Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВТОРАЯ ГОЛОВА
Одна голова хорошо, а две — лучше, это ясно и первокласснику, за которого дед делает домашние задания. Важно, чтобы каждая из голов умела соображать…
Phantom S-9000DVD | Prology VXD-100 | Farenheit MD-1120CMX |Macrom M-DVD1022 | Alpine PKG-2100P
Вы не могли не обратить внимания на то, как названа в этом тесте категория аппаратуры. Раньше это именовалось «потолочные мониторы», потом (тоже раньше, но несколько позже) — «потолочные мониторы с DVD». Затем «раньше» закончилось, и началось «сейчас», я заметил, что это происходит постоянно, хотя на авторство открытия не претендую.
Процесс перехода происходил так: жили себе потолочные мониторы, ни на что не претендуя, кроме жилплощади на потолке по норме социального найма. «Устройство отображения» видео с ИК-модулятором для передачи звука на наушники. Периферийное устройство. И так всё шло, пока одному из разработчиков не взбрело в голову воткнуть туда же DVD-плеер. Причём взбрело не в одну голову и даже не в две, а сразу во много. Как только компактные DVD-драйвы упали в цене, так сразу и взбрело. Прошу считать это кратким курсом устройства голов разработчиков.
У бывшего монитора, помимо неотъемлемого для периферийного устройства входа, появились выходы — и аудио, и видео, а это уже признаки источника, а не периферии. Кстати, в прошлом году нам попалось «промежуточное звено» эволюции — монитор с DVD, но без выходов. В этом году таких неандертальцев уже не встретилось, и, убеждён, не встретится и впредь.
Одновременно начали множиться AV-входы, два стали нормой, а у одного из участников сегодняшней группы их даже три. Куда дальше пошёл процесс? Туда же, куда он сейчас неизменно идёт. В прошлогоднем тесте нам попался один монитор с гнездом USB, и тогда уже было ясно, что зародилась популяция «монитора прямоходящего». В этом году уже трое (из пяти) участников завели себе гнездо USB (а кое-кто и слот для карты SD).
Что будет дальше? А то вы не знаете… Дальше будут айподы, ведь интерфейс USB уже есть. Пока что ни у одного из трёх мониторов с USB такая функция зарегистрирована не была, но, как известно, скорость эволюции не бесконечна, будет, и скоро. Зато один участник умеет управлять ТВ-тюнером, внешним DVD-проигрывателем и даже… головным устройством. Которое, в свою очередь, может управлять монитором. Который… и т.д. Правильно сказано: две «головы» — лучше.
А теперь давайте прикинем, чем функционально отличается только что обнаруженный наукой вид от «головы», науке известной давно? Отсутствием тюнера и усилителя, что абсолютно логично: и то и другое уже есть у водителя, а «вторая голова» уже в силу своей архитектуры ориентирована на пассажиров, причём даже не на всех, а наименее вовлечённых в процесс управления, тех, что собрались на заднем сиденье. Так что признаем факты как они есть и — милости просим новый тип аппаратуры в нашу классификацию. Приступим теперь к анатомии «второй головы».
Дисплеи со светодиодной подсветкой пошли в ротацию, по некоторым признакам четверо из пяти участников для подсветки используют не лампу. Нас это должно радовать, «светодиодные» дисплеи потребляют заметно более низкий ток, соответственно, уменьшается и тепловыделение, как следствие, от таких дисплеев можно ожидать более высокой контрастности: ЖК-матрица практически не нагревается, а значит, подвижность жидких кристаллов не возрастает. По нашим результатам выигрыш, действительно, есть, но без приборов он не бросается в глаза (в буквальном смысле). Была темновая яркость 1,8, стала 1,4 — 1,6 кд/м2. У единственного в сегодняшней группе «лампового» дисплея темновая яркость заметно выше, но это особенность конкретной модели, а не принципиальное отличие. А вот от «пятнистой» засветки матрицы светодиодами пока избавиться не удаётся. Светодиоды стоят по краям, распределение светового потока осуществляется световодами, но на края дисплея света попадает несколько больше.
