ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Надо же, как бежит время. Кажется, такой тест был совсем недавно, неужели год прошёл?
Время бежит ещё быстрее, чем кажется. С предыдущего теста двухканальных усилителей сходного технического уровня (и сопоставимой цены) прошёл не год, а всего полгода. А дело в том, что двухканальных усилителей (и ещё басовых моноблоков) становится всё больше, всех прочих — меньше. Надо как-то реагировать…
Magnat Edition 220 | Pioneer GM-3500T | Phantom PSA 2.200 | MB Quart FX 2.60 | Kicx AR 2.120 | Ivolga SH 50.2 | Memphis SR 2.150 | ESX SE260 | Ground Zero GZTA 2155X | Kicker DX 125.2
А поскольку предыдущий, точнее, даже два предыдущих теста двухканальных усилителей не так далеко погребены в онлайн-архиве, нетрудно обнаружить: во вступлении к ним были сказаны все подобающие случаю слова о функциях и оснащении такого рода изделий. В этот раз поговорим о технических характеристиках усилителей и о том, какими соображениями мы руководствуемся при их оценке. С чего надо начать? Конечно, с мощности.
Половина участников нынешнего теста показала выходную мощность менее 60 Вт (4 Ом). И, по-видимому, появление изрядного количества не слишком мощных усилителей закономерно. Коль скоро растёт число басовых моноблоков, то пропадает смысл использовать для этих нужд широкополосные усилители, а значит, и сабвуферная мощность им уже не нужна. Помимо того, не убывает (по меньшей мере) число таких покупателей, которые в первую очередь смотрят на цену и лишь потом (и если останется время) — на технические характеристики. (Я их и осуждать не могу, поскольку как нынче пишутся так называемые спецификации, в курсе.) Но в любом случае производителям аудиотехники, однажды вступившим в гонку за снижение цен, сойти с дистанции уже не удаётся. Один из способов «сбить» производственные затраты — сэкономить на выходных транзисторах, что немедленно и неизбежно накладывает ограничения на мощность. Внутри нынешних наименее накачанных усилителей запросто могут оказаться выходные транзисторы в корпусах TO-220, тогда как до последнего времени считалось, что опускаться ниже TO-3P недостойно солидного производителя, хотя, разумеется, нельзя забывать: номенклатура этого теста, как правило, образуется из наиболее доступных аппаратов в серии.
Допустим. И всё же, мощность, скажем, 52 Вт — это что? В смысле: мало или нормально? Мы не раз говорили, что внешний усилитель даже скромной мощности — большой шаг вперёд в обустройстве системы в сравнении с усилителями головного устройства. И отказываться от своих слов не в наших правилах. Давайте считать. У усилителя «головы» мощность на выходе в лучшем случае 20 Вт. Соревнования в надписях вроде «4 x 50 W» — «4 x 55 W» — «4 x 60 W» рассчитаны на лохов серебристых, педальных и упоительных соответственно, по классификации К.А. Собчак.
Вот факты из другой области знаний: разницу в громкости, составляющую 1 — 1,5 дБ, мы можем почувствовать при определённых, весьма благоприятных для проведения опыта и маловероятных в реальной жизни, условиях. Лишь достигая 3 дБ, эта разница становится несомненной и весомой. 3 дБ по уровню звукового давления означает удвоение мощности, подведённой к той же самой акустике. Итак, чтобы выигрыш от использования внешнего усилителя мощности (пока — исключительно в форме повышения максимальной неискажённой громкости) не вызывал сомнения, у него должно быть хотя бы 40 Вт на выходе. Ниже 40 Вт — это как бы не совсем усилитель, даже при наличии всей атрибутики. По счастью, ни один участник не опустился ниже этой планки, хотя двое-трое оказались к ней довольно близко. Но всё же 50 — 55 Вт — это маловато, поскольку возможности фронтальной акустики вы полностью использовать не сумеете. Даже на несложной музыке (пик-фактор около 3) при пиковой мощности 100 Вт средняя мощность, поступающая на фронты, составит лишь 30 Вт. А попытка сделать погромче приведёт к ограничению сигнала, росту высших гармоник, которые незамедлительно оскорбят слух, а вскоре, добравшись до пищалки, надругаются над матчастью. Ибо сказано: мощный усилитель — угроза мидбасу, слабый — угроза твитеру.
