Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Ground Zero GZTA5120X | Audison SR5 | SoundStream STL6.620 | Audio System X-ion 70.6 Plus | Alpine MRX-V60 | Precision Power PC740.5
ШЕСТИРИЧНАЯ СИСТЕМА
По жизни мы пользуемся системой десятиричной и знаем наверняка: число из второго десятка уже нельзя написать одной цифрой. Нет, правда, вы сами попробуйте…
Исходя из такой логики, в автозвуке как ветви цивилизации система счисления шестиричная. Если каналов требуется больше, нужен второй знак. То есть корпус. Были единичные попытки произвести на свет семи- и восьмиканальные аппараты, и потому мы и помним их имена (Soundstream DaVinci и Phonocar Dream), что они остались в одиночестве.
Так что всё, что больше четырёх, у нас требует второго знака. И тут уже не так важно, на сколько больше четырёх, на один канал или на два. По крайней мере, так до сих пор считалось.
Между прочим, как удалось выяснить, исторически первым многоканальным автомобильным усилителем был 6-канальный, его построил в 1987 году Стивен Манц, владелец компании Zed Audio для Hifonics.
А как теперь? Сколько всё-таки «вешать в каналах», пять или шесть? Принято считать, что лучше — когда шесть, хотя разница невелика и проявляется далеко не во всех инсталляциях. Типичный случай: четыре канала нужны для фронта и тыла, два используем для сабвуфера, требующего больше мощности, по этой же причине последние два загоняем в мост. А раз так, можно организовать мост уже внутри, тогда при взгляде со стороны каналов будет как бы пять, просто один — мостовой и мощнее всех остальных, функциональные возможности многоканального усилителя от этого почти не уменьшаются.
Опять это слово-уступка «почти». Для работы в традиционной схеме разницы, действительно, никакой. Но пятиканальный усилитель не может работать с передним басом (стерео), и также к нему нельзя подключить трёхполосный фронт по способу три-ампинга. (У нас это называется «полная поканалка», но мне проще говорить «би-ампинг» или «три-ампинг», — сразу ясно, сколько усилителей работают на акустику левого/правого канала.) Первая задача легко решается с помощью любого шестиканального усилителя, вторая — не любого, а такого, у которого фильтры располагают соответствующими возможностями, но условие, чтобы аппарат изначально был шести-, а не пятиканальным, остаётся в силе.
Раз уж я упомянул фильтры, давайте вспомним, какие к ним предъявляются требования в зависимости от схемы подключения, чтобы можно было идти дальше. С тем вариантом использования, который мы называем «традиционным» (см. выше), всё просто. Фильтр НЧ (LP) в сабвуферном канале (каналах), фильтры ВЧ (HP) во всех прочих, диапазона перестройки от 50 до 250 Гц хватает на все случаи жизни, даже с учётом возникающей иногда необходимости подкорректировать акустику салона. Для би-ампинга фронтов необходимо иметь возможность включить в одной паре широкополосных каналов фильтр НЧ с диапазоном перестройки до 5 кГц, в другой паре каналов можно довольствоваться фильтром ВЧ, но его диапазон перестройки также должен быть расширен до 5000 Гц. При би-ампинге трёхполосного фронта (a.k.a. 2,5-полосное подключение с пассивным делением СЧ/ВЧ) диапазон перестройки фильтров определяется частотой раздела между полосами НЧ и СЧ, здесь верхняя граница не должна быть выше 1000 Гц, в ряде случаев и 500 Гц будет достаточно. При «полной поканалке» (то есть три-ампинге) трёхполосного фронта как минимум в одной паре каналов должен предусматриваться полосовой фильтр с диапазоном перестройки до 5000 Гц поверху (ФНЧ) и хотя бы до 500 Гц, а лучше — до 1000 Гц понизу (ФВЧ). Желательно, конечно, чтобы в басовых каналах (мы сейчас говорим о шестиканальном усилителе) предусматривался подтональный фильтр (сабсоник) с диапазоном перестройки до 120 Гц, тогда к ним можем спокойно подключить не слишком басовитые низы трёхполосной акустики.
