измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Excelsior
Претензии к заголовку на иностранном не принимаю. Его я заимствовал у стихотворения Генри Лонгфелло в русском переводе, где он оставлен таким же.
А вот теперь переведу. Самый верный по сути перевод — «вперёд и выше». В июньском номере 2010 года у нас в тесте побывал усилитель с почти таким же названием, Matrix X4, и почти такой же внешности. Та публикация (моя же) была озаглавлена «Дойти до цели», аналогию здесь усмотреть нетрудно, как нетрудно заметить и сходство X4 и MX4. Ясно, что сравнений с уже знакомым нам X4 избежать не удастся, интереснее найти ответы на вопросы «вперёд ли?» и «выше ли?».
Самое простое — понять второй вопрос буквально, по-бухгалтерски. Тогда и ответ будет простым: да, выше. На 5 миллиметров. А шире и длиннее на 30. При почти идентичных формах MX4 немного крупнее, нежели X4, хотя и тот отличался солидным телосложением. Сразу возникает предположение, что изменилась выходная мощность, хотя она и была будь здоров. Потом увидим, что такое предположение спарведливо лишь отчасти. В чём тогда «вперёд»?
Ну, для начала чуть назад. У MX4 исчезли балансные входы, которые были у X4. И ровно на их месте появился блок цифровых оптических входов Toslink с отдельными входами для каждой пары каналов. Для усилителя, необсуждаемо относящегося к категории High End, решение представляется куда более оправданным, чем аналоговые балансные входы, они уже всё-таки атрибут прошлого века. На рынке есть «головы» с управляемым цифровым выходом, которые, кстати, тоже относятся к категории High End, есть и процессоры с такими выходами, и мы их знаем.
Интересно, что переключателя выбора входов в усилителе нет, тут всё устроено изящнее: как только на оптическом входе обнаруживается красный свет (от световода), аналоговые входы блокируются. При этом сохраняется возможность в одной паре каналов задействовать «цифру», а в другой оставить активным аналоговый вход.
Усилители модели X4 комплектуются фирменным внешним предохранителем на 130 А, здесь же батарея предохранителей установлена внутри, суммарный номинал 150 А.
В аналоговой части тракта заметных различий обнаружить не удалось, поэтому, по идее, можно было бы адресовать вас к «Дойти до цели» 2010 года. Однако повторю в общих чертах то, что было сказано полтора года назад, а оттуда уже пойдём вперёд. И выше.
Одним из приоритетов при разработке новой «Матрицы» оставалось обеспечение короткого звукового тракта, отсюда — никаких фильтров, усилитель в формате чистой идеи. Чистая идея построена на высококачественных компонентах, преимущественно произведённых в Германии. Все критические номиналы отобраны вручную, транзисторы тоже подобраны индивидуально по ряду параметров. Выходных транзисторов столько же, сколько и в модели X4, то есть по восемь штук в канале — если помните, в материале, посвящённом той модели, я писал, что их вдвое больше, чем было бы необходимо исходя из формальных ограничений по теплу и току.
Каждая пара каналов питается от своего источника. Трансформаторов не два, а четыре. Остаётся лишь гадать, как распределяются между ними обязанности, но сейчас я склоняюсь к тому, что именно благодаря такой особенности переключается напряжение питания в зависимости выбранного импеданса нагрузки. Если предположить, что в каждом из них по две обмотки, то как раз и получится три напряжения питания при одной и той же мощности источника. ЦАП питается от собственного стабилизатора, что, впрочем, естественно.
Мощность усилителя по документам (как и у X4) мало зависит от импеданса нагрузки, точно так же, как и у предыдущей модели, импеданс нагрузки переключается вручную независимо для каждой пары каналов. Возможна работа на 4, 2 или 1 Ом, естественно, что при мостовом включении пары каналов надо в настройке выбирать импеданс вдвое выше.
Кроме чёрного цвета корпуса «Матрицы» могут иметь оформление «серебро», «нержавеющая сталь» или «хром». Зажимы питания принимают кабель до 12 мм в диаметре, то есть больше, чем 100 квадратов (в наставлении по-прежнему сказано: до 50 мм2). Максимальный диаметр акустического кабеля чуть меньше 4 мм, это не рекорд, особенно с учётом вероятного варианта использования с сабвуфером, однако приемлемо. Регулятор чувствительности у каждого канала персональный, что вполне объяснимо: усилитель каждого канала — это самостоятельное изделие, которое тестируется отдельно и имеет собственный серийный номер. Помимо обычного режима (Stereo) в каждой паре каналов предусмотрен ещё мостовой с суммированием сигналов, поступающих на входы A/B и/или C/D (Stereo Bridged). Есть ещё режим Mono Bridged, когда работают только входы A и C. Эти режимы предназначены для сабвуфера, по мне, для раскачки басов можно найти усилитель попроще, но у разработчиков, как я понимаю, были свои соображения.
Начальный прогрев усилителя проводили с особой тщательностью и с использованием тех же тестовых дисков (существует поверье, что на чём аппарат разогревается, так он и потом и звучит). Вот, кстати, их перечень.
1. «1492», Conquest of Paradise. Music from the original soundtrack. Gema, 1992.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
В исходной схеме включения от предварительного усилителя Bryston B100-SST к MX4 задействованы максимально нейтральные кабели из посеребрённой бескислородной меди и низкой распределённой ёмкостью.
