ТРИ ВТОРЫХ
Я довольно хорошо помню слова, с которых начинался тест акустики с почти таким же названием пять с лишним лет назад.
Не дословно, конечно, это был бы цирковой номер, но в подобных случаях очень помогает копи-паст. Вот результат: «У подавляющего большинства фирм, серьёзно занимающихся автомобильной акустикой, топовые модели трёхполосные». От этого утверждения я и сегодня отрекаться не намерен. Однако привлеку ваше просвещённое внимание к другой стороне дела: а часто ли топовая акустика (по определению и по здравому смыслу становящаяся частью топовых инсталляций) попадает туда в полном составе, то есть со штатным пассивным кроссовером? Ответ вы знаете: между «редко» и «никогда». Да и мы в тестах такой акустики не раз рекомендовали подключение с активной фильтрацией (слово «поканальное» я не переношу, уж извините), даже когда знали, что из стоимости комплекта сотня-другая условных инвалютных единиц ушла на компонент, без смущения объявленный нами малополезным.
Эта установочная традиция, без сомнения, известна не только нам и тут. Она известна и там и не нам. Там, где топовую акустику придумывают, и тем, кто это делает. Не случайно целый ряд фирм компоненты «трёхполосок» предлагают кто в варианте Active (то есть без кросса), а кто — вообще «россыпью».
Забегая вперёд (чтобы потом не забыть), замечу: компоненты новой Mille россыпью тоже можно. Забегая вперёд ещё дальше (эк разбежался) замечу и другое: то единственное в названии этой акустики, что отличается от «той», является принципиально важным, обозначая штатную и, на мой взгляд (на котором я традиционно настаиваю), оптимальную схему подключения головок. И это я вскоре берусь доказать.
То, что у нас сегодня «на ковре» один из четырёх комплектов акустики Hertz Mille нового поколения, в котором используются три головки нового же поколения. Головки называются: НЧ — ML 1600 (имя прежнее, конструкция совсем иная), СЧ — ML 700 (предшественник отсутствует) и ВЧ — ML 280 (опять прежнее имя, опять совсем другой динамик).
Из них (добавив соответствующий случаю кроссовер) можно собрать такие сочетания:
MLK 2 TW — двухполосная акустика, ML 1600 + ML 280 + MLCX 2 TW, двухполосный пассивный кроссовер.
Или:
MLK 2 TM — СЧ/ВЧ-звено трёхполосной акустики, ML 700 + ML 280 + MLCX 2 TM — тоже кроссовер, тоже двухполосный, но уже специально для такого сочетания.
Или:
MLK 3 PA — это как раз наш сегодняшний случай. Если в двух предыдущих комплектах сочетания букв TW и TM были понятны (Tweeter — Woofer и Tweeter — Midrange, если уж непонятно), то смысл PA становится очевидным, только если известен состав системы: ML 1600 + ML 700 + ML 280 + MLCX 2 TM. То есть опять пассивный кроссовер для деления полос между СЧ и ВЧ. Его присутствие обозначено буквой «P». А отсутствие кросса для деления НЧ и СЧ символизирует «А» — здесь требуется активная фильтрация.
Знакомая схема? Это то, что мы называем «2,5-полосным» подключением, требующим отдельной пары каналов для НЧ и второй — для СЧ/ВЧ. Схема, между прочим, популярная.
Где четвёртый комплект? А он получается из третьего путём добавления второго ML 1600, никакие иные изменения не требуются, поскольку пассивный кроссовер по-прежнему работает только со среднечастотником и пищалкой. Такой набор называется MLK 3 PA2.
Почему я считаю такую концепцию разумной вообще и оптимальной — в данной реализации? Вот почему: звено кроссовера, делящее НЧ и СЧ, на практике получается громоздким, дорогим и/или вносящим заметные потери в сигнал, это из-за того, что частота раздела относительно низкая, значит, и ёмкости, и, что ещё важнее, индуктивности требуются значительные. Удобнее полосы поделить на входе усилителя, памятуя о том, что акустика такого класса ставится в системы, где на усилителях экономить не принято.
И ещё: диффузорный среднечастотник (а уже, кажется, определились, что это — наилучшее решение для трёхполосных систем) часто уступает по чувствительности мидбасу и пищалке, и если её всегда можно «пригасить» резисторами, с мидбасом этот фокус не проходит. Во-первых, какой смысл губить чувствительность самого энергонасыщенного звена акустической системы, во-вторых, НЧ-излучатель — единственный в системе, у которого частота собственного резонанса находится в пределах рабочего диапазона, дополнительное сопротивление в цепи звуковой катушки так изуродует все параметры вблизи резонанса, что все дальнейшие действия станут малоосмысленными, а траты — напрасными.