А теперь ответьте мне, много ли вам встречалось усилителей, в которых было бы это всё? Мне — мало. Даже совсем мало, учитывая, что шестиканальные усилители в последнее время становятся раритетом. Объясняли мы этот факт просто: если уж у вас такая продвинутая схема, то вам полный резон воспользоваться двумя-тремя раздельными усилителями, а не рассчитывать, что какой-то многоканальник удовлетворит ваши нужды. Многоканальный усилитель всё же ориентируется на потребителя, идущего в мэйнстриме «Фронт/Тыл/Сабвуфер». Однако мы же с вами знаем, что основным (надеюсь, всё же не единственным) двигателем прогресса человечества нынче является стремление купить всё как можно дешевле…
А один усилитель в любом случае дешевле, чем три, которые делают то же самое. Налицо экономия на корпусах, на источниках питания, на соединителях и т.д. вплоть до крепежа. Поэтому чем больше потребитель, даже продвинутый, считает деньги, тем больше должно появиться многоканальных усилителей, рассчитанных именно на него. Так оно и происходит в действительности, хотя, конечно, нельзя сказать, что процесс принял лавинообразный характер, и теперь от шестиканальников с полным набором фильтров просто некуда шагу ступить. И тем не менее из шести усилителей, образовавших группу участников сегодняшнего теста, шестиканальных оказалось двое. Теперь припомните, какая средняя оценка за качество исполнения и возможности фильтров у обычных (двух- четырёхканальных) усилителей. Ну, где-то 7,33, поскольку две трети участников вытягивают по этому показателю на 7 баллов. В сегодняшнем «классе» средняя успеваемость по фильтрам 8,83, то есть почти все получили по 9 баллов.
И вот ещё, что интересно. Казалось бы, магистральная линия развития многоканальных усилителей — комбинированная схемотехника. То есть импульсный басовый усилитель (как бы цифровой) и обычные (аналоговые без «как бы») усилители широкополосных каналов. Но в нынешней группе такие не встретились вовсе. Один из участников полностью построен в D-классе, а так, чтобы D и AB в одном стакане, этого не было ни у кого. Это не попытка увидеть тенденцию, просто констатация факта.
И вообще, если вам требуются эксклюзивной мощности каналы сабвуфера и/или фронтов, лучше всё же ориентироваться на моноблок плюс четырёхканальник. Многоканальные усилители, как все уже, наверное, поняли, стараются выдержать в жёстких ценовых рамках, и загонять в них бешеные ватты просто «на всякий случай» никто не станет. Один из участников теста в этом плане даже несколько удивил (не скажу, что приятно), но по большей части для успешной работы с фронтами у них мощности хватает.
Теперь коротко по функциям. Кроме «правильных» фильтров, многоканальному усилителю требуется ещё басовый регулятор в сабвуферном канале. Наличие (или возможность подключения) внешнего регулятора уровня басового канала мы приветствуем, однако его отсутствие недостатком считать не будем: как мне говорили, управлять тембром умеют и головные устройства. Подтональный фильтр также считается бонусом, хотя в некоторых аппаратах его функции выполняет фильтр ВЧ с растянутым вниз диапазоном. Присутствие входов высокого уровня отмечать регалиями не будем, попросту потому, что они есть у всех без исключения участников. Так что по умолчанию считаем, что усилитель располагает входами высокого уровня и умеет работать не только с пятью, но и с четырьмя входами — это стандартная возможность для всякого многоканального аппарата. На всякий случай напомню очевидный факт: у шестиканальных усилителей шесть входов, а у пятиканальных пять (неважно, что там физически два гнезда, по каждому из них приходит один и тот же сигнал). Обычный суммирующий вход устроен таким образом, что при подаче сигнала на одно из гнёзд выходная амплитуда уменьшается в два раза, и это дополнительно расширяет диапазон регулирования чувствительности. По умолчанию считаем, что входной сумматор пятиканального усилителя работает именно так.
На этом с умолчаниями покончено, обо всё прочем придётся говорить явно. И вообще, пора уже начинать, разговор сегодня непростой.
МЁД & ДЁГОТЬ
С «Лидером» всё просто: PPI обходит всех по оснащённости, мало кому уступает по мощности, да и по тщательности исполнения электроники у него конкурентов немного. Дальше получается любопытно: с отставанием в один балл финишировала половина списка. Вот имена этих участников: Audison, Soundstream, Alpine. Общее у них только высокое качество исполнения, остальное, включая предпочтительное использование — разное. Audison лучше всего применять в схеме «фронт би-ампингом + сабвуфер», возможности Soundstream ярче всего проявятся в «полной поканалке» трёхполосного фронта, наконец Alpine рождён для схемы «фронт + тыл + сабвуфер». Логично будет признать всех трёх «Фаворитами» теста, они друг друга стоят.