измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВИДЕЛИСЬ?
Конечно, виделись. Весной этого года, в №4, но тогда имя этого усилителя было чуть иным.
Имя уже тогда было мудрёным: одна итальянская фамилия, одна немецкая, одно числительное — прописью по-английски плюс цифры как таковые. Что, казалось бы, к этому можно добавить, не повторяясь? Разве что какую-нибудь аббревиатуру… Вот и добавили, вернее — добавил один из создателей этого устройства. Разделение зон ответственности между Иваном Москони и Хеннингом Гладеном очень чёткое: итальянец делает собственно усилитель, немец готовит для него встроенный цифровой процессор, что и стало поводом для аббревиатуры в названии модели.
Прототип этого устройства (после знакомства назвать One 120.4 DSP «усилителем» язык не поворачивается) был показан тоже весной, только чуть позже, на выставке в Лейпциге. С тех пор, судя по довольно регулярным весточкам от герра Гладена, не утихала работа над программным обеспечением процессорной части. И вот наконец завершённый продукт попал к нам на расправу.
С большинства ракурсов One 120.4 DSP выглядит точь-в-точь как без DSP. Габариты корпуса устройства фактически соответствуют листу формата A4 (с учётом пластиковых опор первый размер в таблице 300 мм). При этом суммарный номинал двух предохранителей 80 А. У кого-то может возникнуть подозрение, что усилитель импульсный, или, как стало модно говорить, «цифровой», но Иван, как мы знаем по его многочисленным прошлым работам (все Audiosystem Twister и все «Стеги»), не из таких. Цифра здесь циркулирует только в процессоре, а разгадка скромных размеров корпуса та же, что и у «Твистеров» — продуманная система принудительного охлаждения. Мощный вентилятор с термодатчиком, доставшимся по наследству от Audio System, расположен «в базе». Внутренние радиаторы размещены между окошками в двух торцевых стенках и проходят как раз под вентилятором. Сразу скажу, потом не до того будет, что когда вентилятор включается, его отчётливо слышно (по меньшей мере, в условиях лаборатории), за усилителями Audio System этого не водилось. Диаметр силовых зажимов 9 мм, выходные зажимы примут кабель до 6 мм или чуть меньше. Маркировка интерфейса и регуляторов традиционно мелкая, кстати, она и в Audio System восторга у меня не вызывала.
Усилитель может работать с двумя входами, что, впрочем, для четырёхканальников обычно. Менее обычно, хотя и не уникально, то, что при работе с сигналами высокого уровня (предусмотрен соответствующий переключатель) выходы усилителя головного устройства подключаются к тем же RCA-разъёмам. Когда усилитель работает с сигналами высокого уровня, сигнал Rem подавать не обязательно, он включится, как только обнаружит наличие постоянного смещения на входе. (Кстати, этой функции в версии без процессора не было.) Чуть позже мы ещё к этому вопросу вернёмся. При работе с двумя входами сигнал можно подавать на Front или Rear, хотя тут тоже будет уточнение. Есть гнездо для дистанционного регулятора уровня, но о приобретении самого регулятора надо позаботиться отдельно. Хотя, по моему мнению, для процессорного усилителя дистанционный регулятор это почти как заводная ручка в комплекте инструментов современного авто.
Явные различия между «простым» и «непростым» One 120.4 сосредоточены на одной из торцевых стенок. Здесь со времени прошлой встречи появилось много нового. Гнездо PROG предназначено для использования сервисным персоналом, нам оно поэтому сейчас не интересно. Под ним гнездо для загрузки новых данных (фактически программы), для процессора. Тоже пока без надобности, ещё с этой до конца не разобрались. Теперь переключатель (BTL-SE). Это на тот случай, если усилитель подключён по высокому уровню, а усилители головного устройства не мостовые (Bridge TransformerLess), а обычные (Single End). Нынче такие как будто не водятся, но вдруг вы возьмётесь за апгрейд чего-нибудь антикварного? В положении BTL устройство включится, почуяв постоянную составляющую на входе, неотъемлемо присутствующую на обоих концах мостового усилителя, в позиции SE постоянной составляющей нет, и командой на включение будет появление сигнала звуковой частоты.
Справа наверху гнездо непривычного вида, с маркировкой FLASH. Оно-то и служит для связи с компьютером и переноса данных оттуда — туда или обратно, отсюда — туда. Кабель входит в комплект, на другом его конце — обычный USB-разъём, почему на усилителе не mini-USB, как обычно делают в таких случаях, нам неведомо, видно, были какие-то соображения, важно, что кабель лучше не терять. Ещё там есть перемычка, определяющая режим работы усилителя. Если перемычку удалить, он работает как двухканальный, при этом два входных гнезда (REAR) высвобождаются для дополнительных источников. Гнездо R интерпретируется системой как Phone, гнездо L — как Navigation. То есть вы можете завести сюда сигнал от hands-free и голосовые подсказки навигации. Можно конфигурировать Rear и как стереовход Aux. То, что усилитель-процессор способен выполнять функции коммутации входов, это здорово, жаль, что только в двухканальном режиме. Настройки автоматически сохраняются в памяти DSP после того, как программно (но не физически) разрывается связь между компьютером и усилителем-процессором. По умолчанию они сохраняются в пресет за номером 1. Но если вам надо задействовать пресет 2, во вторую половину составного разъёма надо будет установить перемычку (прилагается).
