Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Prology ATB-1200 | Velas VSA-12.0R | Kicx ICQ 301BPA | VIBE BA-V12 | Ground Zero GZRB 300ACT | Rockford Fosgate R300-10 | Alpine SWE-3200 | Boss Audio S120.5A | Kicker Bass Station PH12
Низовая активность
Надо сказать, что, пытаясь избежать тестирования этого вида техники, сопротивлялись мы довольно долго. Аргументов было несколько.
Сейчас, с высоты уже принятого решения, у нас достанет смелости признаться: немалую роль в предвзятом отношении к активным сабвуферам сыграл развившийся с годами работы в специализированном журнале снобизм. Как же, мол, так, зачем нашему далеко не безграмотному читателю сабвуфер вместе с усилителем, если куда интереснее и, главное, перспективнее подобрать по отдельности корпусной сабвуфер и усилитель? А ещё лучше и корпус сваять (самому или за свой счёт) по индивидуальному проекту.
Целиком, правда, вину за это на себя я бы брать не спешил, производители тоже способствовали. Активные (и только такие) сабвуферы давно и прочно утвердились в домашнем театре, да и солидные музыкальные (стерео) системы преобразуют порой в трифоник, дополняя их зачастую очень качественными, непростыми и недешёвыми басовыми агрегатами, мы их видим немало у соседей из «Салона AV». А в нашей отрасли ещё относительно недавно корпусные сабвуферы нередко оказывались хлипкими (и уж точно не рассчитанными на суперкомпьютерах) трубами из отходов целлюлозно-бумажной промышленности. Становясь активными, они дополнялись усилителем самого затрапезного технического уровня, в общем, заниматься такой техникой нам было как-то не по чину.
Но, как заметил президент СССР, «процесс пошёл». И, как чаще всего случается, пошёл с двух встречных направлений. Психология потребителя изменилась вместе с его автомобилем. Гораздо дольше стал «инкубационный период», когда у хозяина новой (ещё не до конца оплаченной) машины не поднимается рука на радикальную инсталляцию, а душа требует прекрасного. И если раньше систему строили с «головы», которой в приобретённом авто чаще всего и не было, то теперь всё чаще — «с хвоста», что, в отличие от описанного Максимом Горьким инцидента с рыбой, непредосудительно. За «голову» в свежекупленной «Мазде» или хоть бы в «Солярисе» человек станет хвататься в последнюю очередь, первые несколько ежемесячных взносов по кредиту он будет на неё любоваться. Начнёт же он с решения проблемы басов. Потом проапгрейдит акустику. Затем поставит усилитель и только тогда доберётся до «головы».
Значит, басовое решение надо ему предоставить по возможности готовое и нетравматичное для целевого автомобиля. И неудивительно, что наши импортёры стали закупать такой техники намного больше, чем прежде, в 2009 году как прорвало — номенклатура «активистов» стала прирастать в разы.
Навстречу новым реалиям пошли и производители, они же не злодеи, не надо демонизировать мировой бизнес. Новое поколение активных сабвуферов по качеству существенно превосходит то, что раньше называлось теми же словами. Оставаясь по большей части в демократичных ценовых рамках, они стали дороже, причём не только стоить (этого можно добиться и без технологических ухищрений), они теперь сделаны дороже. В хорошем смысле: обошлись дороже изготовителю и стали лучше для потребителя.
Достаточно сказать, что в этом, первом групповом тесте активных бас-машин встретились модели, где не только сабвуферная головка была изготовителем взята не из самой простой своей серии, но и усилитель можно встретить на прилавке в виде «отдельно стоящего предмета». Или наоборот: где для активного агрегата сделана сугубо специализированная головка и усилитель, который просто так с полки не возьмешь. Или — где, предвосхищая дальнейшие устремления покупателя, в виде бонуса к басовому усилителю в состав агрегата включили ещё четыре усилительных канала, на фронт-тыл или что там ему придёт в голову. Одним словом, есть на что посмотреть.
