измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
РАЗМЕРЫ И МАССА
По массе этот усилитель ненамного уступает большинству «коллег» средней мощности. В чём он у них безоговорочно выигрывает, так это в габаритах.
Если помните, как-то мы заметили: уточнённая методика расчёта тепловых режимов усилителей дошла до нашей отрасли не так давно. И естественно, что воспользоваться этими новыми возможностями в первую очередь стремятся те производители, кого не слишком отягощает груз многолетних традиций. Среди них американская компания Massive Audio, Inc., которая только что появилась на нашем рынке, да и на не нашем сделала это 12 лет назад, а не 20, а то и 30, как некоторые. Под маркой Massive выпускаются процессоры, эквалайзеры и аксессуары, а также широкий спектр моделей акустики и сабвуферов. Усилителей тоже немало, я насчитал 14, из них половина, а именно все из серии D-Block — новинки 2011 года. В списке моделей этой серии значится, в том числе, и 8-киловаттный D16000, если сложится, мы и до него доберёмся.
Логично было бы предположить, что в серии Nano Block, у которой идея компактности заложена уже в название (в виде остромодного эпитета), эксплуатируется технология импульсного усиления — популярного сегодня средства борьбы с размерами и энергопотреблением. Однако же нет: четырёхканальная модель построена по традиционной схемотехнике, в названии серии нашла отражение самооценка разработчиками степени успеха в минимизации внешних размеров.
Усилитель NX4 действительно весьма компактен, для четырёхканальника — даже более чем. Своих предохранителей Nano Block не имеет, это вполне допустимо, а теперь даже модно: на входе линии питания всё равно ставится (должен ставиться) предохранитель, так зачем же лишний раз провоцировать неосмотрительных любителей обойтись без него? Жаль только, что наставление не даёт каких-либо рекомендаций по выбору номинала вставок. Раз так, придётся это сделать мне: пары вставок на 20 А должно быть достаточно в типовом режиме (фронт + 4-омный саб мостом). Если же вы планируете использовать обе пары каналов в мостовом включении, понадобится суммарный номинал 50 А. Сильноточные зажимы рассчитаны на использование «лопаточек» максимальной шириной 13,0 мм (питание) и 8,0 мм (выход). Линейных выходов нет, для четырёхканального усилителя они и не обязательны. А вот отсутствие басового регулятора в любом случае минус. В каналах Front постоянно включён фильтр ВЧ, что как бы подсказывает: усилитель рассчитан именно на типовое включение. Если (опять) вы хотите обе пары каналов нагрузить на сабвуферы (или один, но двухсекционный), не разумнее ли будет взять, скажем, басовый N3 точно таких же габаритов и заведомо большей мощности? Диапазон перестройки фильтра ВЧ, согласно маркировке, от 0 до 200 Гц. Ладно, потом увидим, что такое «ноль». В каналах Rear полный комплект фильтров, диапазон перестройки от 50 до 750 Гц.
Для прослушивания используем устоявшуюся схему. Источник — CD-проигрыватель Bryston BCD-1, громкоговорители — Monitor Reference Gold 20. В качестве предусилителя задействована предварительная секция интегрального Bryston B100-SST. Согласно принятому у нас правилу, искали компакт с родины испытуемого, то есть настоящий американский диск. Но нашли только CD команды Deep Purple, изданный к тому же английским лейблом Edel. Ну, в конце концов, Англия и Америка, наверное, где-то рядом, иначе почему бы у них языки были так похожи?
1. Deep Purple, «Rapture of the Deep». Edel, 2005.
2. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
3. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
4. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
5. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
Как раз с английского диска [1] и начали «прогревочный круг» усилителя. Звук гитары из вступления к первому треку поначалу напоминал гудение какой-то электрической машины, но уже спустя немного времени картина поменялась: тут гитара (Steve Morse), тут загадочный перебор клавишных (Don Airey), а всё вместе — узнаваемый фирменный звук Deep Purple. Партия бас-гитары показалась несколько упрощённой, поначалу мы сочли, что это особенность записи. Берём хорошо известный нам диск [2]. Хлопки из вступления к треку 1 не очень свободные, но вполне узнаваемые. Однако динамика басовой партии не то чтобы сглаженная, но всё же простоватая, так что англичане были не виноваты. Звуковая сцена передаётся с достаточной глубиной. Отмечена также очень бережная подача тихих звучаний клавишных. Удары по струнам акустической гитары (трек 10) не отличаются излишним драматизмом, и опять обращаем внимание на тщательную проработку тихих звучаний. Голос певца чётко сфокусирован. Ещё раз проверим глубину сцены ([3], трек 4). Действительно, объём зала собора передаётся с некоторым упрощением. Зато распевка смешанного хора воспроизводится очень тщательно, каждый голос аккуратно сфокусирован и чётко придерживается своего места. [4], трек 6. Динамика ударных не запредельная, однако она точно выдерживается независимо от басовой нагрузки. При очень большой громкости динамика барабанов становится весьма внушительной, однако басы приобретают округлость очертаний и теряют чёткость. Звуку закрываемой молнии ([5], трек 10) чуть недостаёт резкости. Но удар церковного колокола (трек 12) внушает если не трепет, то уважение. Разрывы фейерверка (трек 13) вполне узнаваемы, хотя бывало, что они звучали и резче.
- Максимальная мощность
(14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 65,8/107 - Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,025 - Входная чувствительность, В 0,17 — 4,0
- Отношение сигнал/шум, дБА 93,6
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 69/75
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 15 — 27300
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 11,5
- Ток холостого хода, А 0,65
- Габариты, мм 261 х 139 х 54
Выходная мощность по теперешним временам не запредельная, однако по большей части достаточная. Но, полагаю, вы теперь поймёте, почему я сказал, что вряд ли есть смысл использовать все четыре канала этого усилителя с сабвуфером. Нелинейные искажения на нагрузке 4 Ом на редкость низкие, да и на 2-омной нагрузке они ниже, нежели у большинства аналогов. С шумами и переходным затуханием проблем нет. К сожалению, поверху частотный диапазон немного уже, чем хотелось бы, но мне всегда хочется большего. Ток холостого хода невелик, а значит, потери в блоке питания сведены к минимуму. При подключении нагрузки ёмкостного характера ток потребления даже чуть падает, в выходном сигнале, в сущности, ничего не меняется. Меандр 20 Гц воспроизводится с существенным спадом горизонтальной «полки», всё же нижняя граница могла быть немного ниже.
В каналах Rear фильтр НЧ перестраивается в пределах от 70,0 до 904 Гц, крутизна спада практически неизменна — 11,9 — 12,0 дБ/окт. Фильтр ВЧ вы сможете перестроить в диапазоне 56,6 — 735 Гц, крутизна спада тоже меняется незначительно, от 12,7 до 12,0 дБ/окт. Словом, здесь всё по-честному. Фильтр ВЧ в каналах Front имеет пределы перестройки от 18,3 (это примерно «ноль») до 205 Гц. Добротность фильтра невысокая, оттого реальная крутизна спада лишь 9,7 дБ/окт. Однако, как у нас принято считать, всё, что не ниже 9 дБ/окт. — нормально.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель
- КТО
- Massive NX4
- ПОЧЕМ
- 10800 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Редкая компактность
- Высокий запас устойчивости
- ЭТО — МИНУС
- Неполная комплектация фильтров
- Нет басового регулятора
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Не массивный, но состоявшийся
- РЕЙТИНГ
- Мощность 8
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 7
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Итог 39