Я не думаю, что дело в названиях. Мы тут, конечно, повидали всякого, но всё равно не думаю…
Руководитель проекта: Константин Авдеев
ЗЕМЛЯ И МОРЕ
Но если всё-таки решающую роль сыграли имена этих транспортных средств, снимаю шляпу перед их владельцем — более совершенной гармонии достичь невозможно. Имя одного средства, предназначенного для передвижения по земле, начинается с Gelande, что и означает «земля» (ну или «местность», это уже подробности). Второе предназначено для перемещения по водной поверхности и начинается со слова Sea (смотрим в словарь, убеждаемся в незыблемости гармонии). Лично мне такой подход импонирует. Надо, скажем, выбрать себе самолёт для личного пользования — берите Airbus, его имя начинается с обозначения того, к чему он приспособлен наилучшим образом. Или предложат вместо банальной дачи купить орбитальную станцию (300 км от МКАД, все коммуникации, живописное место). Что вы предпочтёте, даже ещё не посмотрев: Spacelab или «Салют»? То-то…
Одним словом — респект. Обе составляющих сложно (но гармонично) сочинённого транспорта прибыли в студию одновременно и с одной целью — установка музыкального оснащения. Которое должно было стать настолько разным, насколько не похожи друг на друга Gelandewagen и Sea Doo, и настолько же одинаковым, насколько остаётся тем же самым хозяин, будь он за рулём или за штурвалом.
Начнём с привычной нам твёрдой земли. «Гелен-кабриолет» с 3,5-литровым турбодизелем сам по себе — редкий зверь. Просто из Красной Книги. Короткобазных внедорожников этой марки было выпущено всего 1050, кабриолетом стал ровно каждый третий, и совсем немного таких попало в Россию.
Земля
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
- Источник/монитор: OEM
- Процессор: Audison bit one
- Усилители: Boston GT275, GT4100
- Фронтальная акустика: DLS R6A
- Тыловая акустика: DLS 425
- Центральный канал: Hertz HV70
- Сабвуфер: Kicker Solobaric L7S10 74
Задача по интерьеру и экстерьеру была сформулирована кратко: приспособить «немецкий уазик» не только для активного отдыха, но и для обычных поездок, для чего оснастить его достойной аудиосистемой. Усовершенствование экстерьера, собственно, ограничилось покраской колёсных дисков в радикальный чёрный цвет, причём в другое время и в другом месте, так сказать, за рамками проекта. Ну а с интерьером салона и в особенности багажника поработали основательно и вдумчиво. Всё перешито кожей, вновь добавленные элементы смотрятся органично и прекрасно вписываются в общий стиль автомобиля.
Но это, так сказать, моменты косметические, важные, но не основные. Основное — звук, и в этом отношении «Гелендвагены» всегда были трудными платформами по одной причине, кабриолеты — тоже, но по другой, а когда и «Гелик», и кабриолет одновременно, трудности, будьте уверены, складываются самым скалярным образом.
Желаете персонально? Извольте: классические «Гелендвагены» унаследовали от своего дальнего полувоенного предка, Steyr-Daimler-Puch, плоское и почти вертикальное лобовое стекло, а какую роль этот элемент кузова играет в формировании звукового поля, известно. Это у нас будет «раз». «Два» у нас будет то, что кабриолет в открытой конфигурации почти эквивалентен открытому пространству, где нет передаточной функции салона, ответственной за подъём басов ниже 50 — 70 Гц, да и с закрытым верхом, когда он мягкий, работает вполсилы. «Три» у нас будет «один» и «два», сложенные вместе. С этим и придётся работать.
Несовершенство акустики салона G-класса требует мер специальных, временная коррекция и между стереоканалами, и между полосными излучателями необходима, но недостаточна, уже не раз оказывалось, что от «дырки» в центре звуковой сцены она избавить не может. Нужен центральный канал, и тоже с возможностью ведения регулируемой задержки.
