измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ
Его мы приведём в предельном упрощении. Не станете же вы проверять по «Началам» Евклида в реконструкции Йохана Гейберга, что вам, делать больше нечего?
Там про то, как предсказать, пересекутся две прямые хоть когда-нибудь или так и будут бежать параллельно. Прилагая пятый постулат к участникам этого теста, мы склонны заключить: образуемые ими линии, скорее всего, пересекаться не будут, вместо этого где-то на обозримой части плоскости они оборвутся, нарушая все наши представления о повадках прямых, и уступят бесконечные просторы другим прямым, что уже некоторое время резво бегут неподалёку.
Velas VC-F126 | Sony CDX-GT267ME | Prology MCA-1050U | Kenwood KDC-3054URY | Philips CEM2000/51 | JVC KD-R427EE | Pioneer DEH-4300UB
Лишь раз в году мы тестируем CD-ресиверы в ценовом диапазоне, который ограничен только сверху, снизу ему дно не приделали, как знаменитым закромам Родины. Конечно же, нам известно, что на этот ценовой сектор приходится наибольший объём продаж среди звуковых головных устройств. Раньше можно было обойтись и без определения «звуковых», однако в нынешние времена быстро растут продажи AV-«голов», это одна из тех прямых, что бегут, как мы уже заметили, рядом с CD-ресиверами. Здесь тоже наибольший прирост приходится на нижнюю ценовую группу, но об этом уже было сказано в подобающем контексте и ещё будет, за AV-сегмент можно не беспокоиться.
За технику стартовой ценовой категории потребитель голосует кошельком. А борьба за голоса, когда каждый из них — кошелёк, лишь обостряется. В неё включаются все, кто только может, бывает, что кто и не очень может — тоже включается.
Стратегия этой борьбы как раз и образует линии, по всем признакам — параллельные, хватит ли у них длины, чтобы это доказать — сомнительно. Первая линия отражает позицию грандов отрасли: наиболее доступные головные устройства должны различаться лишь функциональной простотой, но не техническим уровнем. В результате на свет появляются аппараты, скажем, без гнезда USB, без диммера и даже — о ужас! — с единственным, оговоренным в индексе модели, цветом кнопок. Регулировки звука тут самые простые, но, как выясняется, и по уровню исполнения и, что ещё более занятно, по звучанию такие «головы» могут конкурировать с куда более продвинутыми «родственниками».
Вторую линию прочерчивают головные устройства производителей второго эшелона, они берут числом, а не умением. Здесь будет полный комплект выходов (в том числе и выходы на сабвуфер), равно как и входов (возможно даже, включая слот карты SD). Однако комплектующие берутся попроще, это, в частности, можно заметить по характеристикам усилителя мощности. Разумеется, нам известно, что к показателям интегрального усилителя мощности предъявляются не самые высокие требования. Но когда ограничение выходного сигнала начинается при мощности 13 — 14 Вт, а величина КНИ достигает значения 1% уже на уровне 3 — 5 Вт, это, согласитесь, не XXI век. Возможно, XXII, не приведи создатель дожить…
Нечто похожее происходит с блоком CD-проигрывателя. Неспроста мы приводим длительность начального считывания — если между окончанием загрузки диска и началом воспроизведения проходит больше 10 с, это говорит о том, что возможности процессора ограничены либо о том, что на него «повесили» слишком много обязанностей (второе больше характерно для AV-«голов»). Не говоря о том, что пользоваться таким плеером попросту неудобно. И вообще, пока мы измеряем технические характеристики тюнера и дискового проигрывателя, шансов на победу у головных устройств, выполненных в соответствии со второй генеральной прямой, немного.
Всегда находятся «лирики», которые утверждают: да и не надо мерить эти самые характеристики, всё равно они на качество звука не влияют. Наверное, до каких-то пределов и не влияют. Скажем, я не решусь утверждать, что аппарат, у которого относительный уровень шума -95 дБА, звучит лучше, чем тот, у которого шумы имеют уровень -91 дБА. Но если уровень шума -76 дБА, это, скорее всего, значит, что в тракт лезут щелчки от коммутатора двигателя, и это уже в обязательном порядке скажется на звучании, а разработчику это было глубоко фиолетово. Обратите внимание, мы никогда не оцениваем параметры сами по себе, а лишь засчитываем (в минус) те случаи, когда значение того или иного показателя негативно характеризует отношение разработчика к конечному продукту.
Столько раз было уже писано об уровне шумов ЧМ-тюнера, что в последнее время нам и самим надоело. Шумы таковы, каковы микросхемы, и раз иных не предвидится, что толку бить в набат и посыпать голову пеплом? Но, похоже, здесь теперь тоже не всё так примитивно. Вот в этот раз один из участников установил очередной антирекорд по этому параметру, уровень шума был зафиксирован на отметке -52,5 дБА («Техника XXII столетия — уже сегодня!»). Одновременно сразу трое продемонстрировали уровень шумов, характерный для ЧМ-тюнеров золотого века аналоговой техники: -71 или -72 дБА. Либо повезло нам, либо повезло всем, и на рынке наконец объявилась ИС, при разработке которой вопросам ограничения шумов было уделено должное внимание.
