ВРЕМЯ, СТОЯТЬ!
Студия: 4FRIENDS
Руководитель проекта: Максим Обшивалов
Фото: студия Photo Octopus
Хозяин этой машины дал ей собственное имя — Big Strong Bird. Проще всего было бы согласиться и вынести его в заголовок…
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 3-полосный фронт + стерео сабвуфер
- Источник аудио: Clarion DRZ 9255
- Источник видео: Power Acoustik PADVD-450
- Монитор: Challenger CH-2100
- Усилители: McIntosh MC440M, Alpine MRP M-500
- Фронтальная акустика: Eton CEK 650, Focal Utopia Be 3W2, Morel Supremo Piccolo
- Сабвуферы: Helix E250
Но не могу. Strong — это да, кто спорит. 450 сил «на ручке», когда на все четыре колеса выкладывается столько, сколько хочешь, а не столько, сколько решит выдать автомат, это — сила, безусловно. А вот насчёт Big я бы не согласился. Именно потому, что при таком двигателе машина эта по размерам не больше, к примеру, Hyundai Accent (проверьте), она на дороге и становится птицей (здесь я опять согласен с хозяином). А уж каким эта птица обзавелась оперением — сами видите. Вот только у птиц, кроме способностей к полёту, отмечены и другие таланты, в певческой области. Здесь требовалась помощь профильных специалистов.
Почему, рассказывая про систему в этой машине, я не стал привязываться к её собственному имени? Да потому, что в ходе изучения фактов увидел интереснейшую закономерность, уж отчего так получилось — не знаю, может, вы найдёте объяснение.
Porsche 911 — автомобиль вне времени. Он был не таким как все в момент рождения, без малого полвека назад, и оставался таким с тех пор. Все двигатель вперёд, эти — назад. У всех охлаждение жидкостное — у этих воздушное и так далее. Что же это получается, застой и ретроградство? А вот и нет, каждый год машина совершенствуется, и получается так, что она одновременно живая классика и вершина современных технологий.
Это ли двигало рукой мастеров студии 4FRIENDS или нет — мне неведомо, но аудиовидеосистема в 911 оказалась устроена по очень похожему принципу.
Задача была — построить аудиовидеосистему высокого качества, сообразно статусу машины. Поэтому компоненты были выбраны соответствующие, а все функции разделили. Для музыки один источник сигнала, для кино — другой. Штатному головному устройству оставили только навигационные функции, и никакой связи с мультимедийной системой у него нет — два небольших OEM-динамика для голосовых подсказок установили в «бороде».
И с этой точки начали строить систему как с нуля. Звуковым головным устройством стал Clarion DRZ 9255. Если бы надо было охарактеризовать его в форме метафоры, я бы сказал: это — Porsche 911 автозвука. На вид почти неотличим от винтажного, да что там — древнего DRX 9255, и точно так же носит тот же номер, отличаясь на одну букву, на деле же — самый современный аппарат, ставший классикой столь же незамедлительно и несомненно, как и старинный прототип. И как автомобильный — тоже… Высочайшее качество сигнала обеспечивается за счёт целого пакета оригинальных и недешёвых решений, в том числе и повышенного напряжения питания, поставляемого выносным блоком. А для полного счастья аппарат слегка твикнул специалист, известный под ником A!exT значительно шире, чем под паспортным именем Алексей Тепаев.
Источник видеосигнала — «полудиновый» проигрыватель Power Acoustik PADVD-450. Тут кое-кто вправе всплеснуть руками: «Как же так? Почему не F#1 Status или ещё какой-нибудь Bang & Olufsen?!.» А оказалось, что не обязательно быть «Статусом» или «Олуфсеном», чтобы выполнять свои функции как задумано и в согласии с приоритетами. Да и форм-фактор оказался очень подходящим: проигрыватель установлен в перчаточном ящике подвижно, на направляющих. Открываем крышку — проигрыватель выдвигается вперёд, в позицию загрузки. Закрываем — он отодвигается вглубь ящика. Когда-то (недолго) так устанавливали проигрыватели виниловых пластинок в «Кадиллаках». Звуковой сигнал подаётся на линейный вход головного устройства, а видео — на моторизованный семидюймовый монитор Challenger CH-2100. Монитор интегрирован в центральную консоль вместо выдвижных подстаканников и в закрытом виде полностью сливается с окружающей средой, в том числе — благодаря изысканной, надо признать, отделке в тон «родной» коже салона.
Структура звукового тракта выбрана самая бескомпромиссная — трёхполосный фронт с «полной поканалкой» и стереосабвуфер. Выбор акустических компонентов оказался столь же непредсказуемым и на первый взгляд противоречивым, как Porsche 911. Никаких готовых комплектов — все компоненты подбирались индивидуально и прошли пристальный «фейсконтроль».
Для начала изучили места установки. Штатные места под мидбас оказались очень удачными, несмотря на ожидаемо неортодоксальное устройство: в заводском варианте там стояли пятидюймовые Bose в фазоинверторных корпусах. Фазики превратили в закрытые корпуса, усилили стенки, переделали опорные узлы головок на другой калибр и установили туда мидбасы Eton CEK 650. Не ищите эту модель в каталоге, её там нет уже давно. А жаль — модель была редкостная, с параметрами, совершенно нетипичными для массовых мидбасовых головок, а здесь их дополнительно доработали (включая перемотку катушек), в результате характеристики стали оптимальными для закрытого акустического оформления.
