НАУКА РЕНЕССАНСА
Автозвук — хрупкий продукт реакции искусства с наукой. Пропорции исходных реактивов меняются от компонента к компоненту…
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Однако нет сомнений, что самый наукоёмкий компонент — звуковой процессор. Разумеется, цифровой. Это направление автозвуковой техники само по себе сейчас вступает в эпоху возрождения, об этом говорит уже одно разнообразие форм, в которых предстают процессоры. Мы даже упоминаем процессорные модули, встроенные в «головы», это как декоративно-прикладное искусство: доступно, полезно и распространено.
Но и в жанре искусства монументального творятся большие перемены: появились процессоры, встроенные в усилители, встраиваемые в усилители, со встроенными усилителями (это — три разные вещи, и по всем трём есть актуальные примеры), появились и будут ещё появляться процессоры-интеграторы.
На этом позитивном и динамичном фоне немного странно выглядело затянувшееся молчание Alpine, фирмы, по существу, заложившей основы наших сегодняшних представлений о DSP. «Тяжеловесы» прошлого поколения (700/701) стали предметами охоты на аукционах для тех, кому оказалось мало «народных» моделей 100 и 650. Аудиофилы и перфекционисты безмолвствовали, ждали и недоумевали. Доколе?
Доселе, как оказалось. Процессор PXA-H800 просто обречён был стать событием, и не только потому, что с 2004 года у фирмы ничего нового в этом плане не появлялось. Продукт ренессанса оказался достоин эпохи.
Нынешний процессор называется уже не Multimedia Manager, как бывало раньше, а System Integration Audio Processor — звуковой процессор системной интеграции. Понятно, что, услышав такой титул, особенно пристально начинаешь изучать интерфейс устройства. Шестиканальный аналоговый вход с возможностью сборки сигнала, если он подвергся обработке в недрах штатной «головы». «Системный интегратор» позволяет конфигурировать вход не только как 5.1, но и как два входа (Front/Rear и просто Front) либо даже как три стереовхода (Aux1, Aux2, Aux3). Два цифровых оптических входа, (Toslink), поскольку такие соединители имеют широкое хождение, к ним можно подключить любой источник. Дополнительные входы обеспечивают и два гнезда шины Ai-NET.
Восемь выходов RCA у современных процессоров стали, кажется, нормой, меньше неприлично, больше — не каждому (мягко говоря) надо. Выходы, конечно, конфигурируются. Вариант первый — многоканальный, по схеме 5.1 с двухполосным фронтом (фильтрация, конечно, внутри процессора). Остальные варианты — для классического стерео, причём в отсутствие «непарного» центра всюду, где присутствует идея сабвуфера, она материализуется в стереоварианте. Классика такова: Фронт/Тыл/Саб, с двухполосным активным фронтом называется 4.2 (всё, что после точки, относится к сабвуферным каналам). Или: Фронт/Тыл, но фронт уже трёхполосный (4.0). И наконец, Фронт/Саб, с трёхполосным фронтом и стереосабвуфером (2.2) — фактически это уже четырёхполосный фронт. Если что…
Подчеркну отдельной строкой — в отличие от всех процессоров, проходивших через наши руки после знакового в истории средневековья 2004 года, PXA-H800 декодирует многоканальный звук в системе Dolby Digital и DTS.
И в качестве завершающего аккорда — одинокий вход звукового сопровождения от навигационной системы. Естественно, аппарат оборудован и соединителями, по которым от навигации можно принять информацию, что вот сейчас начинается подача сообщений Guide. Вариантов подключения немало, многое будет зависеть от того, оборудовано ли головное устройство шиной Ai-NET. В качестве наиболее впечатляющего примера приведу новое мультимедийное устройство (1DIN) IVA-D800R, оно займёт Ai-NET, одно гнездо Toslink и четыре аналоговых входа Aux, если по RGB подключена навигация, то звук пойдёт на процессор. К Ai-NET можно подключить ТВ-тюнер, к свободному гнезду Toslink — DVD-чейнджер. Если у вас найдётся что-нибудь ещё, подключите это к свободному Aux2.
