измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уж сколько раз мы замечали: в технике всё почти так же, как в человеческом обществе. Только понятнее и честнее.
Вот, скажем, в сегодняшней России куда ни сунься, всюду уже угнездилось какое-нибудь ООО, и, видя такое обозначение, все понимают: это не олимпийская эмблема после отката двух колец, это — «Общество с ограниченной ответственностью». Хотя… впрочем, сейчас не об этом. А бывает ли ответственность другой? Не по факту, это как раз понятно, а теоретически? Оказывается — бывает, и не только в форме забугорного Unlimited, но и нашего, родного «общества с дополнительной ответственностью». Такие, как выяснилось, даже существуют, это меня сильно удивило. Но сейчас и не об этом тоже.
Clarion FZ501E | Sony DSX-S200X | Pioneer MVH-8300BT | Alpine iDA-X313
Сейчас — о «бездисковых» головных устройствах в их наиболее изощрённой форме, получившей название «iPod-ресивер». Лично мне это название нравится, вот только я не уверен, что оно сохранится за подобными головными устройствами надолго. Ну, во-первых, айпод не вечен — такая крамольная мысль не приходила вам в голову? Допустим, появится пятое поколение, может, шестое, надоест людям, захочется чего-то ещё. А может, и не надоест. Эппловская техника давно уже не просто техника, а символ, но здесь вот какая штука. Сколько у айпода памяти? От 8 до 32 Гб? Пусть даже 64 Гб, и пусть следующем поколении у плееров объём памяти увеличится, всё равно накопители USB будут впереди. А тогда что мешает использовать в том же головном устройстве любую флэшку (HDD, SSD etc.)? Тем более что символьная функция плеера в таком применении теряет актуальность.
Айпод «вооружён» мощной системой структурирования файлов (жанры — альбомы — артисты — композиторы и проч.), а на флэшках ничего подобного нет. По идее, операционная система головного устройства могла бы взять решение этой задачи на себя. Головное устройство, которое будет не просто считывать то, что уже «залито» на USB (или SD) накопитель, а формировать из файлов некие структуры (как программа iTunes), конечно, создать можно. Но мотивация разработчиков на этом направлении сильно ослабевает: ведь в айподе всё это уже есть, всё работает и даже всем нравится, зачем же подставляться под риски?
Вот тут-то мы и подобрались к весьма существенной особенности героев нашего сегодняшнего теста: всю работу с файлами они оставляют айподу. Сюда входит не только разбивка файлов по разделам, но и декодирование компрессированных форматов. Самостоятельно головное устройство не способно справиться со многими из тех форматов, которые для айпода проблем не составляют. В частности, WAV и, конечно же, Apple Lossless, ни один из участников сегодняшнего теста «сам по себе» не читает. То есть им изначально «ограничили ответственность» за чтение файлов.
Управление воспроизведением тоже, по сути, возложено на плеер. Те режимы, которые он поддерживает (повтор и воспроизведение в случайной последовательности), можно осуществить и с помощью айпод-ресивера, те же, которые в плеер не заложены (сканирование, например), остаются недоступными и при работе головного устройства. Точно так же нет смысла каждый раз обращать внимание на алгоритм быстрого поиска, он у всех одинаковый и такой же, как у плеера, в данном случае — у применявшегося во время этого теста iPod Touch 4. А именно: в течение примерно 8 с (при удержании кнопки поиска) скорость 8-кратная, а потом она возрастает до 30-кратной. Наверное, для поиска по видео такая скорость близка к оптимуму, но для того, чтобы точно выйти в нужную точку, вам надо будет каждые 7 — 8 с ненадолго возвращаться к обычному воспроизведению.
У наших внимательных читателей, наверное, тут же возник вопрос: какое ещё видео, разве сегодня речь идёт не о звуковых головных устройствах? И да, и нет. В основном, конечно, да. Но отчасти и нет. Коль скоро современный iPod/iPhone умеет читать видео в некоторых версиях MPEG4, то стоит ли запрещать ему это делать? Двое из четырёх участников сегодняшнего теста не запрещают, хотя и не слишком поощряют.
Один снабжён видеодисплеем, размер картинки, понятно, невеликий, мягкое порно от российской эстрады удаётся отличить два раза из трёх, впрочем, как мне кажется, и экран намного более крупных размеров этот результат улучшит ненамного. Однако видеовыхода у этого аппарата нет, и потому аудиовизуальным головным устройством его вряд ли можно назвать. Второй из упомянутой пары участников — наоборот, передаёт видео только на внешний монитор и только при наличии специального кабеля. Так что оба они — звуковые головные устройства с ограниченной ответственностью в области видео.
Год назад, при работе над первым групповым тестом головных устройств этого типа, было у нас ощущение, что в ближайшем будущем выбор iPod-ресиверов будет возрастать лавинообразно. Пока что этого не произошло, далеко не у всех мажоров отрасли с той поры появился новый iPod-ресивер. О новинках Kenwood на момент подготовки материала ничего известно не было, JVC в этой категории головных устройств пока на засветилась, Sony единовременно подготовила три модели (хотя к нам поставляются только две, что попроще), как всегда, над этим направлением очень плотно работает Alpine, в сегодняшнем тесте аппарат текущего модельного года (2011). И Pioneer, судя по всему, не собирается упускать своих позиций в этой области.
