Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
СИЛЬНЫЕ, НО ЛЁГКИЕ
Только не надо поступать с ними, как с персонажем анекдота, сабвуферы-«двенашки» этого нисколько не заслуживают.
JVC CS-G1200 | Lightning Audio LA-S412 | Phonocar 2/079 | TEAC TE-SW305 | Audio System MX12 Plus | JBL CS-1214 | Ivolga Drive 12F | DLS M112 | Polk Audio DB 1240 | Kenwood KFC-W3013 | Kicker ES12D4 | Phoenix Gold R112D
У них, конечно, есть и свои пороки, и свои же добродетели, вторых в общем больше. Собственно, задача всякого теста в том и состоит, чтобы плюсы и минусы расставить по полочкам. Персонально для каждого участника. А в предисловии к тесту надо разобраться с характерными чертами в целом. Итак, сегодняшняя группа состоит из предельно недорогих сабвуферных головок калибра 12 дюймов. Что мы можем о них сказать? Но чтобы ответить на этот вопрос, вначале придётся поставить его шире: что можно сказать о 300-миллиметровых сабвуферах как классе?
Тот факт, что сабвуферы этого калибра пользуются у нас наибольшим спросом, думаю, ни для кого новостью не явится. Почему так? Ну считается, что 12 дюймов — это солидно и достойно уважения. Да, размеры оформления тоже требуются солидные, но Daewoo Matiz (даже в сумме с Chevrolet Spark и Cherry QQ), как показывают наблюдения, не доминируют в автопарке наших читателей. Зато можно дать шороху конкретно и не по-детски. «Пятнашки», впрочем, ещё круче будут, но для них ящики требуются совсем уж нешуточные, а потом (и это немаловажно), по виду они вроде и не сильно отличаются от «двенашек». И ещё один фактор. 12-дюймовые сабвуферы есть у всех производителей и в любой серии, а все остальные типоразмеры появляются позже и не всегда. Так что номенклатура «пятнашек» заметно уже, а стало быть, инсталляторские студии их не очень и рекомендуют. Такой вот круговорот: спрос рождает предложение, а предложение формирует спрос.
Отчего «двенашки» по доступной громкости переигрывают всех, кроме «пятнашек», нам с вами, конечно, известно, но для кого-то будет полезно узнать это здесь и сейчас. Причина кроется в площади диффузора. Выражение для вычисления опорной чувствительности головки может быть записано в различной форме, но наиболее наглядным является то из них, где в числителе фигурирует площадь диффузора Sd и силовой фактор Bl, а в знаменателе — масса подвижной системы Mms и омическое сопротивление катушки Re — все параметры в квадрате, за исключением Re. (В формуле участвует ещё некоторая константа, которая зависит от системы единиц, но на то она и константа, чтобы её сейчас не замечать.) Отношение Sd/Mms по мере увеличения калибра головки имеет тенденцию к росту, можно объяснить почему, но сейчас это неважно, важно, что растёт и чувствительность. А звуковое давление (если считать неизменными характеристики пространства, где оно создаётся) определяется произведением трёх величин: площади диффузора, амплитуды его смещения и частоты сигнала. И опять, как видим, чем больше площадь диффузора, тем выше звуковое давление при том же смещении диффузора. Указанную зависимость можно сформулировать и иначе: чем больше площадь диффузора, тем при фиксированном звуковом давлении меньше будет его смещение. А поскольку величина нелинейностей непосредственно связана с величиной смещения диффузора, то можно сказать и так: чем больше площадь диффузора, тем меньше КНИ (при прочих равных условиях и фиксированном звуковом давлении).
Перечисленных закономерностей достаточно было бы для того, чтобы все поголовно перешли на использование самых крупных из выпускаемых серийно головок, применительно к нашей отрасли — на «пятнашки». Но не тут-то было. Во-первых, чем головка больше, тем она дороже — не думаю, что столь большое значение имеет рост расхода металла и пластика, но такова политика производителей. Второй фактор важнее: крупные головки, как было сказано уже много раз (в том числе и сегодня), требуют увеличенного объёма оформления. Насколько увеличенного? Точнее будет спросить — во сколько раз? Приближённо и ориентировочно переход к каждому следующему типоразмеру требует увеличения объёма ящика вдвое. Но, к примеру, по нашей статистике за прошлый год, между средним эквивалентным объёмом «пятнашек» и «двенашек» разница более чем трёхкратная. Скажем, если для 12-дюймовой головки требуется ящик объёмом 26 л, то для 15-дюймовой 80 л будет только-только — почувствуйте разницу, как говорится.