Процессор управляется от компьютера по шине USB либо же от внешнего пульта RUX-C800. Разница (помимо очевидного удобства компьютерного интерфейса перед «портативным») лишь в том, что в компьютер вы можете «спасать» наборы установочных данных процессора, если вам не хватит шести пресетов, размеченных в памяти процессора. И ещё в том, что автонастройка эквалайзера Imprint осуществляется только с управлением от ноутбука. Естественно, измерительный микрофон входит в комплект. Его же надо будет задействовать и при работе системы Road EQ — автоматической подстройки под уровень внешних шумов, эту функцию «восьмисотый» получил в подарок от недосягаемых (во всех смыслах) F#1 Status. Всё остальное можно сделать и с пульта RUX-C800. Пульт — вещь полезная и толково сделанная, собственные габариты у неё — меньше 1DIN, если всё же хочется пристроить пульт в «диновое» гнездо, есть специальная переходная рамка. Если же вы экспериментировать с настройками процессора не намерены, лучше будет потратить без малого 10000 руб. на что-нибудь ещё.
Пользовательский интерфейс программы управления настройками Sound Manager продуман профессионально и напоминает программы процессоров для студий. Удобно, что, меняя настройки эквалайзера или частоту среза фильтра, можно либо «вбить» в соответствующие окошки нужные цифры, либо просто взять мышью участок отображения АЧХ на экране и потянуть. Только добротность параметрика надо непременно выбирать в окне, поскольку непонятно, куда и что тянуть.
Чувствую, пора переходить к функциям процессора. Эквалайзер. Вернее — два, но на выбор. Графический третьоктавный (31 полоса от 20 Гц до 20 кГц) либо параметрический. В параметрике частоты расположены уже через 1/6 октавы, всего, значит, 61 штука. Это кроме канала/каналов сабвуфера, здесь 21 частота. Диапазон регулировок ±12 дБ, шаг 0,5 дБ.
Кроссовер. Крутизна спада от 6 до 36 дБ/окт., в большинстве случаев фильтр можно отключить, задав крутизну 0. Фильтры перестраиваются с шагом 1/6 октавы (как правило), ФНЧ можно перестроить от 22 Гц до 20 кГц, фильтр ВЧ от 20 Гц до 18 кГц. Исключение сделано для фильтра ВЧ полосы TW (для фронта), здесь частоту можно перестраивать в пределах от 1 до 18 кГц, а отключить нельзя, фильтр НЧ имеет диапазон от 1,1 до 20 кГц. И в каналах сабвуфера неотключаемый фильтр НЧ с диапазоном от 22 до 200 Гц и фильтр ВЧ с диапазоном от 20 до 180 Гц.
Временная задержка вводится с шагом 1,7 см и до 6,86 м. Система Road EQ реагирует на уровень и спектр фона в салоне и меняет не только громкость, но и характеристику эквалайзера.
Система MX Plus (Media eXpander). Тут Alpine использует свой богатый опыт динамической и частотной обработки для различных источников, включая FM, CD, Compressed Data, DVD, Aux. На мой взгляд, наиболее полезен режим DVD. Даже в относительно малошумной среде нередки ситуации, когда диалоги становятся малоразборчивыми. MX как раз позволяет справиться с этой проблемой.
Для слушаний мы приберегли рекомендованный для этого процессора источник, мультимедийный однодиновый IVA-D800R, и подключили его по аналогу и цифре, как и положено. Слушаем вначале по аналоговому входу.
Можно долго перечислять, что мужской вокал звучит открыто и при этом спокоен, что сибилянты естественные и т. д. и т. п. Всё это есть. (А другого и не ждали. И так ждали долго, так что уж будьте любезны.) Но есть и кое-что ещё. Некоторые акценты по глубине сцены смещены, инструменты получили дополнительную протяжённость, вокал как бы окружает слушателя (кто-то из коллег даже спросил, а точно ли выключены эффекты). Очень впечатляет контрабас, он исключительно ясно оформлен по атаке и наполнению. Женский вокал лишён жёсткости, маракасы очень подробные, но не резкие.
При работе по «цифре» контрабас как бы посерьёзнел, обретя достоинство, характерное для этого инструмента. Женский вокал не утратил подробностей, но в голосах появилась некоторая холодность. Зато нет ощущения, что включена какая-то обработка, звучание очень похоже на «оригинал» (без процессорной обработки). Возможно, по «аналогу» мы слышали провода — на этот раз нам не хватило своего набора, и пришлось позаимствовать у «соседей».
