УРОВЕНЬ БОЕСПОСОБНОСТИ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Очередь второй части теста 12-дюймовых сабвуферов подошла лишь в самом конце лета. Хотя, наверное, можно было и без очереди.
Ivolga SH-12FA | MTX RT12-44 | Prology Neo 12 | Challenger PRO 12WB | ESX SX1240 | VIBE BA12-V4 | Lightning Audio LA-D412 | Phoenix Gold R312D4 | JL Audio 12w0v2-4 | Memphis MCP12S4 | Polk Audio MM1240DVC | Kicker CVT122 | Kicx PRO 300
Как-никак «двенашки» продвинутой ценовой категории — это наше всё. Почти как Пушкин. Или как ВДВ. Про ВДВ знаю немного, просто к слову пришлись, куда деваться, если текст писался 2 августа? Но насчёт 12-дюймовых сабвуферов категории «немного дороже» я ответственно заявляю: среди сабвуферов это, наверное, самое боеспособный род войск.
Начнём с того, что по огневой мощи они превосходят почти всех, уступая только «пятнашкам», но значительно мобильнее, так как требуют куда меньше пространства для развёртывания. А сабы продвинутой ценовой категории заметно лучше подготовлены для решения «боевых задач», нежели их более демократичные собратья.
Если перейти от военной терминологии к привычной для нас лексике, то сказанное выше означает вот что. Благодаря превосходству в площади излучающей поверхности 300-миллиметровые сабвуферы превосходят по чувствительности и «десятки», и тем более «восьмёрки», но, естественно, уступают 380-миллиметровым головкам. То есть в сравнении с динамиками меньших калибров они способны развить большее звуковое давление при заранее заданном уровне нелинейных искажений. Либо вносят меньше искажений при заданном звуковом давлении. Хотя оптимальные объёмы ящиков могут быть нешуточными, всё же «двенашки» в этом плане куда менее требовательны, чем «пятнашки». А в сравнении с самыми доступными сабами того же размера продвинутые «двенашки» проектируются более вдумчиво и производятся более тщательно, что становится очевидным в ходе работы над групповым тестом. Это если в общем, без подробностей. Но, как вы понимаете, мы тут без подробностей никак обойтись не сможем, так что начинаем копать вглубь.
Помните, наверное, не раз (и не три) было сказано, что крупные сабвуферные головки имеют не всегда простой характер. Всё дело в том, что низкая частота резонанса головки хороша лишь в условиях, когда акустические свойства помещения могут хоть как-то приблизиться к условиям свободного поля. В большом зале или в не самой тесной комнате — там да. У нас компрессионный режим работы наступает на частотах, соответствующих фактически среднему басу (60 — 70 Гц). А потому низкая частота резонанса на воздухе (и в ящике тоже) приводит к «выпячиванию» низкого баса. Кто-то, конечно, считает, что в этом и состоит главная прелесть автомобильного саунда, такой бас не услышишь ни в каких иных условиях, кроме наших. С другой же стороны, такой бас имеет немного общего с тем, что было изначально записано, и если музыкальный материал кроме басовой основы содержит много тонкой информации на средних и верхних частотах, то эта самая информация будет утрачена, хотя бы даже из-за эффекта маскировки. То есть излишний нажим на басы вообще и на самый низкий бас в частности далеко не всякой музыке идёт на пользу. А как только мы ставим своей целью достижение «честного» баса, тут-то и выясняется, что у крупных сабвуферных головок с этим не так всё просто. Низкая частота резонанса в сочетании с высокой полной добротностью приводит в ЗЯ к значительному перепаду уровней между 100 и 50 Гц. В ФИ тот же эффект выражается в том, что рабочая полоса частот (мы её определяем по уровню -3 дБ относительно максимума) сдвигается вниз. Получается, что в ЗЯ, чтобы уменьшить неравномерность, надо снижать частоту сопряжения сабвуфера с фронтами (или тылами, если мы вас так ничему и не научили). В ФИ, чтобы достичь классической (одногорбой) формы АЧХ, приходится снижать частоту настройки порта и также выбирать низкую частоту сопряжения с фронтом.
Кажется, тут будет не лишним напомнить, что показатель EBP (отношение частоты резонанса к электрической добротности) наилучшим образом помогает оценить действие упомянутых факторов — снижения частоты резонанса и роста добротности (электрической и, как следствие, полной). Чем меньше EBP, тем в ЗЯ больше будет подъём в сторону низкого баса и инфразвука. И тем больше будет акустическое усиление в ФИ (при условии, что вы выбрали фиксированную ширину полосы) — в большинстве случаев это означает и рост объёма фазика в сравнении с ЗЯ. Хотите получить максимально естественный бас — ориентируйтесь на головки с EBP выше 55.