Думаю, вы не рассчитывали, что у CD-ресиверов появятся какие-то новые функции. Скажем, они вдруг овладели каким-то неведомым и невиданным форматом «компрессии». И правильно, ничего такого не произошло — спасибо, что старые форматы не забыли. Хотя, с другой стороны, нынче аппараты самых скромных «фамилий» читают тэги mp3, и производитель не пишет об этом аршинными буквами на упаковке. А вот CD-текст читают всё-таки не все, в число «отказников» неожиданно вошёл участник с «фамилией» вполне европейской. Трактуем это как особенность текущего момента: функциям, связанным с воспроизведением «компрессии», уделяется больше внимания, нежели чтению старинного формата CD, и по этому показателю проходит своего рода водораздел между грандами и всеми прочими: первые (как правило) читают CD-текст, Вторые (как правило же) — нет.
Есть и ещё одна функциональная особенность с глубокими психологическими корнями. После выгрузки диска аппараты, разработанные фирмами первого эшелона, могут либо отключиться, либо вывесить надпись «No disc». Моральный императив производителей, встретивших появление CD в расцвете сил, говорит: выгрузил этот диск — загружай следующий. А что ещё?
Те же, кто появился на свет (как бренд), когда в расцвете был CD, незамедлительно переключаются либо на тюнер, либо на Aux, если этот источник был включён последним. Как бы намекая: поиграл с антиквариатом — и будет, давай делом займёмся…
По поводу характеристик входа Aux комментариев обычно бывает мало, поскольку и характеристик немного — мы измеряем только ширину полосы. Тут всё просто: понизу должно быть не выше 20 Гц (по уровню -1 дБ), поверху, как правило, не ниже 30 кГц. Я сказал «как правило», поскольку тут имеет значение, разумеется, не то, передаются ли по линейному входу 30 кГц, а то, какова величина спада на 18 кГц. Для аналогового тракта спад 1 дБ на 30 кГц (или выше) означает, что 18 кГц будут воспроизводиться со спадом менее 0,5 дБ (скажем, 0,4 дБ). Но если входной сигнал претерпевает оцифровку (в дешёвых «головах» такого пока не бывает), то ширина полосы тут не шире 22 кГц, выше она обрезается как ножом, при этом на 18 кГц спад может быть минимальным, на этот случай «правило 30 кГц» не распространяется. Так что недостаточная ширина полосы поверху чаще встречается как раз у аналоговых аппаратов. Как ни удивительно, есть и другая крайность — когда ширина полосы составляет сотни килогерц, порой достигая и мегагерца. В этом случае гнездо Aux успешно ловит станции диапазона ДВ, и невзвешенный относительный уровень помех может достигать -10 дБ. Да, конечно, вероятнее всего, высокочастотная помеха «умрёт» на входе усилителя, но стоит ли её тащить в тракт, чтобы убить где-то там, внутри, если цена вопроса — простейший RC-фильтр на входе?
Прежде чем перейти к самой скучной, но необходимой части — перечислению умолчаний, напомню, что оценки параметров оснащённости и качества звука имеют хождение лишь в пределах данной группы, нетрудно понять, что «норма» оснащённости в каждой ценовой группе своя. Что же касается звука, то тут не так однозначно, «норма» верности звучания, в общем-то, одна и та же. Тем не менее с минимальной вероятностью погрешить против истины можно сказать, что «головы» высшей ценовой категории, заслуживающие повышенной оценки 9 по этому показателю, звучат несколько породистее своих менее продвинутых «коллег» (таких, как сегодня), получивших столь же высокую оценку (в своей группе). Но при этом я не решусь утверждать, что эти последние не переиграют более довольно дорогие «головы», получившие 8 баллов за звук. Вот такие мы теперь политкорректные, но, надеюсь, вы меня поняли.
Ну а теперь пришла пора перечислить те особенности CD-ресиверов, которые будут подразумеваться неявным образом. Идём по хронологии (от Николы Теслы к Биллу Гейтсу). АМ-тюнер располагает одним банком пресетов и ловит станции как на длинных, так и на средних волнах. ЧМ-тюнер работает в диапазоне CCIR (87,5 — 108 МГц). В RDS осуществляется поиск по любому из 29 типов программ (PTY), задействуется режим ожидания по News, а часы синхронизируются по коду CT. В дисковом проигрывателе реализованы три сервисных функции (включение диском, выгрузка без включения и «спрятать диск»). Из дополнительных режимов по «стандарту» присутствуют два, сканирование нынче не в моде. Читаются записи в форматах mp3/WMA, если будут замечены какие-то бонусы, об этом объявим дополнительно (в данном ценовом диапазоне таковые являются редкостью). Считаем, что плеер обучен чтению CD-текста и тэгов, однако на кириллице тэги не читаются. В ЦАПе работает цифровой фильтр КИХ-типа, абсолютная полярность выхода соблюдена. Разумеется, есть гнездо USB и вход Aux — куда без них в наше время? С накопителя USB считываются те же два формата компрессированного аудио и более ничего. Аппарат оснащён одной парой выходов, думается, в данной ценовой группе это норма. Теперь — вперёд, вдоль евклидовых прямых…
МЁД & ДЁГОТЬ
Не первый год мы наблюдаем за матчами грандов и «молодых драконов» на поле молодых, то есть в стартовой ценовой категории, в закономерном ожидании прорыва. Окончание 2011 года прорывом не ознаменовалось, по-прежнему молодые выигрывают в оснащённости, по-прежнему проигрывают в качестве реализации традиционных составляющих. По итогам этого теста «в чартах» собрались исключительно гранды. Лучше всего реализовать концепцию недорогого и качественного CD-ресивера удалось «Пионеру», за что ему звание «Лидера», близко к нему подошёл Sony, а это значит — «Фаворит», «Рекомендацию» получает Kenwood. Молодые участники теста хорошо оснащены, но некоторые показатели заставляют нас попросить их во время раздачи призов покурить в сторонке. Ожидание прорыва продолжается…