ТРУБЫ И СТЕНЫ
Студия: PRO-Service
Руководитель проекта: Антон Габов
…Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания…
Навин 6.19
Жанрово ориентированные аудиосистемы на наши страницы попадают не так часто — создатели выставляют их на суд общественности не так охотно, как сложносочинённые аудиофильские инсталляции.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-117R
- Усилители: Kicker ZX350.4, ZX1000.1
- Акустика: Eton RS161, Kicker KS-165
- Сабвуфер: Kicker CVX12
Но и в «моножанровой» системе всегда найдётся место для инсталляционного подвига, эта служит отличным доказательством сказанного. Задача стояла вполне конкретная (в обоих смыслах): создать систему с большим басовым потенциалом, ориентированную на современные музыкальные стили, где богатые звукорежиссёрские изыски, тонкие нюансы звучания и «дыхание зала» стёрты в порошок энергичным ритмом. То есть — напористую, дерзкую, с мужественным звучанием. Конкретную, здесь это определение будет вполне уместным.
Структура системы традиционна, даже консервативна: фронт, тыл и сабвуфер. Никакой поканалки, кроссоверы пассивные. В рамках поставленной задачи идеальная передача тонального баланса и звуковой сцены не требовалась, а поэтому не потребовались и лишние сущности. В полном соответствии с заветами товарища Оккама.
Зато в сабвуфере богатство фантазии мастеров студии проявилось по максимуму: вы когда-нибудь видели рупорный сабвуфер, да ещё в сочетании с фазоинвертором? Лично я за всю свою богатую событиями жизнь видел рупорный сабвуфер (без фазоинвертора) всего один раз — на демокаре, там в жертву свёрнутому W-образному рупору принесли не только багажник, но и задний ряд сидений. Всё это не только шикарно звучало, но и выглядело устрашающе — на то оно и «демо».
Однако в реальной жизни рупорная акустика в car audio встречается не просто редко, а очень редко — и то лишь от верхней середины и выше, ниже по частоте габариты рупора устрашающе растут. Тем больше было моё удивление, когда я увидел (и услышал) рупорный саб в багажнике довольно компактного спортивного седана Mitsubishi Lancer Evolution. Так что я уж нарушу установившийся порядок изложения «источник — акустика — саб — усилители» и начну с самого интересного — с сабвуфера. Здесь такой порядок изложения будет не прихотью автора, а данью системе приоритетов.
Первая мысль, которая пришла мне в голову при взгляде на это чудо инженерной мысли: «Иерихонская труба». Но привычка сверять мысли с первоисточниками, вошедшая в подсознание ещё в студенческие годы, направила меня к Священному Писанию, а конкретнее — к Книге Иисуса Навина.
Оказалось, что я стал жертвой распространённого заблуждения. Стены Иерихона рухнули отнюдь не от звуков труб, как полагают многие, а от массового вопля израильтян. Трубы же послужили лишь сигналом к акустической атаке.
С позиций современной науки факт обрушения строительных конструкций от звукового воздействия необъясним. Правда, есть одна зацепка: всю неделю перед атакой священники под звуки труб обходили вокруг Иерихона. Некоторые исследователи полагают, что воздействие труб (возможно, инфразвуковое) ослабило молекулярные связи в материале стен и нарушило их устойчивость. И на этом основании военщина всего мира спит и видит, как бы воссоздать утраченное акустическое оружие древних иудеев.
Не знаю, как сейчас обстоят дела у исследователей-милитаристов (наверняка всё засекречено), но с действующей моделью Иерихонской трубы гражданского назначения познакомиться удалось. Стены, правда, она не рушит, но массаж всего тела получается отменный, даже на некотором расстоянии от машины. А при длительном воздействии и мозг можно обрушить…
Выглядит сабвуфер потрясающе элегантно. Недаром один из неписаных законов инженерного творчества гласит, что хорошая конструкция должна радовать глаз своей гармонией. Гармоничны арочные мосты, гармоничны готические соборы, гармонична Эйфелева башня (хотя современники не сразу узрели её красоту, поначалу обзывали «уродиной»). На заре авиации пилоты определяли лётные качества аэропланов на глаз ещё до полёта — и редко ошибались. Подобных примеров можно найти много. Наверное, законы гармонии действительно связывают внешний вид и содержимое в одно неразрывное целое…
Но пора и к содержимому перейти. Сабвуфер Kicker CVX12 (он же CompVX) — модель со славным прошлым, по характеристикам близкая к чемпионской SoloBaric L7, но с круглым диффузором, в стоимостном отношении при прочих равных он выгоднее квадратного. Круглый диффузор проще сделать жёстким, конструкция подвеса тоже проще. Тем не менее за классическим внешним видом динамика скрывается немало технических новинок. Благодаря удлинённому рабочему зазору витки звуковой катушки (тоже длинной) всегда находятся в магнитном поле, а неизбежное снижение напряжённости магнитного поля компенсировано увеличенным магнитом. Магнитная система вентилируемая, задний магнитопровод и керн выполнены в виде одной детали. Термостойкие звуковые катушки намотаны медным проводом прямоугольного сечения. И, само собой, фирменный штрих Kicker — прошитый подвес диффузора.