Есть и ещё один фактор, который приверженцы солидных сабвуферных головок зачастую не учитывают. Вследствие низкой частоты собственного резонанса головки у «двенашек» (и «пятнашек» тем более) почти неизбежно возникает подъём на АЧХ в области 60 — 100 Гц. Подъём может достигать 7 — 9 дБ, а в некоторых наиболее запущенных случаях и более — зависит от величины фактора EBP (напомню, это отношение Fs к Qes). При этом искажения басового почерка неизбежны, и когда партию ведут «естественные» инструменты вроде контрабаса или тубы, нежелательная окраска будет хорошо заметна. Если же сместить частоту сопряжения ниже, скажем, 70 Гц, повысятся требования к басовым возможностям фронтов. Этот вариант проходит лишь с «шестёрками», и далеко не со всеми. Вот иллюстрация: в наших тестах компонентной акустики калибра 6,5 дюйма не меньше 75% участников испытывают определённые трудности с линейностью на 80 Гц при уровне, напомню, 90 дБ. В ещё большей мере такие проблемы возникают у коаксиалов этого же калибра и у любой акустики калибра меньшего. Получается, что если апгрейд вашей штатной аудиосистемы сводится к установке сабвуфера с сохранением всего прочего в неизменности, то как раз «двенашку» для этой цели брать следует с осмотрительностью.
Содержание четырёх предыдущих абзацев повторяет то, что было нами уже много раз сказано в предисловии к тестам сабвуферов. Теперь пришла пора поговорить чуть более конкретно об участниках сегодняшнего теста. Их основные показатели лежат в русле известных тенденций. В частности, эквивалентные объёмы, а значит, и требуемые объёмы ящиков, становятся меньше. Это, конечно, здорово. Но сокращение Vas при практически неизменной величине частоты собственного резонанса Fs достигается за счёт утяжеления подвижной системы (увеличения Mms), а следовательно, как мы теперь уже выучили, одновременно снижается опорная чувствительность. Если взять накопленную за долгие годы тестирования статистику, для «двенашек» средняя чувствительность составляет 87,31 дБ/Вт, тогда как по сегодняшней группе получается 86,61 дБ/Вт, то есть на 0,7 дБ ниже. Что же касается нелинейностей, то, к чести участников сегодняшнего теста, надо сказать, что ни у кого из них серьёзных проблем с этим не возникало.
Теперь придётся сделать полшага назад и дать некоторые уточнения по поводу компактности оформления. Вы, может, заметили, что на каком-то этапе рассуждений я перешёл от объёма ящика к эквивалентному объёму Vas, предполагая, что снижение второго автоматически означает уменьшение первого? Такое допущение имеет под собой основания лишь для ЗЯ. На фазик оно почти не распространяется. Причина в том, что у многих из сегодняшних «двенашек» довольно высокая полная добротность (что не в последнюю очередь связано со стремлением производителя сэкономить на магните). А в ящик с ФИ, как вы, возможно, помните, хорошо идут головки с низкой добротностью, желательно не выше 0,4, а лучше даже ниже. Если же добротность выше, то либо придётся смириться с «неправильной» АЧХ сабвуфера, либо же ящик нужно будет брать монструозных размеров. Говоря о «неправильной» АЧХ, в данном конкретном случае я имел в виду характеристику, у которой максимум смещён в инфразвуковую область. Да, у владельца высокодобротной сабвуферной головки всегда есть ещё одна возможность — отказаться от фазоинверторного оформления. У меня, к сожалению, такой возможности не бывает, поскольку программа теста предусматривает определение акустического усиления в фазике с нормированной формой АЧХ (максимум на 35 Гц, ширина полосы по уровню -3 дБ равна 4/3 октавы). Кстати, если частота настройки порта для «нормированного» оформления выходит за пределы 29 — 34 Гц, это само по себе служит сигналом о том, что головка для работы в оформлении ФИ не предназначена, независимо от того, что там сообщает изготовитель. Впрочем, такие случаи редкость, сегодня подобная ситуация нам встретится лишь однажды.
