ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВУКУ
Эта фраза, прозвучавшая из уст Максима, как нельзя лучше описывает то, с чем приходится сталкиваться при установке автомобильной аудиосистемы.
08/2011 Студия: Opel Garage
Руководитель проекта: Максим Обшивалов
- Тип системы: аудио/видео + навигация
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA 9887R
- Интерфейс руль-дисплей: Alpine APF-D102OP
- Усилитель: Boston GT 5750
- Акустика: Crescendo Opus 8.6a
- Сабвуфер: Crescendo Etude 1.10
Независимо от марки и модели автомобиля. Вообще-то, в оригинале у римлян было «через тернии к звёздам», per aspera ad astra. И уж наверняка я бы в это вцепился что твоя терния, будь этот «Опель» на одну модель побольше. В смысле — «Астра»…
Per aspera. Из первой «инстоляции»
Но это — «Корса», что на классической латыни не означает, кажется, ничего. Доехать до звёзд, правда, именно такая «Корса» способна побыстрее обычной «Астры», да и «Вектры» тоже, об этом позаботились ещё в Германии, в Opel Performance Center, не позабыв увенчать заводской тюнинг красноречивым автографом в низу рулевого колеса. А все тернии в судьбе этой машины пришлись на звук. Все до единой…
Судьба звуковой части проекта с самого начала не задалась. Автомобиль был новый, заряженный, красивый. Но не звучащий. После покупки хозяин отправился в некое специализированное учреждение, из тех, что в интернет-рекламе месяцами держат баннер с надписью «Автозук», правда, поищите по этому слову в сети, найдёте немало интересного про установку а также «инстоляцию».
Как попал сюда хозяин «звёздной Корсы», сегодня выяснить трудно, сам он об этом вспоминает как-то неохотно, призывая всех по своему примеру наслаждаться сегодняшним днём, а не содрогаться от воспоминаний о тёмном прошлом. В общем, специалисты по «инстоляции» клятвенно пообещали зарядить машину таким звуком, что все сдохнут от зависти.
Первым сдох усилитель. Мастер-ломастер сделал неправильно даже то, что легче сделать правильно — если, конечно, голова не только для того, чтобы в неё есть. Запихнуть 12-дюймовый сабвуфер в 10-литровый ящик оказалось непросто, но получилось. Не получилось объяснить, почему в 10-литровый, только руками: вот… типа… он… тут и тогда вообще.
Когда шлифовали ящик, протёрли пару дыр на углах, что тоже свидетельствует о трудолюбии и крепких передних конечностях. Но это не беда, ведь потом карпетом заклеили, причём — за те же деньги. Что баса нет — так это динамик плохой, да и усилитель поэтому сгорел, там вышло замыкание электрической добротности на механическую. Такова была сила убеждения непризнанного гения, что хозяин машины ему поверил. Почти. Но всё же для надёжности обратился к настоящим мастерам.
Молчание при встрече с шедевром «инстоляции» было долгим. Такая тишина бывает в Лувре, в зале, где Джоконда. Так же молча (служебные слова опускаем, получая прежнюю тишину) начали делать всё заново, попутно исправляя испорченное и заменяя испорченное безнадёжно. Заказывать новую облицовку багажника, брать новый усилитель, восстанавливать облицовки стоек ветрового стекла. Пришлось заодно подогнать (а фактически изготовить заново) переходную рамку под головное устройство, и ещё много мелочей, без которых не обходится ни одна нормальная работа.
Но карма машины уже серьёзно пострадала, проект преследовала странная цепь случайностей и совпадений, тормозивших процесс, и не говорите, что это суеверие, автозвук слишком тонок для вульгарного материализма. Сначала усилитель оказался не той модели, что написано на коробке. Потом общепризнанно респектабельная, да что там — топовая алпайновская «голова» заглючила. В довершение всего система упорно сопротивлялась настройке. Однако на всякую карму найдётся управа. Нашли и управились…
Структура звукового тракта выбрана классическая — двухполосный фронт, «полная поканалка». Почему полная — понятно: независимая индивидуальная подстройка уровней, частот раздела, задержек. Этим занимается встроенный звуковой процессор головного устройства Alpine CDA 9887R. Помимо разделения полос он, разумеется, исполняет и роль «машины времени», помогая выстроить звуковую сцену при изначально несимметричном расположении динамиков. Адаптер Alpine APF D102 OP сохранил функциональность не только кнопок рулевого колеса, но и штатного дисплея, в этой модели крупного и удобно расположенного.
А что у нас с местом установки динамиков? Штатные места под мидбас очень удачные, прибегать к вычурным архитектурным формам не потребовалось. Само собой, дверь пришлось основательно задемпфировать, чтобы не подпевала. Посадочное место и облицовку двери доработали, причём косметическая интеграция решёток оказалась настолько удачной, что воспринимается, как заводское решение — смотрите фото. То, что там написано название не того брэнда, которому принадлежит акустика — неважно, вы не читайте, а смотрите.
