РОВНО ПОЛУСУТОК
Привычки облегчают жизнь, позволяя думать о чём-то ином. Например: перемещаясь из одного часового пояса в другой, надо в какой-то момент перевести стрелки на часах.
Правильный момент, на мой взгляд, — выход из контролируемого воздушного пространства, это 10000 футов, или 3 километра с небольшими копейками. Когда-то в этот момент в самолётах некоторых авиакомпаний гасло табло со звериным требованием воздержаться от курения. Теперь табло включено на постоянку, мир не становится добрее к своим жителям, не ко всем, во всяком случае. Но личный альтимтер и теперь не нужен, теперь в самолётах некоторых (уже других) компаний на этой высоте включается Wi-Fi на весь оставшийся до начала снижения полёт.
В этом полёте мускульная сила, необходимая для перевода стрелок, оказалась невостребованной. Спасибо великому за наше счастливое, страну вылета заклинило на летнем времени, так что когда в Лас-Вегасе то, что изображено на снимке в заставке, а в Москве утро всех поголовно встречает прохладой, положение стрелок на аналоговом циферблате совершенно одинаково. Всё, как предсказывает теория для разницы во времени 12 часов.
На выставке CES в Лас-Вегасе я не был давно (если 10 лет это давно), и стало крайне любопытно, что изменилось. То есть, разумеется, мы живём не на Альфа Центавра, куда сигнал Интернета долетает за четыре года, но на выставке, особенно претендующей на звание главной по всем видам бытовой электроники, объекты и субъекты нашего интереса собираются вместе и от этого оказываются выстроенными по определённо существующему, но не всегда очевидному ранжиру.
Уже первый, беглый осмотр места происшествия показал: изменилось не многое. Изменилось практически всё. Вот попытка классификации участников, собравшихся на площадях, помеченных баннерами Automotive Electronics. Первая, довольно большая и составленная из знаменитых имён, группа объединена условным лозунгом «ничего не происходит». Это не означает, что они ничего не делают, они делают, как будто всё идёт по-прежнему. Как будто главное, чего от них ждёт просвещённый потребитель — новые «магнитолы с диском» и, кто бы мог подумать, с USB. Справедливости ради заметим, что и эта группа не загорожена от ветра перемен, просто на фоне некоторых других объектов и субъектов, до которых дойдём, это впечатляет меньше, чем в былые годы, когда курение в самолёте заменяло Wi-Fi.
Вот имена, с которыми неразрывно связано словосочетание «головное устройство». В случайном порядке, сами рассортируйте, как вам больше нравится. Clarion пусть не в бешеном темпе, но продолжает линию бездисковых ресиверов, в Америке их популярность должна быть заметно выше, чем в Европе, и вот почему. Присмотритесь, на лицевой панели почти каждого головного устройства, показанного на фотографиях, вы встретите слова Pandora, SiriusXM, а теперь ещё и HD Radio. Всего этого в европейских моделях нет, поскольку всего этого нет и в Европе. Pandora — это интернет-радио, SiriusXM — это спутниковое радио, HD — это не High Definition, как можно было подумать, а Hybrid Digital, когда в зависимости от имеющейся матчасти можно принимать обычный FM-сигнал или параллельный ему цифровой поток. В такой комплектации, согласитесь, диск окончательно становится уделом эксцентричных личностей.
С дисками или без, новые модели JVC Kenwood Corporation (это, как я мог заметить, их дебют под объединённой маркой) в американской редакции нашпигованы теми же новыми режимами радиоприёма, а кроме того, начинают работать с iPhone более активно, в том числе воспринимая его как пульт управления, совмещённый с чейнджером. В этом подходе к интерфейсу я увидел отражение 12-часовой разницы во времени: в Европе традиционная попевка «наша магнитола умеет управлять айфоном». В США — «нашей магнитолой можно управлять с айфона». Иначе там уже нельзя, у современного американца свободна всегда только одна рука, в другой зажат iPhone, с которым современный американец всё время что-то делает, так что интерфейс с головным устройством меняет то, что он делает, а не как делает.