Окно настройки кроссовера: кривые можно задавать одновременно в стереоканалх, по отдельности, цифрами или мышью. Здесь и далее приведены настройки, с которыми позже мы снимали реальные характеристики
Окно графического эквалайзера, реакция «модельных» кривых интерфейса повторяет то, что окажется в реальности, потом увидите
Параметрический эквалайзер, каждую из 10 частот коррекции можно задавать с шагом 1/6 октавы
Продуманный и удобный пользовательский интерфейс Sound Manager состоит из главного меню, открывающего необходимые в данный момент специализированные окна, причём столько, сколько их нужно
- Максимальный уровень выходного сигнала (вход: Аналог, КНИ 0,3%), В 4,03
- Максимальный уровень выходного сигнала (вход: Цифра), В 3,95
- Коэффициент передачи (вход: А) 1,76
- Полоса частот (вход: А, -1 дБ), Гц 6,2 — 23000
- Неравномерность АЧХ (вход: Ц, 20Гц/20кГц), дБ -0,12/-0,17
- Отношение сигнал/шум (А/Ц), дБА 96,5/110,5
- Переходное затухание (1 кГц, А/Ц), дБ 101,5/95
- Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, Uвых. = 1,76 В, Rн = 10 кОм, А/Ц), % 0,010/0,013* - Ток потребления, А 0,85
- Габариты, мм 215 х 169 х 51
- *См. текст.
Пример настроек кроссовера (тот же, что раньше был на скриншоте Sound Manager
Тактовая частота ЦАП в этом устройстве 48 (а не «сидюшные 44,2) кГц, и первый же результат налицо: отклонения АЧХ на краях диапазона пришлось выражать фактически в сотых долях децибела.
Графики, иллюстрирующие работу фильтров и эквалайзера, мы здесь приводим больше для порядка, поскольку все они строжайшим образом соответствуют цифрам в окне пользовательского интерфейса.
Частоты среза фильтров стабильны, и независимо от крутизны они «назначаются» по уровню -3 дБ, поскольку характеристика предусмотрена одна — Баттерворт. При одновременной эквализации в близко расположенных полосах действует суперпозиция. Скажем, подъём на 12 дБ в соседних 1/3-октавных полосах даёт в максимуме 19 дБ. Поэтому надо быть осторожнее, чтобы не перегрузить систему по выходу. Воздавая должное, отметим: этот эффект отражается и на экране настроечного пользовательского интерфейса, который не пытается ввести оператора в заблуждение. Отражается и то, что у верхней полосы эквалайзера кривая коррекции уже остальных, ибо близится верхняя граничная частота.
Длительность собственной задержки сигнала процессором составляет 6,56 мс. Это не очень мало, но нам приходилось видеть и существенно больше (доходило до 30 мс). Можно сделать вывод, что процессор работает быстро, и точность обработки тут не вызывает нареканий. Большинство характеристик измерены в режимах работы по аналоговому (А) и цифровому (Ц) входу. Естественно, методика измерений отличается. В частности, по цифре максимальный уровень сигнала измеряется просто подачей сигнала «0 дБ» (на самом деле -0,005 дБ, но не суть), тогда как по аналогу фиксируется нарастание уровня КНИ до заданной величины. Максимальное напряжение входного сигнала составляет 2,3 В, если уровень выхода головного устройства выше, придётся не доводить регулятор громкости до максимума. Правда, в настройках системы усиление по входам было выбрано высокое, но перевод этой настройки в положение Low результатов не дал. Так что тут одно из двух: либо узковат диапазон чувствительности, либо мы не успели освоить все хитрости с настройкой.
Отношение сигнал/шум по цифровому входу, естественно, выше. А вот по аналогу выше переходное затухание — может, там и действительно включена какая-то обработка? Коэффициент нелинейных искажений по аналогу измерен при входном сигнале 1 В. По цифре нелинейности имеют одну и ту же величину до уровня выхода 3,95 В.
Окно временных задержек для выбранной конфигурации системы, в данном случае это 4.2: поканальный фронт, тыл и стереосабвуфер
Дополнительные окна предназначены для настроек многоканального звука
Графический эквалайзер работает на 31 частоте по всему диапазону, при коррекции в соседних полосах усиление (или ослабление) складывается
Для любой из частот параметрического эквалайзера предусмотрено по 8 значений добротности
Начальная задержка и пример временной коррекции. Здесь мы решили заодно посмотреть и на переходную характеристику (более известную как step response), и она нам очень даже понравилась
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Процессор + пульт
- КТО
- Alpine PXA-H800 + RUX-C800
- ПОЧЕМ
- 32200 + 9640 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Декодер многоканального звука
- Автоматическая настройка эквалайзера Imprint
- Режим «сборки» разделённого сигнала
- Предельно деликатная работа с сигналом
- Продуманное программное обеспечение
- ЭТО — МИНУС
- Узковат диапазон чувствительности
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Возрождение состоялось