ФРОНТ НА ЛИНИИ ТЫЛА
Акустика размерности 6 х 9 в нашей отрасли самая, наверное, противоречивая. В чём заключается противоречие, вы, полагаю, начали догадываться уже по заголовку.
TEAC TE-S6950 | Rockford Fosgate R1693 | Pioneer TS-A6913I | Phonocar 2/070 | Macrom M3C.691 Mk2 | Kicker ES693 | Lanzar VB69.3 | Phoenix Gold Ti69CX | Infinity REF9633i | MB Quart ONX169 | Focal Access 690CA1 | ESX QX693
Действительно, интересно получается: широкополосная акустика, способная более или менее успешно отыграть любой музыкальный материал, используется в подавляющем большинстве случаев как помесь избыточного тыла с экономным вариантом сабвуфера.
Экономия в данном случае выражается не в денежных единицах, а в мощностных. То есть по цене 3 — 3,5 тысячи вполне можно подобрать приличный сабвуфер (по крайней мере, «десятку»), а вот найти саб чувствительностью 90 дБ/Вт окажется намного труднее, тогда как для овальных мидбасов чувствительность 89 — 90 дБ — норма жизни. Собственно говоря, «блины» для того и предназначены, чтобы, работая с усилителями головного устройства, играть «по-взрослому».
Как было уже не раз писано, наши (и прочие) недостатки являются продолжением наших (или прочих) достоинств. Высокая чувствительность мидбасов подразумевает высокую концентрацию магнитного поля в зазоре, а этого можно достигнуть, либо наращивая размеры магнита до сабвуферных статей, либо же укорачивая звуковую катушку. Разумеется, катушка у овального мидбаса ничуть не короче, нежели, скажем, у «шестёрки», скорее, даже чуть длиннее, но до размеров аналогичной детали у сабвуфера ей далеко. А значит, и ход диффузора, и достижимое звуковое давление у них совсем не сабвуферное. В особенности на среднем и тем более на низком басе. При тестировании «лопухов» мы измеряем нелинейные искажения, начиная с частоты 63 Гц, и у большинства участников на этой частоте КНИ превышает 10%. Это, между прочим, при звуковом давлении 90 дБ (или 93 дБ на двоих), тогда как сабвуферы мы «гоняем» при давлении 96 дБ. Словом, не надо требовать от «блинов» невозможного, они не могут одновременно играть громко и низко. По отдельности — очень даже могут, это касается и «низко», о чём будет отдельный разговор. Прямо сейчас.
В своё время в публикациях серии «Вспомнить всё» было показано: если резонансная частота динамика в оформлении типа ЗЯ (или free air, что в данном случае одно и то же) оказывается вблизи 60 Гц, а результирующая полная добротность не выходит за рамки приличий (ну, скажем, не ниже 0,5 и не выше 0,9), есть все основания, что такой акустический агрегат с учётом передаточной функции салона будет воспроизводить нижний бас на одном уровне, то есть с АЧХ, горизонтальной до границы слышимого диапазона.
Обычно таким акустическим агрегатом оказывается сабвуфер ЗЯ, объём которого выбран так, чтобы выполнялись указанные условия. Однако, посмотрев на измеренные параметры (других у «лопухов» не бывает, это не сабы, к ним не прикладывают), нетрудно убедиться, что им такое сочетание параметров свойственно от рождения, а значит, оно сохранится в наиболее ожидаемом варианте установки — в задней полке, то есть при работе на объём багажника.
И решили мы так: раз у «лопухов» такие врождённые басовые способности, не грех бы напечатать графики «модельных» АЧХ, подобно тому, как мы это делаем для сабвуферов. Но в отличие от тех для овалов мы приводим лишь одну характеристику, при работе в объёме 200 л на головку (это когда две на багажник). Там, где полная добротность мидбаса не очень высокая, мы рассматриваем также вариант монтажа в дверь — но это уже без графика, всё же такой вариант не очень распространён. По аналогии с «обычными» фронтами мы также рассматриваем вариант установки в закрытый ящик. Объём минимального ЗЯ для «блинов» определяется только критерием допустимой добротности (1,1), нижняя частотная граница у всех у них будет ниже 100 Гц. Но такие ящичные варианты могут кого-то заинтересовать, лишь если овальная акустика будет использоваться вместе с сабвуфером, а не вместо него. И здесь пора бы наконец вспомнить, что «блины» как-никак акустика полного диапазона. И пусть в качестве фронтов они используются очень редко, в принципе, такой вариант не исключён. Хотя найти нормально звучащие «блины» само по себе непросто, в ходе сегодняшнего теста мы в очередной раз в этом убедились. Оно, в общем, понятно, целевая аудитория «лопухов» не по филармониям ходит, что, впрочем, едва ли может служить оправданием для иных изготовителей, явно перегибающих палку. К примеру, акустика с диапазоном до 5 кГц — это всё же перебор. Вернее — недобор. И надо заметить: различия в звуковом почерке овалов куда заметнее, нежели различия по басовым возможностям.