Комплектный CD, кроме пакета установки программы управления настройкой процессора, содержит технические дорожки, которые помогут при настройке. Тут есть розовый шум на оба канала, только на канал L и только на R, сигнал для проверки полярности (редкость, кстати) и голос диктора моно — для проверки относительной полярности каналов L и R.
Процессором мы займёмся позже, отдельно и подробно, а пока послушаем, как стал звучать One 120.4, прибавив несколько символов к своему имени. При прослушивании мы вначале использовали наш обычный набор дисков, но потом добавили к нему ещё одну позицию, за номером 5. Ну так захотелось…
1. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
5. «1492» Conquest of Paradise. Music from the original soundtrack. Gema, 1992.
Хлопки на первом треке диска [1] похожи на себя, и, как мы ни старались, отыскать какие-то признаки упрощения не удалось. Звуковая сцена протяжённая, но в удалённых звучаниях ощущается какая-то искусственность. Динамика барабанов трактуется достаточно уверенно, хотя и более сдержанно, чем в варианте без DSP. Акценты акустической гитары (трек 10) расставлены аккуратно, малые перемещения артиста тоже передаются уверенно. Позвякивание монеток в 6-м треке диска [2] показалось слегка нарочитым, одновременно отмечаем на редкость точную локализацию вокала и даже баса, что, в общем, встречается нечасто. Диск [4], трек 10. Молния застёгивается так же деловито и чётко, как и в варианте без DSP. Динамика японского барабана (следующий трек) передаётся должным образом, а вот удалённые послезвучия кажутся наигранными. Удар церковного колокола (трек 12) действует правильно, с непривычки может и напугать. Но вот фантомы послезвучий не качаются между колонками, а заполняют всё окружающее пространство. A capella, 4-й трек диска [3]. Всё здорово, вот только похоже, что воздуха в старинном католическом соборе не хватает. Чтобы уточнить наши ощущения, мы и привлекли к работе диск [5]. Те многочисленные удалённые звучания, которыми изобилует трек 2, отчасти воспроизводятся схематично, а отчасти и вовсе ускользают от восприятия. То есть насыщенность фоновых подробностей в процессорном варианте несколько снижена, чего, насколько помнится, не наблюдалось в варианте без процессора.
- Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 133/215
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,079/0,083
- Входная чувствительность, В 0,31 — 6,4*
- Отношение сигнал/шум, дБА 91,2
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 71,6/71,7
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 11 — 21900
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 4,0
- Ток холостого хода, А 1,0
- Габариты, мм 273 х 200 х 50
- *Без учёта регулировок процессора.
1
2
3
4
5
6
7
8
Нам никак не избежать сравнения с «беспроцессорной» версией того же усилителя, и, наверное, этого и не надо, поскольку сравнение может оказаться весьма поучительным. Ну, понятно, частотный диапазон ограничен поверху, тут никуда не деться. Скорость нарастания тоже, но, кстати, не далее как в одном из тестов нынешнего номера нам встретился усилитель, у которого и без процессора скорость нарастания ниже. Выходная мощность по-прежнему солидная, показатели практически не отличаются от тех, что мы видели 8 месяцев назад. Диапазон регулирования чувствительности на 1/3 сместился вниз, но и тут и там он достаточный. Уровень шумов возрос на 6 дБ, однако за отметку -90 дБА не вышел. Переходное затухание снизилось на 1 — 3 дБ, но исходно по этому показателю был такой запас, что проблем как не существовало, так и не возникло. Нелинейные искажения (1) подросли заметно, но психологически важную границу 0,1% не пересекли. Меандр 20 кГц, конечно, воспроизводится как синус, цифровая часть тракта надтональные составляющие не пропускает, при этом на ёмкостную нагрузку One DSP не реагирует никак, как и нет её, потому мы осциллограммы даже и не приводим, что на них смотреть? Вариант без процессора как-то на реактивную нагрузку реагировал, хотя и он не бурно. Зато с учётом специфики устройства приводим осциллограмму (2) меандра частотой 1 кГц, по которой опытный глаз может определить, что выходной цифровой фильтр относится к КИХ-типу, а также что тактовая частота процессора — «сидюшная», 44 кГц.
А вот теперь — самое увлекательное, функционал процессора. Забегая вперёд или предлагая нечто вроде автореферата диссертации с краткими выводами для тех, кому лень читать подробно. Дядя Хеннинг задвинул мощно: процессор оказался функционально богаче любого побывавшего у нас в руках, не исключая и поставившего новую планку фишеровского из прошлого номера (Brax NOX4 DSP).