Так определились архитектура фронтальной акустики и основной принцип построения системы. На фронт выбрали компонентные DLS R6A, на тыл — коаксиальные DLS 425. Центр решено было построить на базе одного из самых удачных диффузорных среднечастотников — Hertz HV70. Динамик центрального канала установлен в специально изготовленном подиуме, это — единственный элемент акустической системы «с изменённой геометрией». Все остальные динамики установлены в основательно доработанных штатных местах.
«Полумягкий» или вовсе отсутствующий выше талии салон требует дополнительной мощности, поэтому усилительная часть системы была сделана внушительной: два двухканальных усилителя Boston GT275 и два четырёхканальных GT4100.
Деликатные (относительно прочих, конечно) двухканальники работают с пищалками и центральным каналом. Один из каналов остался незадействованным, но было решено, что это лучше, чем ставить на центр специальный усилитель небольшой мощности, а то окажется, что немалая часть голосовых составляющих пойдёт через наименее качественный усилительный канал.
На мощные четырёхканальники легла тяжесть басовой нагрузки. Один работает с фронтальными мидбасами и тыловыми коаксиалами. Второй, каждая пара каналов которого включена мостом, взаимодействует с парой сабвуферов Kicker Solobaric. Они призваны разобраться с трудностью номер два по нашему списку. Сабвуферы 10-дюймовые, но только у них это не диаметр (которого нет у квадратного диффузора), а сторона, которая у квадрата как раз есть. Поэтому по площади диффузора каждая головка эквивалентна 12-дюймовой круглой, а две таких своё дело сделают будь здоров как.
Сабвуферы установлены магнитами наружу в закрытых корпусах объёмом примерно по 30 л и занимают обе стороны багажника, перешитого кожей. Сабвуферы квадратные. Кожа чёрная. Сидел на руках полчаса, пока не минуло искушение ввернуть что-то про Малевича. Было трудно, прошу оценить и занести в протокол. Усилители разместились там же, на полу, под прозрачной крышкой.
Теперь о том, что скормить этой системе. Сигналы извлекли из штатного головного устройства. Вывели фронтальные и тыловые линейные выходы, дальнейшее поручили процессору, в роли которого — Audison bit one. Он занимается раскладкой фронтальных каналов по полосам, вносит временную и частотную коррекцию, в том числе — и для центрального канала, благо каналов обработки у него восемь, а это — именно столько, сколько здесь нужно.
Море
- Тип системы: аудио
- Состав: фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-6300 SD
- Усилители: Soundstream STL4500, Alpine PDX 4.100
- Акустика: Rockford Fosgate M282, M262, Boss
- Сабвуфер: Rockford Fosgate M212S4
Покончив с делами на берегу, отправляемся в плавание. Приоритеты в озвучивании Sea Doo были несколько иные. На открытом пространстве (уж куда открытее) и на приличном удалении (в пределах длины буксировочного фала) звук должен быть громким без искажений, а тональный баланс — приемлемым. Поэтому озвучкой водного пространства занимаются трёхполосные корпусные системы, выполненные на основе «морских» коаксиальных головок Rockford Fosgate M282 и M262. Голосистые и симпатичные коаксиалы отлично встали в доставшиеся с катером закрытые корпуса Boss. Пищалки оставили той же марки, включив их через пассивные кроссоверы Morel. Обе АС установлены на буксировочной дуге и направлены назад. Здесь же смонтирован и мощный светодиодный прожектор.
