ДРУГИЕ СЕМЬ ДЮЙМОВ
Заголовок получился вполне киношный, было бы неплохое название для какого-нибудь сиквела. Вроде «Другие 48 часов» или «Другие 9,5 недель».
Prology AVM-710SN | Farenheit T-7000MHR | Soundstream VHR-72IR
Хотя если сравнивать семидюймовые дисплеи головных устройств и дисплеи мониторов для подголовников, то вторые по отношению к первым являются, скорее всего, приквелом. Действительно, отдельно стоящие мониторы были известны уже тогда, когда AV головные устройства были эксклюзивом и стоили немыслимых по теперешним меркам денег. Округляя и отбрасывая, можно сказать, что головных устройств с полноценными видеодисплеями ещё не было, а картинку с плееров DVD (а то и автомобильных видеомагнитофонов, были ведь и такие) передавали примерно на такие же мониторы, как и те, о которых у нас пойдёт сегодня речь. Внешне они изменились мало.
Зато изменилась общая диспозиция. AV-«голов» размера 2DIN с семидюймовыми дисплеями — вон сколько, тогда как подголовочных мониторов вовсе не так уж много: гранды отрасли ещё порой снисходят до потолочных мониторов, а такими мелочами не занимаются. Хотя и нельзя сказать, чтобы мало, по крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то жаловался на то, что, мол, хотел поставить пару мониторчиков в подголовники, да не нашёл. Существуют традиционные производители недорогих мобильных мониторов (помимо тех, кто представлен в сегодняшнем тесте, я бы вспомнил ещё Power Acoustik), которые и удовлетворяют (не ажиотажный, прямо скажем) спрос на продукты данной категории.
До сих пор мы явно и неявно предполагали, что речь сегодня будет идти только о мониторах для монтажа в подголовники. Это было бы неоспоримым и безвариантным, если бы в тесте участвовали готовые подголовники с мониторами (теперь есть и такие, причём у нескольких производителей и с разным гарниром, у кого — из DVD, у кого USB). Подголовник, что бы в него ни было встроено, нигде, кроме как под головой, оказаться не может, пока мы остаёмся в рамках банального здравого смысла. Но тот же, при всей банальности, здравый смысл подсказывает: монитор как таковой (per se, как сказали бы древние латиняне), по существу — компонент универсальный. Все они могут быть установлены не только в подголовники, но и на приборную панель, что существенно расширяет круг решаемых задач. Мониторы в подголовниках — это развлечение для задних пассажиров. И только. Тогда как спереди тот же монитор может выполнять намного более разнообразные функции. Исторически первая, средство вывода видеоинформации развлекательного характера, остаётся в силе. Но теперь в дополнение к ней можно, скажем, подключить внешний навигационный блок. И/или камеру заднего обзора. А ещё — вот что: как мы замечаем, в автомобили всё чаще на роль головного устройства с успехом претендуют неавтомобильные медиапроигрыватели. За редчайшими исключениями, диалог с ними становится возможен только при наличии хоть какого экрана, будь то видео или аудио.
К счастью, современные мониторы сделаны с учётом описанной возможности, причём их передислокация на передний край возможна и без креативных усилий инсталляторов: у большинства предусмотрен «ласточкин хвост» на тыльной стороне, так что при наличии стойки смонтировать их на приборной панели — проект выходного дня с пивком в антрактах. Приобрести стойку тоже не проблема, по крайней мере, в крупных городах, (размеры фиксаторов для «ласточкина хвоста» стандартизованы).
Что могут отдельно стоящие мониторы, чего не могут дисплеи головных устройств (и наоборот)? Что касается качества картинки, то результаты сравнения дисплеев головных устройств и отдельно стоящих мониторов неоднозначны. По физическому разрешению вторые пока что уступают первым, если у «голов» разрешение 800 х 480 стало фактически нормой, то внешние дисплеи пока что строятся на матрицах 480 х 234 пикселей. Однако по реальной разрешающей способности они уступают дисплеям в головных устройствах не на 40%, как велит пиксельная арифметика, а процентов на 20 (там 470 линий, тут на круг 380). Разница перестаёт быть драматической, хотя и остаётся заметной. Зато у «универсалов» шире углы обзора — этот показатель, как мы знаем, связан с размером пикселей. Если в W-SVGA-мониторах головных устройств до отметки ±40 градусов по горизонтали удаётся добраться лишь немногим (и далеко не дешёвым) моделям, то в отдельно стоящих мониторах угол ±45 градусов — легко и часто достижимый показатель.
Ещё одно соображение: для мониторов, даже универсальных, показывать кино — исторически первая, а потому — главная профессия, и они не могут позволить себе некоторых слабостей, нередко встречающихся у встроенных дисплеев «голов». Все они имеют минимально необходимое количество режимов представления кадра, а это количество, как мы знаем, равно двум (Wide и Normal), тогда как дисплеи в головных устройствах иной раз умеют только растягивать картинку по всей ширине экрана.