Pioneer не удержался, привёз кое-какие «магнитолы с диском», но привёз и другое, куда более многообещающее. Прежде всего: получила развитие самая, пожалуй, остроумная концепция компании последнего времени — головное устройство, функционал которого опирается не на собственную начинку, а на внешний смартфон. Первой моделью этого типа стала SPH-DA01. Теперь в продолжение идеи (и модели) App Radio появилось новое устройство — SPH-DA100, платформа которого получила название App Radio 2. Отличие от «первого» — довольно неожиданное для страны, где это устройство было впервые показано: SPH-DA100 предназначен для работы не только с вездесущими айфонами, но и с аппаратами на базе Android. Если такой аппарат современный, и у него есть интерфейс MHL (Mobile High Definition Link) или micro HDMI, можно гнать «в голову» сигнал любого разрешения. Новое поколение навигационно-мультимедийных комбайнов серии AVIC-Z тоже стало дружественным к Android, в том числе заявлено о поддержке кросс-платформенного и очень многопрофильного приложения Aha Radio (с 2010 года — собственность Harman International Industries, между прочим).
Пока не ушли с «Пионера» — две интересные новинки. Семейство усилителей PRS пополнилось моделью необычного телосложения. PRS-D800 — широкополосный импульсный, как и все остальные в серии, но в отличие от всех остальных компактен на грани миниатюрности. Два канала по 125 Вт на 4 Ом помещены в корпус размерами в плане 25 х 10 см. Впрочем, и по снимку можно сделать заключение о габаритах: размер гнёзд RCA от разницы во времени не зависит. Вторая новинка хоть и может быть отнесена к категории «ничего не происходит», но лишь отчасти. Неожиданно увидел свет новый CD-ресивер класса «для знатоков» — DEH-80PRS. Концептуально это продолжение «восемьдесят восьмого» в сторону расширения функционала и качественных показателей. Первое означает встроенный адаптер Bluetooth, два USB и кард-ридер SD. Второе — новый процессор с плавающей запятой прежней шестиканальной конфигурации.
Подставили лицо ветру перемен и создатели «вечных ценностей» автозвука. Что у нас вечное? Акустика всех мастей и калибров. JL Auiod, например, энергично развивает направление, в котором фирма была в числе первых — сабвуферы, максимально интегрированные в конструкцию автомобиля, теперь эта интеграция включает и другие компоненты. И плоские сабвуферы, востребованные капризной публикой, у JL Audio их ассортимент расширяется и модернизируется, у других, ранее не замеченных в столь благосклонном отношении к капризам публики — появляется. Плоский сабвуфер MTX, совсем недавно не поверили бы…
Morel и Elettromedia стали единственными car audio компаниями, отказавшимися присоединиться к общему празднику жизни в павильоне Automotive Electronics. Обе арендовали себе площади, отнесённые к сегменту Performance Audio, где всевозможный хай-энд и трепетное прослушивание. Первая из упомянутых «диссидентов», как вы знаете, никогда не была склонна к частому или революционному пересмотру своей модельной политики (это очень мягко сформулировано). Тем не менее новинки были. Новая модификация Morel Supremo стала выглядеть необычно, в том числе — из-за впервые применённых в этой акустике так называемых «лотос-грилей». Это решение заимствовали у собственной домашней акустики: в решётке используются отверстия разного диаметра, что одновременно позволяет добиться требуемой акустической прозрачности и предотвращает паразитные резонансы. Если разглядите на снимке, оцените: действительно, немного похоже на цветок лотоса. Из домашней же акустики (ну что поделаешь, хоть так…) в автомобильную перекочевала новая для Morel концепция Direct Crossover, где нет резисторов, включённых с головками последовательно, только в параллель, если надо. В числе совсем новых моделей — компонентная акустика Virtus (с внешней звуковой катушкой, но в интегральном стальном корпусе) и сабвуферы Primo, расширяющие модельный ряд в сторону доступности.