Начнём с пользовательского интерфейса и процедуры программирования настроек. Гладен пошёл по пути, не похожему на тот, что выбрали другие для движения к той же цели: интерфейс практически лишён графической части и не пытается воспроизвести на экране компьютера результаты настройки, ограничиваясь сухими цифрами. Но потренировавшись, с помощью этих цифр можно творить чудеса, потому что диапазон и шаг изменения этих цифр почти ничем не ограничены. Вот экран управления настройками кроссовера. В каждой паре каналов можно включить одновременно два фильтра, никак не связанных друг с другом. Минимальная частота среза 10 Гц, максимальная 20 кГц, крутизна — от 6 до 24 дБ/окт., причём для фильтров с крутизной 6 и 12 дБ/окт. Срез идёт по -3 дБ, для 18 и 24 дБ/окт. — по -6 дБ (3). Почему-то вот так. Характеристику фильтров можно выбрать из числа стандартных (Баттерворт, Бессель, Чебышев, Ликвиц — Райли) или назначить по своему усмотрению в диапазоне 0,5 — 1,0. Пример для фильтра 2-го порядка и частоты 1 кГц — на графике (4).
Дальше — больше. Два фильтра в одной паре каналов легко образуют полосовой, с полной свободой настройки ФВЧ и ФНЧ. Но никто не запрещает оба фильтра выбрать одного типа, с одинаковыми или разными характеристиками, тут можно натворить таких дел… На графике (5) показаны и пример реализации полосового фильтра, и следы опытов умеренной степени эксцентричности: последовательное соединнение двух одинаковых ФВЧ (что даёт фильтр с крутизной 48 дБ/окт.) и соединение двух ФВЧ с разными характеристиками. Крутизна тоже суммируется, а поведением вблизи частоты среза можно управлять в очень широких пределах, учитывая, тем более, что как частоты среза, так и значение добротности можно устанавливать, не только двигая виртуальные «полозки» на экране интерфейса, но и напрямую вбивать в соответствующе окна абсолютно произвольным (в оговоренных пределах) образом.
Screen 1
Screen 2
Screen 3
Screen 4
Screen 5
К фильтрам, что любопытно, нам придётся вернуться, а пока — эквалайзер (screen 2). Он назван «параграфическим», что не совсем полно отражает его природу. Графический режим — понятно, но каждой полосе можно дать свои характеристики: добротность, уровень и частоту (screen 3). Добротность — от 0,25 до 40,0 (рекорд индустрии), а частота может быть вообще любой для любой полосы. То есть, взявшись корректировать АЧХ на частоте 1 кГц, вольны в итоге задать значение частоты 4235 Гц или сколько там вам понадобится. Единственное обнаруженное нами ограничение в работе действующей версии софта — частота будет изменяться одновременно в двух каналах (добротность и усиление — независимо). Выход, однако, если вдруг он понадобится, находится элементарно: берёте две полосы, настраиваете на одну частоту, в одной регулируете правый канал, в другой — левый, оставляя «ненужный» на нуле.
Дискретность установки частоты, можно считать, не ограничена ничем. Виртуальными кнопками она гоняется с шагом 10 Гц, «от руки» — до одного герца. Для примера: чтобы образцы двух кривых на 10 кГц (6) хоть как-то разошлись, пришлось последовательно увеличивать «добавку» к исходному значению частоты. На отметке 10200 Гц стало заметно.
Почему был анонсирован возврат к фильтрам? А потому, что есть ещё режим Expert Filters, настройки которого независимы от всех прочих и накладываются на них (screen 4). Пункты меню: High shelf и Low shelf — сдвиг АЧХ выше или ниже определённой частоты на заданную величину в децибелах; дополнительный фильтр ВЧ или НЧ с крутизной 6 или 12 дБ/окт. и произвольно задаваемыми частотой среза и добротностью; режекторный фильтр (Notch), для которого задаётся частота и ширина полосы, минимальное значение последней независимо от первой — 10 Гц. В каждом из четырёх каналов можно ввести до двух факторов дополнительной коррекции, для примера я сформировал в одном АЧХ фильтра пищалки с режектором на её резонансной частоте. Обращаю внимание: это было сделано, не притрагиваясь к основному хозяйству — кроссоверу и эквалайзеру.
Временные задержки (screen 5) вводятся с шагом 0,02 мс (0,7 см) до 15 мс (5 метров с лишним), дело, в принципе, не невиданное. Зато в логике управления применено интересное решение: задержки могут вводиться по каналам независимо, а могут — «поблочно», скажем, вся левая сторона, вся правая, весь фронт, весь тыл или всё сразу, причём такая групповая коррекция может применяться, когда индивидуальные задержки уже установлены, они станут точкой отсчёта. Аналогичное решение применено в модуле переключения фазы, когда можно одним движением менять полярность сигнала в одном, нескольких или всех каналах.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель-процессор
- КТО
- Mosconi Gladen One 120.4 DSP
- ПОЧЕМ
- 24300 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Очень качественный усилитель
- Исключительно мощный процессор
- Отличный софт
- ЭТО — МИНУС
- Дайте подумать…
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Мощно. Во всех смыслах
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 10
- Фильтры 10
- Удобство установки 8
- Итог 45