НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ
Когда-то давно в театре им. Моссовета был спектакль с точно таким же названием и Р. Пляттом в главной роли. Думается, и здесь такой заголовок будет уместен…
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Prology MDN-2740T | JVC KW-AVX840 | Kenwood DNX5580 | Pioneer AVIC-F930BT
Объяснений существует (как и почти всегда) больше одного. Первое лежит на поверхности, до второго надо ещё докопаться. Итак — первое.
Участники сегодняшнего теста не относятся к числу самых доступных аппаратов, но и элитой их не назовёшь. Наиболее продвинутые аппараты продаются по цене около 2000 нынешних американских рублей или немного меньше, и у нас они становятся персонажами одиночного теста. Наиболее доступные мультимедийные «головы» сегодня предлагаются по ценам от 12000 рублей (уже российских), а то и ниже. Так что нынешние одноклассники заняли нишу примерно на полпути от наиболее демократичных до наиболее продвинутых аудиовизуальных головных устройств. Я не поленился и посчитал: да, ровно среднегеометрическое. Это правда, но не вся.
Всю правду (как мы её понимаем) узнаем в ходе теста, во вводной части обсуждаем, скорее, закономерности. В частности, так получилось, что не слишком обширная группа участников оказалась разбитой на две равные части. Представители первой подгруппы на круг в полтора раза дешевле своих «коллег» из второй. Тут сыграли свою роль два фактора. Оба участника подороже снабжены навигационной системой. А один из двоих оставшихся является представителем относительно молодой «фамилии», при этом он тоже с навигацией, да и не только. Такая вот загогулина.
Я ещё в самом начале упомянул театр, и вот тут у меня будет небольшая реплика «в сторону». Практически все нынешние навигационные системы «держат» картографическое обеспечение на картах SD (обыкновенных или micro-SD, сути это не меняет). Но поскольку использование SD в качестве источника музыкальных или AV-файлов не предусмотрено, то я и не указываю их в соответствующей графе таблицы. Вот и вся реплика, возвращаюсь к основному сюжету.
Итак, цена зависит от функциональности и от производителя. Причём под функциональностью в данном случае следует понимать наличие/отсутствие навигации, все прочие функции могут быть теми же самыми (что, собственно, и дало мне моральное право включить заметно различающиеся по цене аппараты в состав одной группы). Вот, к примеру, с античных (по меркам отрасли) времён у «голов» JVC принято читать файлы «прямого» формата WAV. А после финансово-организационного объединения мощностей такую способность обрёл и Kenwood. С другой же стороны, файлы AAC JVC пока не читает, а у «Кенвудов» читать такие файлы принято уже давно.
Насколько я понимаю, различия в плане «читает — не читает» продиктованы главным образом политикой изготовителя, а не его возможностями. Декодер — не что иное, как программное обеспечение, с которым во втором десятилетии XXI века проблем быть не должно. Проблемы чаще возникают со стороны «железа». Точнее даже, со стороны его отсутствия.
Если поколение «Пепси» народилось, когда вы уже отличали «Жигули» от «иномарки», то, наверное, помните: даже топовые модели головных устройств обходились без процессора. Конечно, теперешнюю функциональность, в частности, перемещение по файловой структуре источника или тем более группировку по жанрам, исполнителям или плейлистам, устройство без процессора обеспечить не в силах. А работу навигационной системы — и подавно. Однако в рамках своих возможностей тогдашняя система управления работала хоть куда. К примеру, нажали кнопку Eject, где-то внутри замкнулась цепь, и диск тут же выехал из слота. А переключая треки, вы можете с любой скоростью нажимать соответствующие кнопки, специализированная система управления держит ситуацию под контролем. Но кроме ограниченных функциональных возможностей такая система управления имела ещё один недостаток — относительную дороговизну. Именно потому, что она специализированная, разработанная для источника car audio, и для телефона не годится.
Теперь всё не так. Причём если у звуковых «голов» на виду изрядное количество кнопок (не у всех, кстати), маскирующих существо вопроса, то у мультимедийных аппаратов (в особенности двухдиновых и в особенности — с «полноразмерным» дисплеем), таких кнопок может почти не быть. А «кнопки» сенсорного дисплея — это матрица, которую процессор должен опросить поэлементно (строка-столбец), а на это требуется время. К тому же процессор управляется не напрямую кодами (как в старину), а через оболочку вроде Windows Embedded (WE — встраиваемая система Windows). Процессоры, как вы понимаете, берутся не те же, что применяются в системе ПРО, и по мере усложнения функций аппарата нагрузка на них растёт. В результате за проворными движениями «оператора» наш компьютер частенько не успевает (к примеру, при переключении треков). А осуществление простейшей операции типа выгрузки диска при выключенном аппарате требует загрузки WE, в результате между нажатием кнопки и выгрузкой диска проходит до 10 секунд, как реально происходит у одного из фигурантов сегодняшнего теста.