Стенд Elettromedia — история отдельная, некоторые эпизоды которой, не скрою, для нашего издания лестны. Помимо ожидаемого — две демомашины, на Audison и на Hertz, обновлённых динамиков и прочее, — было совсем неожиданное. Два новых «бита». Известно (уж вам-то точно известно), что с этого запева начинаются имена цифровых компонентов Audison. До сих пор «битов» было четыре: процессоры bit one, bit Ten, bit Ten D и встраиваемый модуль AV bit IN. В Лас-Вегас приехали пятый и шестой. Пятый — первый в индустрии (я знал, что именно эти сделают, всё к тому шло) автомобильный многоформатный медиаплеер высокого разрешения bit Play HD. Собственно, этим сказано почти всё, весной в Лейпциге в оснащении концепт-кара Full DA не хватало лишь одного компонента, его взяли из домашнего — HD-источника сигнала. Теперь он есть, со всеми нужными нам форматами (в т.ч. lossless), предельным разрешением и интерфейсом, включающим не только USB/SD, но и уже взрослый SATA.
Лестным же для нашего журнала стала история разработки другого «бита», по имени bit Tune. Это — система автоматической настройки для процессоров bit (one, Ten, Ten D). Итальянцы рассказали, как в процессе работы над новым устройством скрупулёзно изучали публикацию в «АЗ» №9/2010, посвящённую процессору JBL MS-8, рассортировывая её на то, что «этим русским» понравилось, а что вызвало критику. И результаты этого анализа приняли за отправную точку. Не знаю, я в этот момент над ними с диктофоном не стоял, за что купил, что называется. Но римлян за язык никто не тянул (в отношении иностранных граждан это было бы вопиющей бестактностью), так что оснований для недоверия не усматриваю, а причитающуюся редакции часть прибыли прошу направить на борьбу с неграмотностью в Кыргызстане. Или ещё где-нибудь.
Система bit Tune устроена так: в ней две микрофонные системы, одна — одиночный микрофон, он закрепляется на растяжке между подголовниками передних сидений для измерения интегрального уровня звукового давления в машине или используется как переносной для проверки полярности включения головок, ошибки здесь случаются гораздо чаще, чем можно было бы подумать (насчёт Кыргызстана я, пожалуй, поторопился, у меня родилась идея получше). После этого вступает в дело вторая система из пяти микрофонов, смонтированных в некоем подобии летающего блюдца. Блюдце устанавливается на месте головы водителя и анализирует сигналы, приходящие со всех направлений. На этой основе анализатор вырабатывает настройки для процессора и прямо туда, в процессор, их и засылает. Разумеется, всё это — в автоматическом режиме: запускается процесс, закрывается дверь и там, в салоне, электронный блок пищит, шипит, измеряет и вырабатывает. Под конец разговора, правда, мне пришлось пересмотреть шансы на участие в благотворительной деятельности. Согласно концепции фирмы, bit Tune будет предлагаться установочным студиям практически по себестоимости, как профессиональный инструмент, повышающий эффективность работы с процессорами bit.
И вот теперь, наконец, мы обратим взоры на третью группу экспонентов, в разной степени неожиданных. Список новых имён в автомобильной мультимедийной технике открывают Ford, Kia, Hyundai и прочие. Они в этом году выставлялись в павильоне, в прошлом занятом их заклятыми врагами, производителями aftermarket.