Заметим, однако, не претендуя на авторство высказывания: у наших поступков две причины — истинная и та, при которой мы хорошо выглядим. Помимо возвышенных аргументов, есть и низменный: активные сабвуферы довольно хлопотно тестировать. Два устройства, собранных в одно; на входе низкое напряжение звуковой частоты, на выходе звуковое давление. И если фронтальную акустику можно испытывать в условиях свободного поля, то к готовым сабвуферам такой подход неприменим, они изначально рассчитаны на работу в условиях салона. Значит, снимать АЧХ имеет смысл лишь в автомобиле, со всеми полагающимися приключениями. Подозреваю, у кого-то уже заготовлен вопрос: вы же не первый год измеряете таким манером АЧХ (или, точнее, гистограммы RTA) пассивных корпусных сабвуферов, а здесь, кажется, даже проще? Или нет? На первый взгляд, и вправду, проще — не нужен внешний усилитель. На второй… Дело в том, что с калиброванного измерительного усилителя мы можем подать розовый шум с RMS-мощностью 1 Вт и тем самым измерить чувствительность сабвуфера в салоне. А потом, уже в лабораторных условиях, перейти от неё к максимальному звуковому давлению. А когда усилитель спрятан внутри, какой с него приходит сигнал, мы знать не можем, если, конечно, не залезем внутрь. В лаборатории измерение абсолютного звукового давления на синусоидальном сигнале требует проведения несложных, но довольно кропотливых процедур, и всё равно вы получите показатели для свободного поля, а не для салона.
Измерение максимального звукового давления производится в условиях эмуляции свободного звукового поля, в реальном салоне давление (на 50 — 60 Гц) будет примерно на 10 дБ выше. Обычно, если мощности усилителя хватает, сабвуфер удаётся довести до заранее оговоренного значения КНИ (у нас это 10%). В редких случаях, когда максимум звукового давления ограничен возможностями усилителя, уровень искажений будет ниже. Интересуетесь, почему? Потому что гармоники, созданные перегруженным усилителем, отфильтрует динамик, его полоса пропускания поверху далеко не безгранична, а когда он порождает гармоники сам, фильтровать их больше некому. С учётом этого мы в скобках указываем также значение КНИ. Уровень нелинейностей в рабочем режиме (в диапазоне 50 — 125 Гц) измеряем при обычном уровне звукового давления 96 дБ, и тоже в условиях эмуляции свободного поля. Понятно, что у сабвуферов с 10-дюймовыми головками показатели нелинейностей будут несколько выше, но это лишь в среднем, многое зависит от конструкции головок. Наверное, неслучайно то, что участники с самыми высокими нелинейностями сосредоточились в начале теста. Диапазон регулирования чувствительности мы определяем, подавая сигнал на оба суммирующих входа. Естественно, если подавать сигнал на один из входов, чувствительность будет вдвое ниже, то есть для той же громкости надо подавать сигнал вдвое большей амплитуды.
Теперь о конструкции испытуемых. В составе активных сабвуферов чаще всего используются специализированные головки (7 из 9 участников нынешнего теста), они по понятным причинам лишены косметических подробностей, но это не единственное отличие. К примеру, в сегодняшнем тесте нам впервые встретилась головка с номинальным импедансом 0,5 Ом при одиночной катушке. Понятно, что с такой головкой и усилитель будет работать не всякий.
Для ориентира мы даже решили на первый раз снять параметры Тиля — Смолла головок, использованных в тестируемых агрегатах (выкрутив их из корпусов, естественно), хотя непосредственно на оценку качества сабвуфера их значения не влияют. Впрочем, один из выводов мы сделали сразу: «облегчённые» головки наиболее доступных сабвуферов чаще всего имеют полную добротность выше Баттерворта, а значит, в ФИ они принципиально не могут обеспечить гладкую АЧХ. (Гладкую — значит с плавным огибанием максимума, без перегибов.) Интересно, что производители иной раз тоже указывают параметры головки, видимо, на случай, если владелец активного сабвуфера проявит чудеса героизма и станет переносить его начинку в ящик собственного изготовления.
Зато такой параметр, как мощность усилителя, иные изготовители указывают не без фантазии. Почему-то пиковая мощность далеко не всегда отличается от мощности RMS вдвое, притом что в усилителях мощность измеряют на синусе, а там пик-фактор ровно двойка. Другие определённо делают расчёт на не слишком продвинутого покупателя. Где ему понять, что усилитель никак не может выдать 1500 Вт RMS, если на входе блока питания стоит предохранитель 40 А, пропускающий где-то 500 Вт? Это, значит, КПД должен быть около 300%? Щедро. Смело, с размахом… А кто-то указал, судя по всему, допустимую мощность головки. Смысла в этом нет никакого, до головки вы всё равно не доберётесь (если, конечно, не покупаете активный сабвуфер на запчасти), но, с точки зрения отдела продаж, цифры получаются намного «красивше».