А вот на стыке СЧ и ВЧ у пассивной фильтрации появляется серьёзное, иногда — решающее преимущество перед активной. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», — написал как-то его сиятельство Лев Николаевич, не ведая, что говорит об электроакустике. Нет, правда… Раздел НЧ/СЧ практически всегда происходит в области поршневого режима у обеих участвующих в процессе головок, где их АЧХ и ФЧХ всегда ровные, без индивидуальных отличий, и никаких хитростей от фильтров не требуется.
Иное дело СЧ/ВЧ. Здесь счастью уже давно конец, все диффузоры в зонном режиме «ломает» на свой манер, да и АЧХ купольных пищалок никогда не были однообразными. Тут фильтры требуется кроить по своей мерке для каждой пары головок, и лучше, чтобы это было сделано не в гараже по наитию, а в лаборатории с учётом всех известных фактов и цифр и уже потом «отлито в граните» пассивных фильтров. Убедил? Погодите. Позже вскроется ещё одна любопытная деталь…
А сейчас — деталь очевидная, упомяну её, чтобы потом погрузиться с мир чарующих звуков и магических цифр и больше не касаться цифр приземлённых. Благодаря отказу от сложных пассивных фильтров (в том числе) новые Mille оказались существенно более доступны по цене.
Слышу покашливание из задних рядов. Это вы по поводу демократизации цен? Ну, полноте, господа, 780 нынешних траченных кризисом евро за трёхполосную систему — это совсем не то, что «штука» за двухполоску в ценах 2005 года (№7/2005) и полторы — за трёхполоску с тем же названием, но первого поколения (№12/2005). Так что не кашляйте, попейте водички, и идём дальше.
В чём отличие новых головок Mille от прежних? Изменилась форма корпусов всех головок, у пищалок камеры стали меньше, теперь их проще будет монтировать, литые корпуса басов ML1600 по-прежнему хорошо заглушены, а среднечастотники ML700 каменно глухие, пожалуй, даже камни, катясь по руслу реки, производят больше звона. Материал диффузоров — целлюлоза с хлопком и водостойким покрытием наружной стороны. Форма — знаменитый «ву-коне» (V-Cone) — напоминающая рупор поверхность с острым апексом, естественно, без центрального колпачка, но с переходным конусом из целлюлозы. По мнению специалистов Hertz, V-Cone обладает наилучшими характеристиками дисперсии. Подвес резиновый, у басовика — конгруэнтного сечения шириной 15 мм, у среднечастотника гофр ровно втрое уже. Диаметр звуковой катушки 36 мм у НЧ и 20 мм у СЧ-головки. Магниты неодимовые у всех, на СЧ и НЧ-головках они закрыты исключительно плотными резиновыми чехлами, так что высоту их я могу указать лишь для ориентира: 4 мм у «серединки» и 6 мм у низкочастотника. По традиции внешний диаметр магнитов изготовитель указывает в описании, это 50 и 80 мм соответственно. Очень интересно организован обдув звуковой катушки: коническая часть корпуса на самом деле — тарелка, под которой находится круговая щель с направляющими воздушный поток «лопатками». Акустический кабель подключается посредством «лопаточек». Способ подвода у «серединки» второй, у басовика — третий, провода подшиты к центрирующей шайбе стежками.
У твитера ML280 28-миллиметровый купол из фирменного тканого материала Tetolon. Корпус, конечно, металлический, однако теперь — без сменных камер. Литые защитные рёбра имеют такую же форму, как и на более крупных головках (там рамки с защитой тоже отлиты из алюминиевого сплава). Корпус приспособлен для монтажа «в тело», другие варианты инсталляции штатный набор не предусматривает.