Здесь мы обнаруживаем первое преимущество «продвинутых» сабвуферных головок в сравнении с их общедоступными «коллегами». Магниты берутся массивнее, добротность электрическая получается ниже, EBP — выше. В частности, в сегодняшней группе лишь у одного из участников полная добротность (а она ненамного отличается от электрической) оказалась выше баттервортовской. Как результат, каждый третий одноклассник позволяет получить в ЗЯ вполне музыкальную АЧХ (среди доступных «двенашек» из первой части теста такой способностью была наделена лишь одна). А нижняя граница рабочей полосы для нормированного ФИ почти ни у кого не опускается ниже 20 Гц (если точнее — ниже 19 Гц). Я даже не поленился провести статистику для нормированного ФИ (ширина полосы 4/3 октавы, максимум приходится на 35 Гц). Выяснилось, что рабочий частотный диапазон у всех участников укладывается в довольно узкие рамки. Нижняя граница от 18,5 до 23 Гц, верхняя — соответственно, от 46,5 до 58 Гц.
Тут бы очень к месту было сказать, что нелинейные искажения у сабвуферов категории «подороже» оказались ниже, а чувствительность — выше, чем у их более доступных «коллег». Такая тенденция действительно существует, вот только статистика показывает паритет между «теми» и «этими». Хотя статистика — дама легкомысленная. Вот в сегодняшней группе попался один участник с эспиэльными склонностями, соответственно, и чувствительность у него минимум на 1,5, максимум на 5 дБ ниже, чем у всех остальных, «среднее по больнице» тут же сползает. А ещё один одноклассник точно так же подпортил статистику по нелинейностям, притом что почти 2/3 участников имеют осреднённый КНИ менее 2%, а это очень неплохой показатель.
Впрочем, это (или примерно это) вы уже могли прочесть и увидеть. Хочется чего-то новенького, но — не видно. Хотя один саб всё же удивил — у него оказался не несущий (то есть соединённый со звуковой катушкой) диффузор, а как бы подвесной. Может, в этом и есть какой-то смысл, однако для меня он пока не очевиден. Ещё я заметил, что вогнутые центрирующие шайбы, ненадолго возникнув из небытия, почти в полном составе туда же и вернулись. С одной стороны, идея, положенная в основу такой конструкции, не лишена логики: движение звуковой катушки в сторону нижней шайбы магнитной системы такая деталь решительно пресекает даже при очень большой подводимой мощности, что и обеспечивает живучесть катушки. С другой — упругое звено, которое работает в одну сторону только на растяжение, а в другую — и на сжатие, и на растяжение, никак не может обеспечить линейность возвращающей силы. Да, вот ещё: оказывается, даже в не самых дешёвых 300-миллиметровых сабвуферах 2-дюймовые катушки стали нормой, тогда как в прежние времена в этой категории 2,5-дюймовые катушки если не доминировали, то соревновались по численности с 2-дюймовыми. Понятно, чем меньше катушка, тем меньше нужен магнит для той же напряжённости поля. Это, однако, не мешает иным производителям указывать по-прежнему «красивые» значения допустимой мощности в спецификациях. Ясно, что максимальная (пиковая, кратковременная и т.д.) мощность может быть любой — надо только удачно выбрать методику измерений. Но когда я вижу, что для головки с 50-миллиметровой катушкой изготовителем специфицировано 0,5 кВт RMS мощности, доверия к такому продукту у меня точно не прибавляется. Я по-прежнему считаю, что в зависимости от калибра катушки (1,5/2/2,5/3 дюйма) следует ориентироваться на RMS-мощности 150/250/350/500 Вт соответственно. Это притом что разработчик задействовал все известные конструктивные средства для охлаждения катушки — осевое отверстие в керне и окошки для вентиляции снаружи.
Что осталось? Поговорить сейчас о том, о чём будем умалчивать в ходе описания устройства сабвуфера. Калибр звуковой катушки 2 дюйма (исключений из этого правила сегодня оказалось всего два). Диффузородержатель (он же корзина) штампованный, материал подвеса — резина. Центральный колпачок (если он есть) — выпуклый и изготовлен из пластика вне зависимости от того, какой материал выбран для диффузора. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой профиля гофров. В нижней шайбе магнитной системы присутствует внутренняя кольцевая проточка, на что указывает характерный прилив по диаметру несколько больше звуковой катушки. Контактные зажимы пружинного типа. (Кстати, в ходе тестирования я в очередной раз убедился, что винтовые зажимы после воздействия вибраций отворачиваются куда охотнее и легче, нежели заворачивались.) Стандартная высота магнита 20 мм, если она не указана, значит, именно такая и есть. Точно так же, если сказано, что магнит двойной высоты, то это 40 мм.
Ну что же, пора проверить боеспособность участников…
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель определился сразу и без проблем. С результатом 43 балла им стал сабвуфер ESX — головка с исключительным музыкальным потенциалом, пригодная для работы в весьма компактном оформлении. Один из «Фаворитов» тоже не заставил себя ждать, коль скоро одному из участников мы дали 10 баллов за компактность оформления. Это Kicx — головка специфическая, но для своих специфических применений почти уникальная. Дальше пошло не так гладко: шестеро из участников набрали одинаковое количество баллов. Включаем правило звука, и отдаём предпочтение тому из этой шестёрки, кто потенциально обеспечивает наиболее ровную АЧХ. Это Memphis (ой, извините, Memphis Car Audio, теперь уже панибратство неуместно). Дебютант сабвуферных состязаний становится вторым «Фаворитом». Из оставшихся выбираем тех, у которых чувствительность выше, а искажения ниже. Это Challenger и Lightning Audio — они и получают нашу «Рекомендацию».