Установлен сабвуфер в ящике прямоугольной формы объёмом в пресловутый кубический фут, но далеко не кубической формы. Верхняя стенка довольно приземистого корпуса представляет собой поверхность минимальной кривизны, переходную от прямоугольного ящика к наклонному кольцу, на котором установлена динамическая головка. Дальше начинается собственно рупор. Он тоже образован поверхностями минимальной кривизны, переходя от круглого горла к щелевому устью. Устье рупора выходит на заднюю полку (точнее, заменяет её), возле среза устья в него вливается порт фазоинвертора круглого сечения. Геометрия этой конструкции не совсем безупречно вписывается в каноны теории рупоров, но выглядит очень гармонично и функционирует соответственно со зрительным впечатлением.
Для изготовления поверхностей минимальной кривизны использовали классическую «чулочную» технологию. На фиксирующие элементы натягивалась лайкра, дальше — пропитка полиэфирной смолой, наращивание толщины стеклотканью, выведение неровностей и окраска. Внутренняя поверхность рупора вблизи устья оклеена алькантарой.
Поскольку от задней полки в итоге практически ничего не осталось, то пришлось коренным образом изменить подвеску крышки багажника. В исходном виде она стояла на торсионах, проходивших под полкой, их заменили заказными газовыми амортизаторами.
Соответственно структуре системы сложился и набор усилителей: четырёхканальный Kicker ZX350.4 на фронтальные и тыловые каналы, моноблок Kicker ZX1000.1 — на сабвуфер. Проверенная временем схемотехника и качественная элементная база сделали эти усилители практически неубиваемыми. К тому же ZX350.4 отлично подошёл для решаемой задачи: у него отменно глубокий бас и неплохая проработка высоких частот. Такой характер звука отлично подходит для быстрой, динамичной музыки и немного хуже проявляется в джазовых и классических жанрах, где требуется более прозрачный вокал. Однако в данном случае это оказалось только плюсом.
Басовый моноблок установлен непосредственно на корпусе сабвуфера и закрыт декоративной крышкой, линии которой гармонируют с очертаниями корпуса. Крышку тоже изготовили по «чулочной» технологии. Четырёхканальный усилитель и дистрибьютор питания находятся в глубине багажника между арками задних колёс.
Остальная акустика в этой системе должна была соответствовать потенциалу «Иерихонского сабвуфера», помните же: на звуки трубы (той, древней) последовал отклик в голосовом диапазоне, именно от него, оказывается, подались стены, не прошедшие обработку виброизоляционными материалами. Так что здесь оснащены достойно и фронт, и тыл — попытку дотянуть до уровня сабвуфера с одним только фронтом пришлось бы квалифицировать как изнасилование с тяжкими последствиями. А тыловые Kicker KS-165 с их несколько брутальным звуковым почерком немалую часть этой нагрузки приняли на себя.
Выбор акустических компонентов не был ограничен одним брэндом, но получилось так, что почти все они от Kicker. Исключение — фронтальная акустика. Компонентные Eton RS161 выбрали за хороший басовый потенциал мидбасовых динамиков: как-никак частота резонанса 47 Гц для калибра 6,5 дюйма — показатель довольно редкий. При этом установочная глубина всего 66 мм, что заметно упростило установку. Пищалки хорошо справляются с мощным сигналом — частота раздела штатного кроссовера 3,5 кГц, поэтому перегрузки можно не бояться.