Потребитель привык считать, что чем больше калибр головки, тем она мощнее, то есть тем большую подводимую мощность она может выдержать без необратимых изменений собственных параметров и невосполнимых потерь в бюджете владельца. Это действительно так, если в головке «старшего» калибра используется более крупная звуковая катушка — по диаметру или по длине. На деле это происходит, мягко говоря, не всегда. По идее, если ширина подвеса в сабвуферной головке больше, то катушка должна быть длиннее, а магнит тяжелее и мощнее, чтобы обеспечить то же (хотя бы) значение силового фактора. Но что-то мне не верится, что при современных прогрессивных технологиях, когда для всех калибров (кроме «пятнашек») используются катушки одного диаметра, их будут мотать на каркасах разной длины и, соответственно, проводом разной толщины. Нынешние одноклассники в большинстве своём оснащены двухдюймовыми звуковыми катушками (у некоторых диаметр катушек даже 1,5 дюйма), стало быть, и магниты у них, прямо скажем, нетяжёлые. Вот так и получилось, что «двенашки» из сегодняшнего теста являются лёгкими не только для вашего бюджета, но и в буквальном смысле.
Мы считаем, что если неравномерность АЧХ сабвуфера в ЗЯ (в зачётном диапазоне 25 — 100 Гц) менее 2 дБ, то он заслуживает высшей оценки по этому параметру, если неравномерность менее 4 дБ, это нормально (8 баллов), если менее 6 дБ — почти приемлемо (7 баллов). Кстати, 12-дюймовые головки куда чаще, чем «десятки», не вписываются в 4-децибельный допуск (с «восьмёрками» такое вообще не случается). Начиная с некоторого объёма ЗЯ с минимальной неравномерностью, действует закономерность: меньше объём — больше неравномерность. Поскольку объём ЗЯ мы тоже учитываем в таблице рейтинга, естественно выбрать его минимальным, при условии, что оценка за АЧХ окажется не ниже. В частности, если минимальная неравномерность 2 дБ или выше, выбирается ЗЯ, в котором неравномерность «менее 4 дБ», то есть 3,9 (3,8) дБ. Если по минимуму получается 4 дБ с чем-то, для «зачёта» выбираем ящик с неравномерностью 5,9 (5,8) дБ. Понятно объяснил, нет? Ну прочтите ещё раз, куда вам торопиться…
А пока вы перечитываете, я перечислю конструктивные особенности, которые в техническом описании головок будут приниматься по умолчанию. Корпус штампованный, исключений из этого правила сегодня даже и не было. Подвес изготовлен из резины, а центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. К слову, граница между регулярной и прогрессивной формой гофров нынче становится несколько размытой. Скажем, когда шаг гофра остаётся постоянным, а высота профиля уменьшается от периферии к центру, это вроде прогрессивный профиль, но заметить эту прогрессивность удаётся не всегда. Насколько я могу судить, вогнутые шайбы ушли в область преданий (где им и место) — изготовители, наверное, сообразили, что рассчитывать на линейность упругой силы при использовании таких шайб было бы по меньшей мере наивно. Центральный колпачок пластиковый и выпуклый, если не сказано иного. На нижней шайбе магнитной системы присутствует характерный прилив, указывающий на наличие внутренней кольцевой проточки. Высота магнита 20 мм. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма (всего лишь). Для фиксации акустического кабеля служат зажимы пружинного типа. Всё довольно легко, как и было сказано…
МЁД & ДЁГОТЬ
Вперёд, и довольно уверенно, вырвался Polk Audio, наибольшую суммарную оценку он получил в одиночестве, так что вопрос о лидере теста не носит характер дискуссионного. На минимальной дистанции от «Лидера» оказались JVC и Audio System, в отношении первого нельзя не отметить: он был самым доступным в группе доступных сабвуферов, то есть вообще почти безвозмездно, а результаты показал очень впечатляющие. Audio System подороже, конечно, будет, но это представитель исчезающего (увы) вида «тонких» сабвуферов, деликатных и по конструкции, и по звучанию в хорошо настроенной системе. Итак, «Фавориты» тоже определились. В число рекомендованных мы включили JBL, Ivolga, и DLS. Формально на «Рекомендацию» мог бы претендовать и Kenwood, у него сумма баллов такая же, но мы не школьный калькулятор и внесли поправку при подведении итогов: сабвуфер сделан очень качественно, искажения низкие, оформление удобное, но получить от него более или менее ровную АЧХ нам не удалось, поэтому от «Рекомендации» решили воздержаться.