В описании указано: кроссовер с частотой раздела 4 кГц и крутизной 18/18 дБ/окт. По части крутизны однозначно не обманули, в фильтре НЧ две катушки и один конденсатор, в фильтре ВЧ одна катушка и два конденсатора. Все конденсаторы майларовые, все катушки с железными сердечниками, автору в своё время стало известно: специалисты Elettromedia пришли к выводу, что деградация звука из-за большой резистивности воздушных катушек более заметна на слух, нежели эффекты, связанные с насыщением ферромагнитного сердечника, которые вообще заметны лишь на большой громкости. А эту самую громкость можно сделать нереально большой, если увеличить площадь сечения сердечника. Здесь (на глазок) площадь сечения сердечников 0,6 см2 (напомню, речь идёт о разделе между СЧ и ВЧ-полосами, тут 0,6 см2 — это очень серьёзно). Все резисторы 12-ваттные. Резисторов довольно много, аттенюация твитера осуществляется по-честному, с помощью Г-образных схем (L-pad). Для выбора уровня твитера (-2/0/+2 дБ) служат два дополнительных зажима. Зажимы под шестигранный ключ позволяют зажать провод до 4,5 мм. Крупный пластиковый корпус (282 х 150 х 42 мм) создаёт оптимальные условия для циркуляции воздуха и отвода тепла. Но место для такого корпуса найдётся не везде, к тому же он слегка осложняет процесс фиксации проводов. По счастью, извлечь из него плату кроссовера труда не составляет.
Описание процесса инсталляции мы обычно опускаем. Здесь лишь скажу, что НЧ-головки были помещены в ящики с объёмом двери (45 л), «серединки» — в ЗЯ объёмом 3 л. Исходное положение, как всегда, с разворотом осей на 25 градусов. О настройке активного кроссовера имеет смысл говорить там, где её можно будет проиллюстрировать. То есть в технической части.
Верхнее положение аттенюатора явно предназначено для тех инсталляций, где твитер отодвинут особенно далеко, в этой позиции даже изначально умиротворённая барочная музыка звучит несколько приукрашенно. Впрочем, это не та ярмарочная раскраска, которой порой грешат участники наших групповых тестов. Тембр ударной меди в основном передаётся точно, лишь местами подчёркивая высокочастотные составляющие. В среднем положении оттенок медных ударных меняется незначительно, уходит излишняя звонкость, звук становится аккуратным. Нижнее положение аттенюатора — как раз для тех (нередких, кстати) случаев, когда пищалка приближена к слушателю. К стандартным тестовым дискам, сформированным из разных источников, мы на этот раз добавили оригинальный звук с записью музыки начала XVIII века*.
И вот тут всплыли некоторые ограничения атаки, в партиях струнных и флейт, звучащих в просторной студии, это хорошо заметно. Так что нам пришлось заменить служащий нам верой и правдой усилитель домашним хай-эндом Musical Fidelity. Так что будьте готовы к тому, что, имея такую акустику, надо будет к выбору усилителя отнестись особенно ответственно. У флейт всё на месте, но звучание их не назовёшь приторным. Скрипки на редкость проникновенны, заслушаться можно. Замечательна микродинамика саксофона, по этой части Mille мало кому уступит (мне приходит в голову разве только Audison Voce, и в этом есть некая логика). Рояль в меру динамичен, хотя основательности большого концертного инструмента ему недостаёт. Бас-гитара тоже не внушает трепета, хотя атака и рельеф передаются довольно точно. В звучании басового барабана («бочки») отчётливо чувствуется напряжённость.
- Пиковая/непрерывная допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 300/150
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 90 — 21000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц),% 0,395
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц),% 0,600
Нелинейности здесь варьируются от очень низких до нереально низких. Вот как должна себя вести реально хорошо проработанная акустика. Масса подвижной системы мидбаса 16,5 г, это довольно обычный показатель для «шестёрки». Силовой фактор 6,05 Тл м тоже, можно сказать, средний. Расчётная чувствительность 88 дБ/Вт. Эквивалентный объём невелик, отсюда и сравнительно высокая резонансная частота. Для «серединки» расчётная чувствительность 86,5 дБ в «чистом» виде или 86,0 дБ через кроссовер. Измеренная чувствительность системы в пределах нормы, хотя для акустики с би-ампингом этот параметр имеет несколько условное значение.
1. Графическую часть начнём с АЧХ и импедансов «голых» компонентов. Давайте поупражняемся в искусстве деления частотных полос. Помните про «счастливые семьи»? Вот и смотрите: что басовик, что среднечастотник в полосе 200 — 1000 Гц ведут себя одинаково образцово, где хотим, там и делим, без всяких подводных камней. У СЧ-головки довольно низкая для её калибра резонансная частота, поэтому из соображений минимизации искажений (золотое правило — на октаву от резонанса минимум) делить можно начиная с 250 Гц. Лучше, конечно, повыше. Кстати, необычно высокий импедансный пик у ML 700 вызван низкой полной добротностью при очень малых механических потерях, значение Qms составляет 8,5.