По-прежнему мониторы с правильной широкой геометрией дисплея (16:9 или 1,78:1) остаются в меньшинстве. Доминируют дисплеи с матрицей 5:3 (1,67:1), не знаю, почему, видимо, конструкторам так удобнее. А тот факт, что при такой геометрии матрицы картинка формата Wide (16:9) воспроизводится с непременными геометрическими искажениями, похоже, мало кого волнует. По той же причине в режиме Normal картинка формата Regular (4:3) тоже чаще всего не свободна от искажений. Без них можно было бы обойтись, но для этого надо менять коэффициенты пересчёта в программе интерполятора, что большинству производителей либо дорого, либо лениво (либо то и другое). Мы уже писали, что китайцы установили собственный допуск на размах видеосигнала. Требования старых норм (1,0 В ±10%) оказались тесны для широкой китайской души, они считают, что ±20% — тоже нормально. Это не страшно, если у вас один источник. А вот если источников больше одного (DVD-плеер, ТВ-тюнер, и т.д.), то различия в амплитуде видеосигнала приводят к тому, что придётся каждый раз подстраивать яркость-контрастность. Или не подстраивать, а смиряться с тем, что кто-то из них показывает «белее», а кто-то «чернее». В этот раз, однако, оказалось, что даже в собственный «лошадиный» допуск на размах видеосигнала наиболее широко мыслящие производители не укладываются.
К характеристикам звукового тракта практикуется, в общем, тот же подход. В спектрограмме шумов практически у всех мониторов доминирует частота строчных синхроимпульсов 15,6 кГц. Это неизбежно, в видеосигнале всегда присутствуют частоты двух развёрток — 50 (60) Гц и 15,6 кГц, которые, естественно, проникают и в звуковой тракт, при этом низкая кадровая частота наводится в меньшей мере, нежели высокая строчная. Но у кого-то составляющая строчной частоты имеет уровень -99, а у кого-то -70 дБ, почувствуйте разницу. Кто не почувствовал, помогу: это разница по амплитуде почти в 30 раз. Впрочем, что там шумы, АЧХ тоже порой принимает неожиданную форму. У одного из одноклассников попросту режется всё, что ниже 200 Гц, фильмы-катастрофы с таким звуком воспринимаются, как адаптированные для женских монастырей.
Работа с беспроводными (ИК) наушниками является стандартной функцией мониторов, к этому и добавить нечего. Звучание таких «ушей» далеко от идеала, но если слушать mp3, да с низким битрейтом, то качество наушников становится менее критичным. В ходе теста мы проверяем, на каком расстоянии от монитора и в пределах какого угла связь остаётся устойчивой (то есть в наушниках не возникает явных шумов и искажений). Другой способ передачи звуковой информации «с потолка» (к «первому» головному устройству) — через ЧМ-тюнер. ЧМ-модулятором снабжаются сегодня почти все потолочные системы (кроме наименее претенциозных), мы будем указывать, какой набор частот доступен. Ещё одно наблюдение. Если у монитора один AV-вход (что, впрочем, редкость), то сами гнёзда располагаются прямо на корпусе — это так называемый вход быстрого подключения. Если входов два или три, то один из них делается «быстрым», а прочие выводятся на кабель, то есть рассчитываются на постоянное подключение.
Теперь об умолчаниях, каковых на этот раз будет немного. Если не сказано иного, то картинка по горизонтали отцентрована безукоризненно (смещение менее 0,5%). Будем полагать, что в паузе задействуется память на поле, а полоса «чернее чёрного» плеером не отображается. CD-текст не читается, как и тэги, и фонограмма в DTS не воспроизводится (эволюция эволюцией, что, однако, не помешает нам провести эти позиции по разряду минусов). Считаем также, что в ЦАПе задействован цифровой фильтр КИХ-типа.
А теперь посмотрим, хорошо ли соображают «вторые головы»…
МЁД & ДЁГОТЬ
Когда результаты тестов до такой степени предсказуемы, становится даже неинтересно, пропадает интрига. Но, как бы там ни было, первое место занял последний участник — Alpine, второй результат показал предпоследний — Macrom. Словом, понятно, за что платим. А дальше уже интереснее, ибо третий результат показал первый из протестированных — Phantom. Дисплей у него определённо скромнее, нежели у двух победителей, но стоит он вполовину меньше, нежели ближайший из остальных, а работает очень неплохо.
А теперь — комментарий общего плана. На роль головного устройства, пусть и дублирующего состава, могут претендовать лишь трое участников, поскольку у них регулятор громкости управляет не только модулятором, но и линейным выходом. Двое из этих троих оснащены гнездом USB, без которого теперь, сами знаете, никак, третий умеет управлять целым набором внешних устройств, зато USB у него нет. Однако видно: облик «второй головы» постепенно кристаллизуется…