Среднечастотники — современная классика Focal Utopia 3W2 — не менее удачно встали в штатные места на торпедо, даже под штатные сетки. Там в заводском варианте стояли и пищалки, но в новой системе такое расположение не утвердили, предпочтя прямое излучение на ВЧ отражённому от стекла. Поэтому пищалки (Morel Supremo Piccolo, метафору придумайте сами) разместили на стойках лобового стекла. Для пищалок изготовили небольшие подиумы. Небольшие — насколько это возможно для пищалок, названных создателями Piccolo не без чувства юмора, неотъемлемо свойственного этой нации.
Не менее интересно развивался сюжет с сабвуферами. В кабриолетах, как известно, передаточная характеристика сильно ослаблена или совсем отсутствует, в зависимости от положения мягкого верха, и поэтому сабвуфер должен обеспечить воспроизведение всего диапазона без помощи компрессионного эффекта, как в домашних колонках. В результате сабвуфер, как правило, оказывается размеров совсем не птичьих, вплоть до того, что задними сиденьями кабриолета жертвуют в пользу огромного ящика. Здесь такой номер не прошёл — посягательство на задние сиденья было пресечено в зародыше. А куда тогда? За сиденьем — моторный отсек, багажник впереди, и его объём заметно сокращать тоже нельзя. В итоге остановились на самом компактном акустическом оформлении с самым большим объёмом. Это — free air в боковинах задней части салона.
Боковые полости открываются назад, в моторный отсек, герметично изолированный от салона, но открытый вовне машины, поэтому математическая абстракция «бесконечный экран» здесь реализуется почти буквально. Требовалось теперь найти динамики, сочетающие малую (вернее, очень малую) установочную глубину с параметрами, позволяющими эффективно работать в акустическом экране. Первому требованию ответили Helix E250 (10-дюймовые головки глубиной 80 мм), но для того, чтобы они ответили второму, динамики опять пришлось основательно доработать: диффузоры усилили, центрирующие шайбы заменили, звуковые катушки перемотали.
В салоне получился «полный сток», ничего из общего заводского стиля не выделяется. Даже кожу для перешивки заказывали «родную» из Германии, я даже марку записал: Porsche № 2585 Saddle.
Усилители разместились спереди, в багажнике. Чтобы оставить место для поклажи, их установили в два этажа: на фронт шестиканальный и тоже классический McIntosh MC440M (к нему также приложил руки A!exT), под ним два вполне себе современных моноблока Alpine MRP M-500 — на сабвуферы. Провода выбирали по самому примитивному алгоритму: берётся лучшее, а из него отбирается самое лучшее. Итог отбора: акустическая проводка — Canare, межблочные кабели — Stinger Expert, силовые — Phoenix Gold.
Окончательно систему настраивал специально приглашённый для этого Андрей Вахтин. Пригласили маэстро, как мне кажется, руководствуясь тем же принципом, по которому строили систему: соединение классики с новейшими достижениями…
Полудиновый DVD-проигрыватель выдвигается при открывании крышки бардачка
Благодаря широким стойкам кабриолета в них удалось упрятать крупные пищалки
Штатное расположение мидбасов осталось без изменения, остальное — калибр, тип оформления и модель динамика — изменилось
Аудиоисточник и моторизованный монитор встали ниже и выше штатного головного устройства (соответственно)
Два плоских сабвуфера работают в самом компактном оформлении самого большого объёма, free air
RTA
Басовая часть АЧХ необычна (как и характеристики салона, в котором она снята): нижнебасовая часть, в автомобильных системах всегда приподнятая над остальной частью спектра, простирается почти до 200 Гц, с некоторым провалом около 80 Гц (или подъёмом вокруг 125 Гц, это как посмотреть). В то же время «фришки» легко и изящно доигрывают до 25 — 30 Гц, даже 20 Гц воспроизводятся с тем же уровнем, что и середина. А середина воспроизводится с уровнем, совершенно одинаковым от 250 Гц до 2,5 кГц, давно такого не видел. Верхняя часть диапазона выделена по сравнению со средними частотами, но и она исключительно ровная.
Логично было ожидать от системы, ко всем этапам построения которой подошли столь скрупулёзно, незаурядного звучания. Логика не была нарушена, система звучит просто роскошно. Сцена — ровная, широкая, глубокая, тональный баланс очень приятен на слух, суббас не выпирает, звучание очень ровное и гладкое практически по всему диапазону. Бас-гитара и контрабасы в полном порядке, атака безукоризненная, чёткая и рельефная. Средняя и верхняя части звукового диапазона просто идеальны, скрипичная группа мелодична и музыкальна. Сказать, что детальность, макро- и микродинамика достойны похвалы, было бы несправедливо, они достойны восхищения, честное слово.
SQ
На виду в багажнике (перед лобовым стеклом) — шестиканальный «Мак», оба моноблока смонтированы под ним