Мидбасы встали в облагороженные штатные места в двери, с которыми пришлось потрудиться по полной программе виброобработки, памятуя прецедент со стенами Иерихона. Пищалки интегрировали в передние стойки с разворотом на слушателя. Ловить сцену ориентацией даже и не пытались, поскольку в головном устройстве имеется процессор, грех не воспользоваться. Сами стойки обтянули алькантарой.
Двигаясь «от устья к истокам», мы дошли, наконец, и до головного устройства. Сердцем и мозгом аудиосистемы стал Alpine CDA-117Ri — наследник старых традиций, выдержанный в умеренно консервативном стиле, но с поддержкой iPod. Передача данных от этих устройств производится в цифровом виде. USB-секция ресивера существенно переработана, скорость передачи данных увеличена в три раза.
CDA-117Ri оснащен встроенным аудиопроцессором, при помощи которого можно задействовать целый ряд продвинутых звуковых настроек: 6-канальные временные задержки, 7-полосный графический/5-полосный параметрический эквалайзер, переключение фазы сабвуфера, MediaXpander.
Акустика и источник сигнала отлично вписались в стиль салона, отделку тоже выполнили отменную. Как это всё выглядит — смотрите на фотографиях, не буду тратить буквы, а лучше ещё раз пропою дифирамбы сабвуферу. Редкой красоты вещь, как оказалось, и звучит достойно. Почему-то это совпадает нечасто, но здесь — получилось. Прослушивание системы и на обязательной программе, и на хозяйских композициях оставило отличное впечатление — несмотря на то, что наши музыкальные вкусы не совпадают. Но то, ради чего создавался проект — трубный глас, поддержанный «гласом народа» из фронтальной и тыловой акустики, реализовано в полной мере.
По сравнению с багажником салон выглядит очень консервативно: головное устройство — на штатном месте…
…пищалки — на стойках в алькантаре…
…фронтальные мидбасы — пусть и в сильно доработанных, но штатных местах
iPad в состав системы не входит, но и её работе не мешает
Тыловая акустика, на которую в этой системе падает немалая нагрузка, потребовала строительства подиумов по индивидуальному проекту
«Кубофут» сабвуферного объёма принял форму, предельно далёкую от кубической
Рупор сабвуфера и тоннель фазоинвертора выходят из общего корпуса…
…и вновь встречаются вблизи плоскости задней полки
RTA
Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений. АЧХ выглядит не совсем типичным образом, что объяснимо и, главное, оправдано назначением системы. «Трубный глас» сабвуфера отделён от возгласов фронта и тыла самым недвусмысленным образом, ровно на 80 Гц. Собственно басовая характеристика — ярко выраженно «бустовая», с максимумом на 40 Гц. Однако за счёт огромного превышения нижнего баса над остальным диапазоном даже 20 Гц воспроизводятся с уровнем выше, чем где-либо больше 100 Гц. АЧХ небасовой части звукового диапазона не лишена некоторых подробностей, наиболее заметна нерегулярность в полосе 800 — 1600 Гц. Плавные подъёмы с центром на 300 Гц и 8 кГц — это скорее не недостаток, а индивидуальная особенность системы, определяющая её звуковой почерк, в принципе, довольно разборчивый.
SQ
Звучание я оценивал по диску AMT с «обязательной программой». Сцена для системы, не ориентированной, как уже говорилось, на тонкие звуковые кружева, оказалась на удивление приличной, встроенный процессор «головы» помог исправить основные погрешности. Немного размытым остался центральный образ — но для основного предназначения системы это несущественно. Высота сцены — выше торпедо, локализация по глубине тоже неплохая.
Тональный баланс серьёзных нареканий не вызвал. Не джазовая система, это понятно — но середина звучала достаточно ровно, хотя и чуть приглушённо. Флейты — сдержанные, женский вокал — тоже. Трио контрабасов, напротив, было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими.
А теперь то, ради чего и создавалась система: бас мог бы завалить стены Иерихона и без помощи голосов населения. Самого-самого нижнего баса немного недостаёт, зато «диапазон убедительности» 40 — 70 Гц отыгрывается просто с фанатизмом. Причём басовый потенциал фронта не даёт басу сползти назад.
Микродинамика неплоха (хотя для предпочтительных жанров это и не обязательно), а макродинамика — просто великолепная. Получилось очень достойно и в абсолютном зачёте, а для поставленной задачи — лучше некуда.