Такие же коаксиалы Rockford Fosgate M262 в количестве шести штук поставили вдоль бортов кокпита, по три с каждой стороны, делить звуковые зоны на фронт и тыл в условиях водной глади не принято, такова морская традиция, у кого хотите спросите. В отдельном корпусе, да ещё и с фазоинвертором, установлен сабвуфер Rockford Fosgate M212S4, тоже «непотопляемый», в смысле — морской серии. Он подключён к паре каналов усилителя Soundstream STL4500. К другой паре каналов подсоединена пара M262. Оставшиеся четыре штуки попарно в параллель подключены к двум каналам усилителя Alpine PDX 4.100, два других его канала питают установленные на дуге АС «внешней озвучки». В энергосистему катера добавлен аккумулятор Optima. Головное устройство Pioneer DEH-6300 SD появилось в системе не сразу, немало претендентов отпали при первых ударах о волну, это не «лежачих полицейских» с ходу проскакивать. У 6300 вибростойкость на волне оказалась лучше, чем у более современных изделий, а если сигнал идёт по USB или с SD, вопрос вибростойкости вообще «уходит в сторону моря»…
То, что в салоне «Гелендвагена» звукам неуютно, видно уже по суровым прямым линиям
Сердце, как известно, орган внутренний. Вот и здесь присутствие сердца системы — процессора bit one, выдаёт только миниатюрный блок управления
Расположившийся посреди приборной панели центральный канал суровости линий не нарушил
Так же скромно устроились за штатными сетками пищалки, однако, как позже выяснилось, отыграли свою партию как положено
К расположению мидбасов фронта и тыла претензий не возникло: сурово, но справедливо
Значок designo обозначает, что автомобиль уже участвовал в фирменной программе персонификации отделки
RTA
Недостаток инфрабаса оказался на поверку весьма относительным. Действительно, ниже 50 Гц мягкая, не сопротивляющаяся басовому напору крыша отъедает часть звукового давления, но того, что остаётся, более чем достаточно, на 20 Гц давление такое же, как на 100. Сопряжение сабвуфера с фронтом происходит совершенно безболезненно, некоторая нерегулярность АЧХ на нижней середине (160 — 1000 Гц) — прямое следствие акустики салона «Гелена», известного своей враждебностью к звуку. Что касается поведения АЧХ выше 4 кГц, то здесь она аккуратнейшим образом повторяет АЧХ пищалки DLS в свободном поле, побочные эффекты от установки «на отражение» не просматриваются.
Новый дизайн (или designo?) багажника получился гармоничен формам автомобиля, а его начинка — акустическим свойствам
SQ
Прослушиванию подвергся только автомобиль. Наступит лето — послушаем и Sea Doo, а нарушать гармонию — увольте. Автомобиль слушали с закрытым тентом по стандартной схеме. Бас в системе солидный, но самые низкие, на границе с инфразвуком, составляющие, мягкая «верхняя полусфера» безжалостно проглотила, с физикой не поспоришь. В целом низкочастотный регистр очень неплох, и это прямая заслуга грамотно рассчитанного сабвуфера и солидного запаса мощности. Наилучшие результаты достигаются при средней громкости, бас чёткий и глубокий, локализуется исключительно спереди. Звуковая сцена оказалась (что нечасто встречается в автомобилях этой породы) выстроенной отлично — равномерно и высоко. Тщательно подобранные задержки убрали привязку к ближнему динамику, не дали свалиться краям сцены, кроме того, отменно поработал центральный канал: звуковой образ в центре сцены хорошо сфокусирован и вносит свой вклад в реализм звуковой картины.
Общий тональный баланс весьма неплох, хотя на слух заметна небольшая неравномерность в области средних частот — скорее всего, где-то рядом частота раздела. Не криминально, поскольку я диагностировал это не слишком уверенно, и то лишь на одном треке. Вся середина и верх звучат довольно ровно. Макро- и микродинамика заслуживают похвалы, хотя на больших уровнях громкости детальность несколько страдает.
Головное устройство выбирали не по влагозащищённости, для этого есть герметичная крышка, а по виброустойчивости
При размещении аудиокомпонентов внутри стеклопластикового корпуса Sea Doo пришлось принимать во внимание специфику водного транспорта
Сабвуфер как-то сам собой получился фронтальным. Вот бы в автомобиле так…
Тоннель фазоинвертора — из ассортимента DLS, а уж придать ему морской вид — дело техники
Акустика на буксировочной стойке — это как по нашей классификации? Фронт? Тыл? Верх?