измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
БЕЗ BT НЕ ВХОДИТЬ
«Что главное в танке» — это мы все, наверное, помним. А в бытовой технике что главное? Может, цена?
Clarion CZ500E | Sony MEX-BT3900U | JVC KD-R921BT | Alpine CDE-125BT | Pioneer DEH-9300SD
С тех самых пор, как жанр группового теста приобрёл у нас нынешнюю форму, мы начали разбивать технику на подгруппы в соответствии с ценами. Всё, по нашему мнению, логично. Если некто ищет, скажем, акустику в пределах сотни американских рублей, вряд ли он заинтересуется тестом акустики втрое дороже. И наоборот, вряд ли вы станете интересоваться тестами «голов» по сотне с чем-то у.е., если готовы к тому, чтобы потратить на неё больше в те же три раза.
Позволите мне реплику не по теме? Как только я использовал словосочетание «американских рублей», пришло в голову соображение, что по мере падения покупательной способности доллара у него, действительно, появляется всё больше сходства с российской валютой. Но злорадствовать по этому поводу, в отличие от многих СМИ, я бы не советовал: состояние нашей экономики таково, что любые потрясения у «соседей» нам только во вред. А уж для нашей отрасли — и подавно, поскольку отечественная (полноценно отечественная) продукция car audio базируется, вероятно, на нанотехнологиях. Не в смысле уровня разработок, а в смысле заметности без микроскопа.
Однако вернёмся к ценам на нашу технику. Согласно учению старика Маркса, цены на продукт определяются расходами на производство и прибылью. Разве с этим поспоришь? Правда, мы можем добавить, что в пункт «расходы на производство» надо включить транспортные затраты и расходы на маркетинг. Теперь, если для простоты принять допущение, что вся техника производится где-то в окрестностях Всемирной Универсиады (что недалеко от истины), в качестве переменной величины (кроме стоимости производства) остаются лишь маркетинговые затраты. С расходами определились, попробуем разобраться с доходами, то есть с прибылью. В известной мере она определяется аппетитами компаний, составляющих всю цепочку изготовления и продвижения товара к потребителю. И уже по этой причине в нашей стране цены далеко не самые низкие. Но пока существует конкурентный рынок, различные его участники всё же вынуждены умерить свои аппетиты. Однако прибыль в значительной мере зависит от степени раскрученности брэнда. (Вот этого старик Маркс не мог знать, в его время потребитель больше ориентировался на реальное качество продукта и меньше — на внушительность торговой марки.)
Что же получается? Продукт, распространяемый компанией, несущей серьёзные затраты на маркетинг, и предлагаемый под раскрученным брэндом, может стоить существенно больше, нежели другой, сделанный из тех же комплектующих, а возможно, и на том же производстве. В частности, такая ситуация нередко складывается с усилителями. Производители акустики и сабвуферов, как правило, избегают прямого клонирования продуктов солидных марок — форму центрального колпачка или хотя бы цвет диффузора всё же меняют. Получается, что цена определяет далеко не всё, если рассматривать её в отрыве от брэнда.
С головными устройствами всё сложнее и проще одновременно. Сложнее — в нижнем ценовом секторе, где присутствуют и аппараты, произведённые грандами отрасли, и «головы» новых, раскрученных в большей или меньшей степени. Причём первые и вторые, как было говорено, играют по разным правилам. А проще — в среднем ценовом секторе и выше: поскольку эти позиции до сих пор удерживают за собой гранды, то и правила игры тут одни для всех. Или нет?
По большей части всё же да. Если продукт «P» по качеству переигрывает продукт «S», то потребитель должен выбрать его, поскольку авторитет у этих «S» и «P» примерно одинаково высокий. Но иерархия (действительная или мнимая — как она видится производителю) всё же и здесь играет определённую роль. В частности, мы уже привыкли к тому, что за те же деньги от головных устройств JVC или Kenwood можно ожидать более высокой функциональной оснащённости, нежели от аппаратов Pioneer, а от Alpine — меньшей. Кроме того, каждый производитель решает те или иные вопросы функционирования головных устройств в традиционном фирменном ключе. И неважно, нравится это решение лично мне или кому-то ещё. Важно, что таким путём производитель имеет расчёт (опять же реальный или мнимый) удержать покупателя. Приплыли, называется. Получается, что и среди головных устройств цена, оказывается, определяет не всё. Тогда что же определяет?
То, что все они — CD-ресиверы второго десятилетия XXI столетия. В этом главном все участники, действительно, едины (правда, открывает сегодняшний «парад» аппарат из линейки 2010 года, но не думаю, что в нынешнем году многое изменилось). От «коллег» из первого десятилетия их отличают более широкие возможности эквалайзеров и фильтров плюс, конечно, непременное присутствие шины USB и линейного входа Aux. От CD-ресиверов третьего десятилетия? Таковых, полагаю, не будет вовсе, так что различия, можно сказать, окончательные.
Среди частных тенденций можно отметить растущие возможности процессоров. Как результат, не только расширение возможностей и точности звуковых регулировок. Как уже было сказано в предисловии к тесту прошлого номера, появляются головные устройства, оснащённые полноценным DSP, притом что производитель не особенно заостряет внимание на том, что аппарат процессорный. (Раньше-то аббревиатура DSP ставилась в первую строчку на упаковке.) Один из двух таких аппаратов даже удивил тем, что он может быть и «беспроцессорным» тоже, правда изготовитель почему-то на этой уникальной его особенности внимание не заостряет. Можно также заметить, что разработчики процессорных аппаратов стремятся, насколько возможно, упростить пользователю жизнь, в частности, ввод временных задержек, а иногда и характеристик фильтров. Ещё можно заключить, что по мере использования всё более прогрессивных чипсетов потихоньку уходят в прошлое аппараты без мощной буферной памяти, хотя, как мы знаем, наличием Anti-Shock Memory стремятся хвастать только молодые изготовители, избавленные от надзора старших. Правильно, в общем, что гранды этим не хвастают, положительное влияние «антишока» на звучание до сих пор никто не отмечал, тогда как обратный эффект обнаруживался неоднократно. Словом, при испытаниях на вибростойкость традиционной 10-секундной серией сотрясений добиться потери трекинга ни удалось ни у одного из нынешних участников. Если так пойдёт дальше, следом за мультимедийными аппаратами показатель вибростойкости придётся исключить из перечня характеристик CD-ресиверов.