Плюс ещё ошибки, а чаще — недоработки в графическом интерфейсе. Скажем, отображение виртуальной кнопки не появляется, и вам надо знать, что она должна быть здесь. Или — виртуальные кнопки переключения треков закрывают номер трека. Или — информация о номере дорожки при воспроизведении CD вовсе отсутствует. (А теперь представьте, что у вас тестовый диск о 99 треках и вам нужен 59-й.) Опять что-то многовато негатива получается. Но без этого, наверное, нельзя, иначе вы просто не поймёте, отчего для мультимедийного устройства восьмёрка за удобство управления — уже достижение. Словом, нужна вам функциональность — платите своим временем.
Насколько можно судить, такова тенденция развития мультимедийных «голов». Они должны читать и воспроизводить всё, что пользуется заметным спросом, принимать сигнал от разнообразных внешних источников, а некоторыми из них — и управлять. Под «некоторыми» я, понятно, имел в виду «семейство айподовых», но, наверное, скоро перечень управляемых внешних устройств будет расширяться. А почему нет — если они ходят под той же WE, а пуще того — под Android? Но вот рассчитывать на то, что они станут воспроизводить звук или показывать видео в качестве, близком к максимально возможному, наверное, не стоит. О звуке, кажется, всё уже было сказано, по крайней мере, я не припомню обычных (то есть не эксклюзивных) аудиовизуальных «голов», которые по качеству звука дотянули бы до уровня лучших «специализированных», чисто звуковых аппаратов. По части видео дела таковы: DVD-плеер даёт картинку не хуже и не лучше, чем средней руки домашний источник. Но если бы производитель был заинтересован в качестве «на выходе», то он бы снабжал аппараты хотя бы S-Video-выходом, не говоря уже о выходах компонентных или RGB. Нет таких — значит, и не нужно качество. Словом, по качеству звука и картинки мультимедийные аппараты как бы зависли на полпути к вершине и, возможно, останутся там навсегда.
Кто-то возразит: а разве прогресс в качестве дисплеев не заметен невооружённым глазом? Конечно, заметен, а уж вооружённым — тем более. И хотя продиктован он в первую очередь изменениями в технологии, факт, несомненно, отрадный. Но опять же картинка от хорошего качества 10-ти, а тем более 15-дюймового монитора должна быть не хуже, а для просмотра комфортнее и приятнее. И тот факт, что номенклатура потолочных мониторов расширяться не спешит, в очередной раз указывает, что сегодня нужно не столько качество, сколько количество — файлов, форматов, килобит в секунду, в конце концов.
Кстати о количестве. Трое из четверых участников оснащены двумя AV-входами. Это в дополнение к «молчаливому» входу Camera. Даже если один из AV-входов (хотя бы в части Video) занят вездесущим айподом, у вас остаётся возможность подключить ещё один источник. Все участники снабжены трансивером Bluetooth, и это живописнейшим образом вписывается в главную тенденцию. Коль уж мультимедийная «голова» — вещь универсальная, то она должна уметь всё. С тех же позиций можно объяснить и отсутствие цифрового выхода звука, в том смысле, что главное для мобильной мультимедии — работа с разными источниками и разными форматами. Но совсем не обязательно, что она же и основа мобильного театра. А тогда зачем вам цифровой выход и/или встроенный декодер многоканального звука? Так что с этой позиции отсутствие цифрового выхода вроде и не минус, точнее, для большинства не минус. Но мы быстро освоили новую систему ценностей: если от некоторого формата (DVD, MPEG4) мы не можем получить всё, что в нём заложено — это уже не по понятиям.
Можно, наверное, переходить к обязательной программе — перечислению тех функциональных особенностей аппаратов, на которых я в ходе теста не буду заострять внимание, подразумевая по умолчанию. В тюнере три банка (по шесть пресетов) доверены ЧМ-тюнеру, тогда как АМ-тюнер скромно довольствуется одним и ловит в диапазонах длинных и средних волн. При работе с RDS-вещателями тюнер осуществляет синхронизацию часов по коду CT, а также поиск нужной станции по коду PTY (тип программы), каковых кодов система различает ровно 29. По части считываемых форматов теперь умолчаний нет, все они перечислены в таблице явным образом. Считаем, что в аппарате реализованы все три сервисные функции и все же дополнительные режимы воспроизведения. Читаются CD-текст и тэги. Режимы поиска работают одинаково как на CD, так и на DVD. Аппарат снабжён трансивером и интерфейсом BT, так что достаточно указать, встроенный микрофон или внешний. Да, цифрового выхода звука нет, упоминать об этом каждый раз нет смысла, что, однако, не мешает мне провести этот факт по статье недостатков. Звук в DTS не воспроизводится, тут ситуация та же. В ЦАПе задействован фильтр КИХ-типа, полярность выхода соблюдена. И ещё: в режиме паузы DVD работает память на поле, если не сказано иного. Наконец, если система предусматривает двухзонный режим, то на выход Rear Monitor можно направить сигнал от любого источника, кроме тюнера.
Ну а теперь уже пора посмотреть, все ли участники задержались на полпути к вершине или кто-то собрался забраться повыше.
МЁД & ДЁГОТЬ
Участников было немного, немногочисленными будут призёры, кратким — их представление публике. Победителем стал Pioneer, но он, впрочем, и самый дорогой в группе, так что здесь сенсация не случилась. На победу вполне мог бы претендовать и Kenwood, если бы не некоторые досадные мелочи в пользовательском интерфейсе. Этот — «Фаворит» с заявкой на победу, просьба понимать так.