ИЗ ТРЁХ БЛЮД
Студия: Car Custom Club. Руководитель проекта: Рубен Джамгаров
Боже мой… Всё перевернулось в нашем мире… Когда в автомобиле оставляют штатное головное устройство и меняют акустику — это привычно и совершенно логично.
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + центр + стерео сабвуфер
- Источник/монитор: Alpine IVA-W520R
- Усилители: JL Audio JX360/4, JX360/2
- Фронтальная акустика: OEM
- Тыловая акустика: OEM
- Центр: Hertz HL70
- Сабвуферы: Boston G310
Дизайн, функционал, управление, все дела… От добра добра не ищут. Здесь же ситуация обратная: главным пожеланием заказчика было сохранить штатную акустику BOSE в штатных же местах. Но не только сохранить, а добавить коксу, для чего установить подходящее усилительное оснащение. Ну и сабвуфер, без него никак. Такая скромная заявка. Была скромная. Как заметил однажды (не прерывая трапезы) Франсуа Рабле, аппетит приходит во время еды. Неудивительно, что проект постепенно трансформировался в нечто особенное и вообще зажил своей собственной жизнью, потянув за собой целую цепь событий.
Поначалу даже раритетное головное устройство хозяин хотел было сохранить, но заглянул в календарь, обнаружил, что новый век в разгаре, и решился на радикальную замену — на мультимедийную станцию Alpine IVA-W520R и навигационный модуль «Мирком». Потом как-то незаметно сабвуферов в проекте стало два. А усилителей — четыре, с гарниром в виде би-ампинга на фронте. И салон пришлось перешить кожей. И в багажнике выстроить архитектурную композицию с двумя сабвуферами и этажеркой из усилителей. Гулять так гулять!
Но пора к деталям. Начну с акустики, потому что это самое необычное решение инсталляции. Штатные места и динамики остались неизменными, даже штатные сетки оставлены — чтобы полностью сохранить оригинальный интерьер салона.
Однако нельзя сказать, что фронтальная акустика осталась совсем уже «сырой». Её слегка обжарили, до румяной корочки. В штатном варианте среднечастотники установлены на половине высоты двери, низкочастотники — внизу, в закрытом корпусе из пластика, Амар Бозе и его подчинённые любят затейливые решения. Менять расположение излучателей не стали, при низкой посадке водителя такое размещение вполне рационально. И технологично. Однако тонкостенный пластиковый корпус перестал соответствовать возросшей мощности системы, с усилителем стеночки начинали заметно вибрировать, пришлось их основательно укрепить и ещё более основательно вибродемпфировать.
Пищалка также осталась на штатном месте — на верхней плоскости торпедо с излучением в сторону лобового стекла. Подобное решение, с одной стороны, чревато заметной неравномерностью АЧХ, с другой — даже без процессора потенциально может обеспечить широкую и глубокую звуковую сцену. Результат в этой ситуации — всегда компромисс, и складывается он из очень многих факторов.
В данном случае, впрочем, результат оказался хорош, и думается, что у конструкторов Audi это получилось не случайно. Однако кроссовер для пищалок всё же пришлось сменить — «родной» конденсатор не внушал доверия, частоту раздела понизили. Теперь этим занимается пассивный кроссовер из комплекта Morel Supremo.
Тыловая акустика — полностью штатная, единственная доработка — лёгкое обжаривание панелей корпуса в вибродемпфирующих материалах. Впрочем, такой же кулинарной обработке до начала инсталляции машину подвергли полностью (за исключением потолка).
В отличие от «полного стока» в салоне в багажнике — «полный кастом». Два десятидюймовых сабвуфера Boston G3 разместились в закрытых корпусах объёмом по 24 л по бокам центрального пилона. Корпуса сабвуферов только с виду такие компактные — они ещё на 15 см уходят под фальшпол багажника.
В пилоне уступом расположены четыре усилителя. На фотографии видны только три, четвёртый скрыт в недрах пилона. Принудительное охлаждение усилителей применять не стали, хватило и естественной циркуляции воздуха.
Все усилители — одной марки, JL Audio. Один четырёхканальник JX360/4 в режиме би-ампинга обслуживает фронт, другой — тыл и центральный канал, причём в центральном канале использована схема Хаффлера. Тоже весьма необычное решение, традиционно используется сигнал суммы каналов, а тут — разность. Зато сцена получилась широкая и с ярко выраженным центром.
Два оставшихся усилителя — двухканальные JL Audio JX360/2, каждый в мостовом включении работает со своим сабвуфером. Стереобас — довольно редкое решение даже в крупных внедорожниках, а в компактном спортивном автомобиле — редкость вдвойне.
Полное «разделение труда» между усилителями и каналами принесло свои плоды: качество звучания системы оказалось столь высоким, что мне пришлось экстренно пересмотреть свои взгляды на штатную акустику. Бывают, видимо, исключения из правил — хотя именно они эти правила и подтверждают. Необыкновенно детальное и ровное звучание системы даст фору многим именитым динамикам, вот что удивительно. Вы не любите Bose? Может, просто не сумели подобрать гарнир?..
В центр торпедо потихоньку вселился 3-дюймовый Hertz, работающий центральным каналом
Пищалки «на отражение» — компромисс, а что в автозвуке не компромисс?
По лаконизму дизайна новая Alpine IVA-W520 не отстаёт от салона TT
Мидбасы работают в штатных боксах, которые укрепили и вибродемпфировали
RTA
АЧХ системы как бы распадается на две части в соответствии с происхождением компонентов: ниже 100 Гц, где трудятся вновь установленные сабвуферы, и выше, где работает штатная акустика. То, что ниже — образец и эталон, между 25 и 63 Гц неравномерность — ниже разрешения гистограммы, а это — 1 дБ, да и на 20 Гц спад составляет всего 3 дБ. Выше 100 Гц картина существенно иная: есть салонный резонанс на 250 Гц, заметная неравномерность между 400 Гц и 2 кГц, и на самом верху далеко не всё гладко: подчёркнутая яркость звучания — это как раз всплески на 4 — 5 и 12 кГц, а на самом верху уровень звукового давления снижается, отражательная способность стекла не бесконечна.
Полностью на виду только верхний усилитель, остальные целиком или почти целиком скрыты под ним
SQ
Прослушивание автомобиля производилось по стандартной схеме. Бас в системе солидный, временами его просто через край. Но это на тестовом диске с полным частотным диапазоном, а для диско-ритмов 80-х оказалось в самый раз. Бас при этом бас чёткий и глубокий, локализуется исключительно спереди. Отлично выстроена и звуковая сцена в целом: равномерная, глубокая, широкая и высокая — спасибо расположению пищалок.
Общий тональный баланс порадовал, вся середина и верх звучат исключительно ровно, ни пиков, ни провалов на слух не замечено, передача тембров всех музыкальных инструментов весьма натуральная. Впрочем, чувствуется некоторая избыточная яркость звучания — но это я уже придираюсь, большинству старых записей это пойдёт только на пользу. Макро- и микродинамика отличные, лишь на совсем больших уровнях громкости несколько страдает детальность. Однако всё ещё впереди — разыграется система.