Насчёт тюнеров всё, кажется, было сказано ещё в прошлом номере, а также году и веке, хватит, наверное, о том, в чём ничего уже не меняется. Разве что наметилась тенденция некоторого охлаждения производителей к функциям RDS. У кого-то нет CT (синхронизации часов), у кого-то нет поиска по PTY (типам программ), что менее объяснимо, а ещё один участник отличился полным отсутствием RDS, видимо, это один из способов развести CD-ресиверы по классам и категориям. Лично я не очень одобрительно отношусь к такой ситуации, когда дифференциация осуществляется за счёт элементарных функций головных устройств…
Хотите верьте, хотите — нет, но мы не ставили условием участия в нынешнем тесте наличие в аппарате трансивера Bluetooth (BT). Тем не менее все они этому условию отвечают. Впрочем, давно было ясно, что, коль скоро все современные мобильники располагают каналом BT, «ответная часть» в головных устройствах тоже будет встречаться всё чаще. Если, к примеру, сравнить нынешнюю линейку «голов» Pioneer с прошлогодней, то рост численности BT-аппаратов становится очевидным. У других мэйджоров ситуация сходная, однако пока ещё присутствие BT-канала не стало общим правилом для всех головных устройств — видимо, также играет свою роль стремление производителей разнообразить линейку продукции. Возражение типа «не всем этот самый блютус и нужен» я считаю несостоятельным: за сотню тех же самых условных — никто не откажется. По моему мнению, ещё больше он нужен самим производителям, ибо для замены штатной «головы» в машине, если та включает функцию hands-free, единственно разумным шагом будет выбрать «голову» с BT. На всякий случай напомню, что BT — не только канал связи с мобильным телефоном, но как бы и дополнительный вход для плеера, по тому же радиоканалу можно передавать потоковое аудио с протоколом A2DP или AVRCP.
Так что в пределах сегодняшнего теста наличие трансивера стандарта BT будет приниматься по умолчанию, что, конечно, не мешает нам отнести этот факт к числу плюсов. Остальные умолчания — обычные и, можно сказать, традиционные. С накопителя USB (или карты SD, если есть куда её воткнуть) считывается «компрессия» в форматах mp3 и WMA. Остальные форматы вниманием обходить не будем, хотя всех «остальных» фактически только два: AAC (Advanced Audio Coding, если помните, он же MPEG4 Audio) и WAV. Браузер позволяет свободно перемещаться по файловой структуре, а не начинает проигрывать первый файл, как только вы определились с папкой. Читаются тэги в компрессии и CD-текст. Из дополнительных режимов (на диске или флэшке) действуют два: повтор и воспроизведение в случайной последовательности. Если папок с файлами больше одной, то каждый из дополнительных режимов выполняется в двух вариантах. Считаем самим собой разумеющимся наличие трёх сервисных функций: выгрузка диска без включения аппарата, его включение при загрузке диска и «спрятать диск». При работе ЧМ-тюнера в RDS осуществляются синхронизация часов (CT) и поиск по 29 типам программ (PTY) (плюс, конечно, AF и TP, но без этих функций система RDS EON вообще не имеет права называться таковой). АМ-тюнер располагает одним банком пресетов и ловит станции на средних и длинных волнах. Да, вот ещё, в технических комментариях есть две фразы, которые я давно уже опускаю, но подразумеваю. В составе ЦАПа задействован фильтр КИХ-типа (это первая). Абсолютная полярность выхода соблюдена (вторая).
Помнится, в стародавние времена мы считали, что головное устройство повышенной ценовой категории для того, чтобы получить высшую оценку за оснащённость, должно располагать тремя парами выходов и универсальной шиной для управления внешними устройствами. В наше время всё, чем нужно управлять (а именно айпод), управляется по шине USB. Теоретически по USB можно командовать чем угодно, нужно только разработать соответствующий софт, а потом потребитель должен за него заплатить. Однако для управления всеми прочими источниками, которые могут входить в состав развёрнутой системы (как то: ТВ тюнер, DVD-плеер и проч.), служат мультимедийные источники. Так что звуковому головному устройству для того, чтобы претендовать на высшую оценку, надо располагать (кроме USB и трёх пар выходов), только трансивером BT. А он, как я говорил, нашёлся у всех…
МЁД & ДЁГОТЬ
Сказать, что «Пионеру» впервой побеждать в тестах этого вида техники можно, лишь находясь в неладах с арифметикой. Не впервой. Вот и теперь: аппарат, добросовестно выполнен в части техники и по оснащённости не уступит никому из одноклассников. Нельзя, однако, считать, что Pioneer держит эту поляну монопольно. С минимальным отставанием от победителя (0,5 очка, куда уж меньше) к финишу пришли ещё двое: Sony и JVC. Оба аппарата процессорные, у первого чуть аккуратнее выдержана форма АЧХ, зато у второго на одну пару линейных выходов больше. По звуку оба получили численно одинаковые оценки, однако звучание первого понравилось чуть больше (в пределах уровня квантования оценок). Поэтому на сей раз Sony присуждается звание «Фаворита», а JVC получает нашу «Рекомендацию».