Аналогичным образом поступили и с пищалками. Оставлять высоко на стойках, где они оказались после первой попытки, было бы (и было) неправильно — так далеко от мидбаса пищалки ставят в беспроцессорных системах, разменивая неизбежный разрыв звуковой картины на некоторое улучшение симметрии сцены. Здесь о симметрии было кому позаботиться внутри головного устройства, а вот о плавности обводов поверхности возле пищалки, что благоприятно сказывается на АЧХ, позаботились при изготовлении новых подиумов. Опустили пищалки пониже, выполнили косметическую интеграцию — теперь они смотрятся, как заводские.
В салоне получился «полный сток», ничего из общего стиля не выбивается. В багажнике «полный сток» делать не стали. Хотя как сказать, единственным заметным элементом здесь оказался защитный гриль сабвуферной головки, расположенной довольно необычно — в плоскости «надставного» пола. Функциональность багажника, заметим, при этом нисколько не пострадала, в модификации OPC запасное колесо не предусмотрено. Так что «мини-подполье» по-братски разделили между собой пятиканальный усилитель и сабвуфер — закрытый ящик чистым объёмом 17 л, собранный из 20-миллиметровой фанеры. Такой объём, согласитесь, находится в очевидной гармонии с 10-дюймовой головкой, а головка такого калибра — в столь же очевидной гармонии с небольшим салоном «Корсы».
Сабвуферная головка здесь той же марки, что и фронтальная акустика, за разговором о конструкции я как-то это упустил, а акцент сделать надо. Брэнд называется Crescendo, он новый, ещё не особо раскрученный и вполне доступный по цене. Но звучание оказалось на высоте, я был бы вправе ожидать такого от куда более пафосных марок. Разумеется, немалую роль здесь сыграл пятиканальный усилитель премиум-класса Boston из серии GT Reference и процессорное головное устройство, но согласитесь: на пути через тернии к звуку последний шаг делает именно акустика, и этот шаг оказался уверенным…
Незнакомо выглядит пищалка, правда? Будем привыкать…
В укромный уголок вывели и хвост для айпода/айфона, как теперь без этого?
В этой модели «Опеля» штатный дисплей большой и удобно расположенный
Сабвуфер несуразного для выбранной головки объёма…
Оказался ещё и дырявым
Пищалки надо было ставить не сюда…
И, разумеется, не так
Крепление композита к штатному пластику — дело, требующее умения…
Или получается вот так
Ad astra. Некоторые подробности инсталляции нынешней
Окно под динамик в панели двери было доработано до нужного размера
Жёсткое опорное кольцо не прихоть, а необходимый элемент крепления мидбаса
Всё вокруг мидбаса, разумеется, насмерть вибродемпфировано
Новое место пищалок — в углу переднего неподвижного стекла
К пластику всё прикреплено на совесть
Формы подиума сделаны максимально плавными, антидифракционными
Нештатные грили мидбасов выбрали за их соответствие стилю интерьера
Если вам не дадут рассмотреть автограф OPC на руле, смотрите на выхлопную трубу, она тоже особенная
RTA
На АЧХ видно то, что и без прибора было ясно: ровно, спокойно скользящая вдоль горизонтали АЧХ с крепким, но не выпирающим басовым основанием, не останавливающимся на границе слышимого диапазона. Лишний раз убеждаешься в том, что «десятка» не случайно считается «выбором чемпионов». Небольшая шероховатость в области 125 — 200 Гц осталась не замеченной ухом. Зато область 6,3 — 20 кГц совпала с прогнозом — лёгкий подъём здесь обеспечил воздушность обертонов и натуральное звучание металлических ударных.
Мини-подполье в багажнике разделили усилитель и сабвуфер
При закрытой крышке усилителя только решётка на полу багажника выдаёт присутствие аудиосистемы
SQ
Простота и примитивность — разные вещи. Если бы я про это и забыл, вспомнил бы при прослушивании этой системы. Система звучала отлично. Детальность и макродинамика достойны похвалы, разве что самые тихие места немного зашумлены процессором. Сцена настроена очень хорошо, ровная и симметричная.
Тональный баланс весьма приятен на слух, всё очень гладко. Суббас, несмотря на солидный уровень, не выпирает, звучание безупречное практически по всему диапазону. Бас-гитара и контрабасы играют достаточно ровно, атака безукоризненная, чёткая и рельефная. Особенно хороша средняя часть звукового диапазона — что скрипичная группа, что флейта, что вокал. Верхние частоты очень детальные и открытые, твитеры забираются по частоте явно высоко. Общий характер звучания инструментов в высокочастотном диапазоне весьма натурален, всевозможные тарелочки, колокольчики и треугольнички воспринимаются именно как металлические, реалистично, но не натуралистично. Я понятно выразился?