить: его преимущество над другими одноклассниками на этот раз не выглядело таким уж безоговорочным, как минимум один из «коллег» вполне мог бы попросить победителя спуститься на ступеньку ниже. Итак, ещё двое пришли к финишу с минимальным отставанием в 0,33 балла: Kenwood и Clarion. Один из этих двоих имел все шансы бороться за первое место, если бы не досадные недоработки в пользовательском интерфейсе. Но интегрально и Clarion, и Kenwood на звание «Фаворитов» сегодня заработали даже с запасом.