По поводу звучания плееров Apple, в частности, год назад было отмечено: их звуковой почерк непостижимым образом передаётся большинству аксессуаров. Что тут непостижимого, спросите? А то, что iPod соединяется с головным устройством по «цифре», почерка, как принято считать среди материалистов, не имеющей. Впрочем, сходные эффекты нам встречались и раньше, когда один и тот же кабель, включённый «в цифру» (между источником и ЦАПом) и «в аналог» (после ЦАПа), вносил в звучание сходные акценты. Наверное, есть механизмы влияния, о которых мы не знаем, а при нынешней занятости прогрессивного человечества, возможно, и не узнаем. Вот поэтому и «непостижимый».
И вот ещё что. Если в айподе задействован эквалайзер (а он там есть, если кто не в курсе), то его АЧХ беспрепятственно передаётся в «аксессуар», которым он считает сопряжённое с ним головное устройство. Конечно, это не очень удобно, как-никак коррекция АЧХ под наушники это одно, а под салон авто с его акустикой — совсем другое. Получается, что, когда вы гуляете (или бегаете) с плеером, эквалайзер надо включать, а перед тем, как подключить айпод к головному устройству — выключать. Отрадно, что, как выяснилось, кое-кто из разработчиков «аксессуаров» позаботился о более простой и логичной последовательности поступков.
Немного о методике измерения параметров «iPod-проигрывателя». Для замера характеристик любого плеера нужен измерительный «диск» — CD, MD, DVD, да хоть винил. Слово «диск» я взял в кавычки, хотя мог бы этого не делать, как не делает стоящий передо мной компьютер: торчащую из него карту памяти SD он называет «Съемный диск E:». В нашем случае содержимое измерительных CD с использованием программы iTunes переместилось в плеер. Формат записи WAV как наиболее (предположительно) точный. А дальше процесс измерения iPod-ресивера отличается от аналогичной процедуры с участием CD-ресивера только тем, что не требуется менять диски, достаточно перейти к другому альбому (Album). За что, собственно, и боролись, не так ли?
Пора уже, наверное, перейти к «обязательной программе» — перечислению тех особенностей работы головных устройств, которые на самом деле являются не особенностями, а «общностями» и потому могут быть оговорены лишь однажды.
Историки техники грядущих поколений будут слагать саги о красивом обычае начала XXI века: совмещать в одном устройстве самые современные методы хранения и администрирования медиаданных с технологией радиоприёма, патент на которую был выписан в конце века XIX-го. Мы же с беспристрастностью истинных летописцев заметим: АМ-тюнер есть у всех и по умолчанию располагает двумя банками памяти — для диапазонов длинных и средних волн по отдельности. Более свежее изобретение, ЧМ-тюнер с тремя банками памяти при работе в RDS, обеспечивает синхронизацию часов по коду CT, поиск вещателей по любому из 29 типов программ (PTY) и ожидание одного из них, News. «iPod-проигрыватель» отрабатывает два дополнительных режима воспроизведения, повтор и воспроизведение файлов в случайной последовательности. Читаются файлы аудио в формате WAV, mp3, AAC, а также файлы фирменного формата Apple Lossless. Если аппарат готов работать с файлами видео, то считываются файлы MPEG4, в том числе и в его патентованной модификации H264 — с расширениями .m4v, mp4, .mov. Файлы DivX (расширения .avi и .divx) не воспроизводятся, они должны быть предварительно «пересчитаны» в формат, который принимает программа iTunes. Навигация по файловой системе продиктована возможностями айпода, хотя в разных головных устройствах та же процедура реализуется с помощью различного графического интерфейса. Если аппарат «видит» и файлы видео, то вам предлагается для начала выбрать между аудио и видео. (Если устройство чисто звуковое, этот пункт оно, естественно, пропускает.) Выбрали видео — вам предлагается определиться между фильмами, роликами и фотографиями. Выбрали аудио — дальше сделать выбор между плейлистами, исполнителями, композиторами, альбомами и жанрами. От списка плейлистов или альбомов вы сразу переходите к списку песен, а если вы выбрали исполнителя, композитора либо жанр, надо будет ещё разобраться с альбомом. Да, если пользуетесь платными ресурсами по распространению аудио- и видеопрограмм, возникает ещё один (как минимум) параметр поиска — подкаст (Podcast). Считаем, что линейных выходов три пары и предусмотрен вход Aux (аудио). Абсолютная полярность выхода соблюдается (если, конечно, не сказано иного). Выходной цифровой фильтр относится к КИХ-типу.
МЁД & ДЁГОТЬ
По итоговой оценке обошли остальных двое: Sony и Pioneer. Проще всего включить «правило звука»: из двоих участников преимущество следует отдавать тому, у которого интереснее звучание, в данном случае — Sony. Однако что хорошо для акустики, не всегда идеально подходит для головных устройств, поскольку тут различия в звучании значительно тоньше. Если бы у нас были дробные оценки, мы бы могли оценить разницу в звуке между аппаратами Sony и Pioneer, скажем, в 0,75 балла, и тогда в победители вышел бы Pioneer. Да, Sony, как процессорный аппарат, имеет более широкие возможности настройки. Но на стороне Pioneer транскодер BT. Второе гнездо USB (у Sony) Pioneer парирует слотом SD. Но отсутствие линейного входа Sony компенсировать нечем. Так что по справедливости звание «Лидера» получает Pioneer, а Sony становится «Фаворитом».