Иное дело — вторая частотная граница: среднечастотник начинает вести себя беспокойно выше 3 — 3,5 кГц, а исходя из формы АЧХ (как и импедансной характеристики) твитера можно сделать, вывод, что он двухкамерный, и частоту среза надо выбирать выше «фазоинверторного» резонанса, скажем, там же, на 3,5 кГц. Посмотрим теперь, согласны ли с нами конструкторы.
2. Здесь на одном графике, с уловным сдвигом на 20 дБ, показаны два набора кривых. Внизу — АЧХ активных фильтров на входе усилителя. Мы выбрали частоту среза ровно 300 Гц, установив уровень по СЧ на 1,5 дБ выше для компенсации разницы в чувствительности НЧ и СЧ-излучателей. Вообще-то, стоило попробовать поднять раздел повыше, скажем, до 400 Гц, есть мнение, что отмеченная выше «напряжённость» при воспроизведении «бочки» как раз и явилась следствием низкой частоты сопряжения.
Пассивный фильтр оказался настроенным в целом так, как мы и предлагали во время своих упражнений, но обратите снимание на нетривиальную форму АЧХ обоих звеньев: у ФНЧ среднечастотника «окончательному» спаду на 3 кГц предшествует плавное снижение от 500 Гц, где АЧХ «голого» динамика как раз показывает монотонный подъём. То есть фильтр сделан конкретно под эту головку, как и было сказано. ФВЧ пищалки построен так, что подъём АЧХ продолжается и выше частоты раздела, это тоже наверняка не случайность.
3. АЧХ компонентов с учётом действия фильтров получились вполне предсказуемыми. Фильтры отправили уже замеченные нами нерегулярности АЧХ среднечастотника и пищалки в область затухания (а у НЧ-головки нерегулярностей в своей полосе и не было), а вот пищалка теперь работает иначе, нежели без фильтра, практически повторяя подъём к верхней границе звукового диапазона.
4. Так выглядит АЧХ системы в целом (в том числе в зависимости от выбранного положения аттенюатора). Небольшой провал в области 3,5 кГц налицо, однако величина его не столь и велика, во всём диапазоне характеристика помещается в допуск +5/-4 дБ. «Правильный» аттенюатор пищалки опускает её характеристику параллельно самой себе, не меняя тембр на верхах. Импедансная характеристика никаких сюрпризов не таит и нигде не опускается ниже 4 Ом, а её низкочастотная часть (выделенная цветом) вообще никого не волнует, так как находится вне полосы частот СЧ/ВЧ канала усиления.
По угловым характеристикам видно: наклон АЧХ фильтра ВЧ пищалки был сделан намеренно, в итоге именно угловые АЧХ идут наиболее близко к горизонтали, играя углом установки и аттенюатором, вполне реально загнать АЧХ в допуск ±2 — 2,5 дБ. Дисперсия излучения системы в целом остаётся очень широкой, по меньшей мере, до 8 кГц. Связано ли это с геометрией «ву-коне»? Да наверняка…
При установке басовых головок в двери результирующая добротность составит 0,68, нижняя частотная граница 96 Гц «на улице» или 87 Гц в салоне. Словом, басовыми возможностями головки ML1600 не потрясают. Объём минимального ЗЯ (нижняя частотная граница 100 Гц) 5,5 л. Среднечастотник можно монтировать в любой объём. Например, в ЗЯ 1 л полная добротность составит 0,701, нижняя частотная граница 166 Гц. В ЗЯ 0,75 л получим добротность 0,745 и частотную границу 167 Гц, что то же самое.
Параметры Тиля — Смолла | НЧ | СЧ | ВЧ |
Частота собственного резонанса Fs, Гц | 85,5 | 124,5 | 1234 |
Эквивалентный объём Vas, л | 5,01 | 0,754 | — |
Полная добротность Qts | 0,641 | 0,543 | — |
*Telemann. Les Plaisirs. Chamber Concertos. Harmonia Mundi, 1997.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Трёхполосная компонентная акустика
- КТО
- Hertz MLK 3 PA
- ПОЧЕМ
- 31550 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Исключительно низкие искажения
- Широкая дисперсия излучения
- ЭТО — МИНУС
- Ограниченные басовые возможности
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Три вторых. За две трети…
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 7
- Звук 9
- Итог 42