Начнём с обязательной программы, диск [4]. Звук застегиваемой молнии (десятый трек) не отличается избытком резкости, хотя динамики и, я бы сказал, артистизма в достатке. Японский барабан (следующий трек) на редкость подробен, создаётся ощущение, что он подрос против своего обычного (и так немалого) размера. Церковный колокол передаётся с внушительной (но не пугающей) динамикой и почти осязаемыми послеударными фантомами. Разрывы фейерверка даже в максимальном темпе не сливаются воедино, такое встречается очень редко.
Идём дальше. Хлопки во вступлении к первому треку диска [3] чёткие, бас мощный и при этом ясный. Как показалось, голос певца едва заметно упрощается, ему недостаёт теплоты на нижней середине. На десятом треке того же диска послеударный звон струн акустической гитары несколько сглажен, что, впрочем, лишь повышает комфортность восприятия. Диск [2], конечно, «Money». Старая аналоговая запись передаётся очень тщательно и аккуратно, уверенный драйв басов, точная динамика барабанов. Разве что создаётся ощущение, что вокалист слегка дистанцируется от слушателей, тогда как бас-гитара выходит на первый план. Пробуем взять межблочные кабели поярче, у них в точности та же структура, но в центральной жиле серебро. Удивительно, но бас подобрался, такая отзывчивость усилителя на кабели открывает широкие возможности настройки. Ударная медь, конечно, стала звонче, но вот в позвякивании монеток стало отчётливо слышно, что это всего лишь tape effects и ничего более. То есть кабель, который дополнительно подчёркивает детали, усилителю со столь высокой детальностью может оказать и медвежью услугу. Впрочем, предпочтения могут быть разные, многое и от акустики зависит, но мы вернулись к исходным кабелям, которые дают более объёмистый бас, а некоторый недостаток звонкости меди компенсируется точностью её ударной фактуры.
Диск [1], второй трек. Звуковая сцена крупная и всеобъёмлющая, далёкие позвякивания кажутся отдалёнными ещё больше, на грань горизонта. Усилитель как бы вносит своё видение, акцентируя наше внимание на тех деталях музыкального материала, которые он считает важнейшими. Французская акапелла, диск [5], четвёртый трек. Звучание детальное, подробное. Эшелонирование сцены на высоте или даже в избытке, в том плане, что вокалисты как бы приблизились к слушателям. Впрочем, очень может быть, что в нашем «концертном зале», где, как известно, полной тишины и не бывает, такая подача является оптимальной.
- Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 282/318
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 16
Аналоговый вход
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,0041/0,0026
- Входная чувствительность, В 1,009,7
- Отношение сигнал/шум, дБА 97
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 58,5/70
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13 — 29600
Цифровой вход
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,1/-0,6
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом), % 0,0040
- Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
- Динамический диапазон (EIA/EIAJ), дБ 103
- Линейность ЦАП, (0(-70 дБ)), дБ +0/-0,7
- Ток холостого хода, А 8,5
- Габариты, мм 360 х 360 х 79
Ток покоя здесь даже немного выше, чем у X4, но он стабилен, и выше 9 А при испытаниях не поднимался. А выходная мощность здесь, действительно, выше, но не сильно, процентов на десять. Судя по всему, режимы источника питания подверглись дальнейшей оптимизации. Теперь вспоминается, что при тестировании X4 у нас были определённые проблемы с системой защиты, нам даже не удалось подать на усилитель меандр 20 кГц. В MX4 защита столь же интеллектуальная, однако срабатывала она у нас лишь при коммутации входов и выходов. Переходное затухание между каналами из разных пар теперь существенно выше, между «своими» каналами, наоборот, ниже. Нелинейные искажения и были-то низкими, а при движении вперёд стали… ещё ниже. Лютая максимальная мощность MX4 в большинстве жизненных ситуаций останется невостребованной, но побочным её продуктом явилась куда более важная для хай-энда характеристика — исчезающе малые искажения на обычных мощностях.
При измерении показателей по цифровому входу Matrix MX4 выступал фактически как ЦАП с мощным выходом. Естественно, форма АЧХ изменилась мало, на басах спад на низах чуть меньше, на верхах — чуть больше, то и другое легко объяснимо. Трудно объяснить, почему подрос уровень шумов, впрочем, и в этом варианте он критики не заслуживает. Очень интересная картина получилась с линейностью. От 0 до -60 дБ ЦАП имеет обычную амплитудную характеристику +0/-0,3 дБ, а -70 дБ (1 кГц) воспроизводятся как -70,7 дБ, -80 как -89 дБ. Дальше мерить нет смысла, уже понятно: всё, что ниже 80 дБ, ЦАП попросту убирает (как нынче говорят, «грохает»), насколько мне известно, это особенность одной из популярных в стационарной технике микросхем ЦАП. Кстати, полярность выхода обратная, так что при работе по «цифре» я бы советовал подключать акустику в «реверсе», при прослушивании отличить «правильную» абсолютную фазу от «неправильной» не составляло никакого труда, кто бы что ни говорил.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель
- КТО
- Brax Matrix MX4
- ПОЧЕМ
- 120000 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Цифровой вход
- Весьма серьёзная мощность
- Исчезающе малые искажения
- Может работать на 1 Ом
- ЭТО — МИНУС
- Полное отсутствие фильтров
- Слишком интеллектуальная защита
- Ограниченный частотный диапазон
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Excelsior