Интересно, что в овалах чаще всего используются пищалки по индивидуальному проекту, которых в акустике иных типоразмеров не встретить. Причина, как я понимаю, всё та же — высокая чувствительность. То есть поскольку высока чувствительность у крупных овальных мидбасов, пищалки должны соответствовать, громкие пищалки и размер имеют подходящий, а большие размеры мембраны нередко влекут за собой ограничение частотного диапазона. Тогда возникает потребность дополнить систему супертвитером — так и появляются трёхполосные системы. Весьма показательно, что в тех «блинах», которые обходятся двумя полосами, используются купольные пищалки, такие же, как и в коаксиалах иных типоразмеров, и справедливо будет сказать, что появление супертвитера вызвано ограниченным диапазоном твитера основного. Что же касается последующих полос, то их появление, как мне кажется, связано с иными соображениями, ничего общего с акустикой не имеющими. Видимо, изготовитель ориентируется на такого покупателя, для которого чем больше полос — тем круче.
На самом деле наоборот. Нарушается один из принципов электроакустики: одна частота — один излучатель. Коль скоро полоса пищалок ограничивается фильтром только снизу, то весьма вероятна такая ситуация, когда пищалки и «суперы» работают одновременно, а из этого ничего хорошего произойти не может. Это в дополнение к общим для всех коаксиалов проблемам, связанным с одновременным излучением мидбаса и твитера. Сказанное относится преимущественно к электродинамическим излучателям, пьезокерамические «супертвитеры» чаще всего никому не мешают, поскольку отдача у них низкая. (Однако по жизни в децибелах на ватт отдача у них как раз высокая, а вот в децибелах на вольт — низкая.) Интересно, что среди дюжины участников на этот раз нам ни разу не встретилась четырёхполосная акустика, зато попалась одна пятиполоска. Если резюмировать ситуацию с супертвитерами, то я бы сказал, что от них польза происходит реже, нежели вред.
Полагаю, пора уже переходить к тесту, но вначале надо, как обычно, перечислить те технические особенности устройства акустики, которые будут подразумеваться по умолчанию.
Пищалки электродинамические, если не сказано иного. На каждую пищалку (если она не пьезокерамическая) приходится один электролитический фильтрующий конденсатор. Если же пищалка пьезо, то она сама себе конденсатор, ей фильтр ВЧ без надобности. Конденсаторы установлены под обоймой пищалок. Корпус мидбаса штампованный, исключений из этого правила будет совсем немного. Ширина резинового подвеса 11 — 12 мм, если опять же не сказано иного. Звуковая катушка имеет стандартный для фронтов калибр 1 дюйм. Для подключения акустического кабеля служат контакты под всем известные клеммы-«лопаточки». На внешнем ободе корпуса закреплено высокое пластиковое уплотнительное кольцо. Считаем, что рамка с решёткой дополнительную защиту от акустического короткого замыкания не создаёт (хотя при установке новых головок на старые отверстия такая защита могла быть не лишней).
Вот теперь, кажется, всё. Пора посмотреть, где там тыл, а где фронт.
МЁД & ДЁГОТЬ
В трудной (по объективным техническим причинам) дисциплине 6 х 9 удачнее всего выступили, по нашему заключению, Pioneer и MB Quart, их оценка в баллах различается на единицу, и по правилам подведения итогов Pioneer получает звание «Лидера», MB Quart — «Фаворита». Таков формальный итог. Однако важнее другое: эти две модели, созданные, в принципе, для того, чтобы жить в задней полке, на отшибе, в изгнании, достойно повели бы себя, случись им оказаться фронтальной акустикой.
Из моделей же, оптимизированных для целевого использования, сразу четыре, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания и получают нашу «Рекомендацию»: это Infinity, Rockford Fosgate, Lanzar и Focal.