И геометрия матрицы. Парадокс заключается в том, что без всякого сговора, в совершенно разное время и в разных ведомствах были установлены габарит 2DIN (178 x 100 мм, отношение сторон 1,78:1) и пропорции широкого телеэкрана (16:9 или же… 1,78:1). Но поскольку экран не может полностью занять «лицо» двухдинового головного устройства, хоть какая-то рамка по периферии нужна, дисплей не может висеть в воздухе. А с распространением светодиодной подсветки рамка нужна тем более, изготовители вынуждены выбирать нестандартную геометрию дисплея, типичное соотношение сторон будет 1,92:1, и при отображении стандартной картинки Wide геометрические искажения неизбежны. Тогда как в мониторах для подголовников/приборных панелей размеры дисплея не лимитируются не чем иным, кроме требований стандарта, ему и соответствует геометрия. Мы при тестировании измеряем видимую часть дисплея, поэтому соотношение сторон может несколько меняться, однако 1,77: 1 и 1,79:1 — это всё равно стандарт 16:9, если только вы не профессиональный бухгалтер, для которого рубль и 98,9 копеек это разные суммы.
Светодиодная подсветка ещё не стала нормой для дисплеев отдельно стоящих мониторов, в нынешней группе участников в ногу со временем зашагал лишь один. И я бы не сказал, что он переиграл всех по качеству картинки, зато по равномерности подсветки, похоже, проиграл всем. Что естественно, когда светодиоды ставятся по краям дисплея, а далее световой поток распределяется волноводами по площади матрицы.
Ещё раз вернёмся к характеристикам направленности. В вертикальной плоскости LCD-матрицы всегда имеют несимметричную характеристику. Она несимметрична по сути, даже если угловые показатели ширины обзора вверх и вниз окажутся одинаковыми — в одну сторону контраст падает за счёт роста паразитной засветки чёрного, в другую — за счёт падения яркости белого. Для дисплеев головных устройств мы считаем, что средний угол характеристики направленности должен быть положительным, для потолочного монитора — отрицательным. Для универсальных мониторов трудно сказать, должен ли быть угол оси излучения плюсовым или минусовым. На подголовник мелкие задние пассажиры смотрят снизу, крупные — сверху. В случае монтажа на приборную панель дисплей почти наверняка будет ниже глаз смотрящего, но тут его можно развернуть, как удобно. Наверное, логичнее, чтобы «биссектриса» была направлена вверх, но это требование не является категоричным.
В изначальном смысле слова video monitor, то есть видеоконтрольное устройство, работать со звуком вовсе не обязан. Может, обращали внимание, в аппаратных ТВ-студий под потолком висит с десяток мониторов, и все — молча. Потому что профессионалы. У нас условия игры другие, поэтому встроенные динамики в мониторах (преимущественно предназначенных для установки на панель) хоть и не повально, но встречаются. Стандартом же является наличие выходов на наушники (проводные) и модулятора с ИК-каналом для передачи звука на ИК-наушники. Сами наушники в комплект, естественно, не входят, сегодняшний покупатель к проводным «вставкам» привык и, кажется, не снимает их даже в душе.
Помимо выходов на наушники, выходов звука (и видео), как правило, нет. Логика понятна: монитор работает только с внешним источником, свой у него отсутствует. Ну а коли так, то там снаружи можно и распределить сигналы по необходимым адресам (усилителям и другим мониторам), и не надо требовать, чтобы монитор выступал в роли коммутатора. В данном случае такое объяснение принимается, всё же участники нынешнего теста никак не могут претендовать на центральное место в составе AV-системы. Технические характеристики выхода на наушники мы приводим, главным образом, для справки, на итоговую оценку они не влияют (и, обратите внимание, частотный диапазон мы указываем с допуском +0/-3 дБ.) Правда, наличие либо отсутствие этого выхода, как и ИК-канала, влияет на оценку в графе «Оснащённость».
Большинство малогабаритных мониторов располагают двумя AV-входами. Не факт, что каждому владельцу такого продукта понадобятся оба, с другой стороны, двух AV-входов должно хватить всем, ибо, как было сказано, коммутация источников должна в общем случае происходить где-то снаружи.
Умолчаний сегодня почти не будет, участники теста, как вы, думаю, поняли, сложностью не отличаются. Оговорю лишь одно: картинка на дисплее считается точно отцентрованной по горизонтали, если не сказано иного.
И вот ещё что. В позиции таблицы «Габариты» мы указываем размеры ниши под внешний монтажный держатель монитора («мыльницу»), а не внешние размеры рамки этой самой «мыльницы» и не высоту дисплея в сборе. При этом исходим из тех соображений, что для монтажа в подголовник эти размеры для вас будут главными, а при установке монитора на приборную панель вам, попросту говоря, фиолетово, окажется он на 10 мм больше или меньше. Сказано — семь дюймов. Хотя бы и другие семь…
МЁД & ДЁГОТЬ
Звание «Лидера» уверенно приватизировал Soundstream, предъявив необходимые документы. У него наиболее естественная и комфортная картинка, и лишь яркость тут досадно низкая. «Фаворит» — Prology, у него более низкие оценки за удобство и кинематографичность, что связано с относительно узким углом обзора по вертикали. Зато по части оснащённости он обходит всех, оказавшись единственным монитором, равно приспособленным для работы как в подголовнике, так и на приборной панели.