Эти же акулы маркетинга рассудили, что типичный покупатель активных сабвуферов, скорее всего, не обладает фундаментальными познаниями в звукотехнике и что типичный для него музыкальный репертуар не будет отличаться сложностью. Поэтому активные сабвуферы гораздо чаще встречаются в фазоинверторном исполнении (7 из 9), нежели в закрытом ящике — при прочих равных ФИ играет громче, чем ЗЯ. А если настройку порта выбрать сравнительно высокой, то отдача будет ещё выше, пусть и за счёт формы АЧХ. Поэтому для «активистов» довольно характерна частотная характеристика с подъёмом в диапазоне 40 — 63 Гц. Это без всякого буста — с ним подъём становится ещё больше.
Кстати, если вы покупаете усилитель для сабвуфера отдельно, то в качестве кандидатов на должность «двигателя баса» вы почти наверняка будете рассматривать усилители с басовым регулятором. Тогда как в активных сабвуферах, даже не самых простых и доступных, таковой предусматривается не у всех, а примерно у половины (на материале этого теста). Не будем вдаваться в дискуссии, насколько этот регулятор хорош или плох, с ним в любом случае появляется дополнительная возможность настройки. Так что отсутствие басового регулятора (как и замену его ступенчатым бустом) мы будем считать недостатком. Наличие же дистанционного регулятора, как всегда, относим к числу приятных дополнений. Входы уровня громкоговорителей мы нигде не упоминаем, потому что они есть у всех. Зато у одного участника это — единственные входы, без RCA.
Диапазон перестройки фильтра НЧ активных сабвуферов, как правило, выбирается достаточно широким, но только вниз, вы имеете возможность понизить частоту среза до 40 Гц, но поднять её выше 80 Гц удаётся далеко не всегда. В действительности тут играет свою роль не только характеристика фильтра, но и горбатая форма АЧХ сабвуфера как такового. Но результат один и тот же: большинство готовых активных сабвуферов не предназначены для сопряжения с фронтами выше 80 — 90 Гц. Так что на этот раз верхнюю границу диапазона, для которого мы приводим неравномерность АЧХ, пришлось опустить до 80 Гц. В таблице указывается неравномерность в наиболее благоприятном варианте настройки — обычно при наиболее высокой частоте фильтра НЧ. Два участника теста оказались «трансформерами», в комплект входят заглушки порта, превращающие ФИ в ЗЯ. По науке, в закрытой конфигурации достигается более ровная АЧХ, однако в общем случае и в частном объёме ящика соотношения неравномерности могут оказаться другими.
С головками и усилителями в общих чертах разобрались. Что касается устройства самих ящиков, то в этом плане иные из наших читателей (особенно из числа участников рубрики «Своя игра») могут, наверное, ещё и нас поучить. Однако аудитория у нас разная, поэтому коротко… Основной материал для строительства ящиков — MDF (русское название ДВП как-то не прививается, хотя является буквальным переводом). Толщина стенок от 16 до 24 мм, наиболее ходовые толщины 19 и 22 мм. Внутреннее заполнение (видели, когда доставали динамики для обмера по Тилю — Смоллу) — где есть, где нет, чаще всё же обходятся без. Все лимиты, отведённые на вступление к тесту, уже исчерпаны, пора ставить точку. Вернее, многоточие — переверните страницу…
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшее число баллов набрал один из наименее приметных (внешне) участников — RF. Во-первых, он очень неплохо оснащён (плавный регулятор баса, дистанционный регулятор громкости и переброс фазы). Во-вторых, он сразу и безоговорочно вышел в лидеры по компактности. Звуковое давление у него, признаем, не самое высокое, однако то, которое есть, окажется достаточным для большей части просвещённой публики. «Лидер», понятно, да? Дальше в затылок идут ещё три бойца басового фронта: VIBE, Alpine и Kicker. Форма АЧХ первого из этой тройки нам показалась чуть менее перспективной, а потому VIBE получает нашу «Рекомендацию», а оставшиеся двое становятся «Фаворитами».