Уважительное и даже трепетное отношение к показателю КНИ (коэффициента нелинейных искажений) — в значительной мере дань прошлым временам, когда с этим коэффициентом вела кровопролитную борьбу вся передовая звуковая общественность. В конце концов КНИ удалось отогнать за безопасные рубежи, попутно растеряв музыкальность, и, разумеется, нашлись пророки, провозгласившие тезис о том, что нелинейности и музыкальность никак не связаны. Может быть, я с этим и соглашусь, но отчасти и с многочисленными оговорками. Потому хотя бы, что понятие музыкальности слишком эфемерно и субъективно. Но я точно знаю, что величина КНИ связана с точностью звукопередачи, с её ростом звучание становится мутным. А теперь представьте себе такое сочетание: «звучание мутное, но музыкальное»… Представили? Чудесно. Мне вот не удаётся. Лично я могу сосредоточиться на музыкальности, лишь когда огрехи тракта не мешают. А раз так и учитывая тот факт, что электронные схемы по природе своей (вернее, по природе обратной связи, но не суть) менее подвержены нелинейностям, нежели динамики, логично потребовать, чтобы вносимые ими искажения были несущественными по сравнению с нелинейностью громкоговорителя. Есть головки, которые на средних частотах и при умеренной громкости имеют КНИ около 0,2%. Немного, но есть, и нам попадались. Показатели в районе 0,3% (на 150 — 1500 Гц) встречаются уже не так и редко. Чтобы вклад усилителя в общую нелинейность оказался незаметным, его КНИ должен быть хотя бы на 10 дБ (то есть примерно в 3 раза) меньше. Исходя из этого, потребуем, чтобы значение КНИ усилителя на частоте 1 кГц не достигало 0,1%.
Кто-то скажет, что определять качество усилителя, опираясь на жёсткое деление по принципу «белый — чёрный» бессмысленно и непродуктивно. Ну, если бы мы взяли только КНИ и по результатам измерений разделили всех участников на «плохих» и «хороших», это было бы действительно странно. Но мы точно так же определяем уровень шумов, переходное затухание и ширину АЧХ, и по каждому из этих показателей у нас тоже есть соответствующее граничное значение. За каждое нарушение участник получает штрафные очки, в результате оценка в графе «Технические характеристики» достаточно (на наш взгляд) объективно характеризует технический уровень разработки.
Предвижу возражения. Типа — не проще ли было бы прослушать каждого из участников и вынести свой вердикт? Отвечаю: технически — намного проще. Будь моя воля (как гражданина, ведомого по жизни благодатным чувством лени), я бы только так и делал. Провода на вход — тынц, на выход — блямс, полдюжины сидюков, знакомых «до прожилок» — и вот он, вердикт столь же решительный, сколь и малоинформативный.
Ведь как было уже не раз сказано, сам по себе усилитель не звучит никак, за исключением тех случаев, когда у него плохо закреплены дроссели или трансформаторы. Звучит он только в связке с акустикой, источником и кабелями. На практике для большинства усилителей можно подобрать такое сочетание акустики и кабеля, которое проявит его сильные стороны и/или затенит слабые. А стереотипный подход ко всем усилителям может привести к получению недостоверных результатов. И потом, при оценке музыкальности усилителей (и не только их, но сейчас это не важно) существуют разные приоритеты. Я, например, считаю, что важнее всего динамика и чёткость образов первого плана, а кто-то уверен, что однородность эшелонирования и глубина сцены важнее. И наконец, у меня нет никаких оснований считать, что разработчики техники невысокой ценовой категории оперировали такими понятиями, им бы с «техникой» справиться, не выходя за ценовые рамки. Так что давайте результаты их деятельности оценивать тоже с технических позиций.
Теперь для полноты изложения перечислим те значения технических показателей, которые мы считаем границей нормы и вам предлагаем считать. По большей части — без развёрнутого обоснования, мы с вами знакомы достаточно давно, чтобы можно было рассчитывать на некоторую долю доверия. Норма отношения сигнал/шум — 90 дБА. Напоминаю, по нормам международного права здесь применяется взвешенная шкала (типа «А»). Норма переходного затухания — 60 дБ (1 кГц). Ширина частотного диапазона поверху — 30000 Гц. Вот тут, пожалуй, без обоснования не обойтись. Эта граница выбрана из тех же соображений, что и пороговое значение КНИ — чтобы сделать влияние усилителя незаметным. Когда верхняя частотная граница (по уровню -1 дБ) составляет 30 кГц или больше, спад АЧХ на 18 кГц окажется меньше 0,5дБ, то есть будет практически незаметен. Что же касается нижней границы, то с этим ещё сложнее. Мы с вами знаем, что в автомобиле удаётся без особых проблем воспроизвести басы вплоть до инфразвуковой области. А то, что эти частоты иногда реально присутствуют в записи, знают не все. Лично я наблюдал на анализаторе спектра в записи басового барабана составляющие частотой 7 Гц с изрядным уровнем -(10 — 12) дБ. Так что, в принципе, чем ниже эта граница, тем лучше, хотя мы пока не готовы к тому, чтобы применять штрафные санкции к тем участникам, у которых нижняя граница выше, скажем, 10 Гц. С чувствительностью всё просто, при минимальном усилении она не должна быть менее 4,0 В, иначе при работе с «головами», имеющими высокий уровень выхода, могут быть проблемы. Величину скорости нарастания мы определяем не в «чистом» виде, на выходе собственно усилителя, а на выходных клеммах, как правило, с выходом усилителя они соединены через фазосдвигающую индуктивность, которая скорость нарастания уменьшает. По этой причине мы не считаем возможным выставлять штрафные очки за низкую скорость нарастания, но замечу: когда этот параметр ниже 4 В/мкс, индуктивность здесь ни при чём, это сам усилитель такой «тормозной».
Если не всё, то многое из того, что мы проходили раньше, удалось сегодня повторить. Пора переходить к тесту, который тоже можно в какой-то мере считать повторением пройденного. Надо лишь быстренько пробежать по умолчаниям, которые на этот раз помещаются в трёх фразах. Вот они. Все усилители работают с нагрузкой 4 или 2 Ом. Линейные выходы, если они есть, являются прямыми (то есть соединены с входами напрямую методом пайки), дистанционный регулятор (опять же, если есть) управляет усилением, а не формой АЧХ и работает только с включённым фильтром НЧ. Басовый регулятор (это уже который влияет на АЧХ, буст, короче) работает независимо от выбранных фильтров.
МЁД & ДЁГОТЬ
Думаю, что если бы мы забыли поставить в вёрстке значки наград (надеюсь, на самом деле дизайнеры не забудут), вы бы и сами смогли определить призёров. Звание «Лидера» уверенно получает Phantom, титул «Фаворита» — Ground Zero, троих участников мы берёмся рекомендовать просвещённой публике, это Kicx, Ivolga и ESX. Ground Zero уступил победителю по мощности, зато он — единственный в группе, кто заслужил высокую оценку за качество реализации фильтров, это всегда было и, как мы увидели, остаётся, слабым звеном в бюджетных усилителях. Сильная сторона «Кикса» — его мощность. Ivolga с её уровнем оснащённости очевидно выбивается из общей картины и могла бы претендовать на большее, будь у неё ватт побольше. С учётом этого имеет прямой смысл обратить внимание на старшую «птицу» из той же серии. ESX проигрывает по качеству фильтров, в остальном аппарат хоть куда.