Штатное «радио» было в автомобилях с незапамятных времён, когда курили не только в самолётах, заправленных керосином, но и в дирижаблях, заправленных водородом (да, я проверял, меня эта тема всегда интересовала). Только раньше им было неловко показывать своё «радио» рядом с богатством и огнями специализированного происхождения. А теперь — нет. И произошло это потому, что развитие функциональных возможностей автомобильной системы быстро перемещается из области «железа» в область софта. Отсюда и новые игроки на арене автозвука. Например — Gracenote, чисто софтовая компания, набившая руку на управлении медиабиблиотеками. Что она делает под баннером Automotive Electronics? Показывает, как с помощью её софта штатная музыка в Hyundai, например, начинает всё делать быстрее, ловчее и умнее. Или почти чисто софтовая компания (про которую я услышал впервые) iTSX. Из железа — маленькая штучка, вставляемая в диагностический разъём автомобиля. С этого момента становится доступна диагностика со считыванием кодов, программируемые тесты (от нуля до ста, четверть мили и пр.) с расшифровкой результатов в идее графиков, дополнительные приборы и не счесть, что они ещё предложат в порядке апгрейда. Какое устройство всё это делает? iPhone, разумеется. Или iPad, что круче и крупнее… Или вот: парктроник или камера какого-нибудь обзора, классический афтермаркет для машин, где их нет от рождения. А тут стоит стендик компании iONRoad (где «i» — там успех, там победа), предлагающая по Интернету и кредитке софт для смартфона, с которым он следит за дистанцией до впереди идущей машины, отслеживает пересечение линии разметки и предупреждает о них бестолкового водителя.
Выставка в Лас-Вегасе необъятна в самом прямом, а не переносном смысле. То есть: если поставить задачу увидеть всё, окажется, что продолжительность её работы — жёсткое ограничение, и неважно, с какой скоростью перемещаться по залам. Но всё же я задался вопросом: что из бытовой электроники было наиболее широко представленным экспонатом. Телевизоры? Телефоны? USB-флэшки? Ответ нашёлся: чехольчики для айфонов. Всё остальное десятками и сотнями, а это — тысячами. Такое время…
У нас в каком-то тесте было замечено: iPod воспринимает (и называет) головное устройство, к которому он подключён как аксессуар. Заносчиво, конечно, но не без некоторых оснований, предлагаю смириться и приспособиться. Как удалось сделать это производителям трёх наиболее изящных, по моему мнению, моделей аксессуаров для айфона. Первая появилась уже некоторое время назад, но новизны не растеряла. Это — Parrot Asteroid, произведение компании №1 в области BlueTooth и прочих технологий беспроводной связи «ближнего поля». Французы рассудили: iPhone уже умеет или после очередного визита в AppStore будет уметь всё, что необходимо его хозяину. Займёмся тогда своим делом, обеспечив максимально эффективную связь «умельца» с устройством, вмонтированным в автомобиль. Занялись. И преуспели.
Второй пример — тоже из французской республики, Oxygen Audio. Здесь iPhone установлен в переднюю панель уже физически. Третий похвальный образец принадлежит перу Nextbase, изделия этой фирмы у нас время от времени фигурируют в тестах и новостях, например, недавно — весьма остроумная система мониторов для задних пассажиров. В Вегасе была показана очень забавная машинка под названием Face Off. Устанавливается в штатное 2-диновое гнездо и до поры до времени работает как приёмник с BlueTooth-адаптером. Но если вставить в карман на передней панели… правильно, iPhone, жизнь в машине расцвечивается всеми красками неограниченного функционала этого устройства. Заодно освобождается вечно занятая рука типичного американца.
Так что, если наш собственный телефон считает наш собственный автомобиль своим аксессуаром, постараемся к этому привыкнуть и станем думать о другом. Ведь то, что нам нужно — прокладывать дорогу, развлекать на её протяжении и оберегать от невзгод — он делает исправно, а не это ли нам было нужно с самого начала?
Там, где утро встречает прохладой, «голова» управляет айфоном. Там, где вечер и пальмы — айфон управляет «головой». Разница во времени…
Бездисковым ресиверам за океаном жить легче: альтернативное вещание или уже внутри, или добавляется отдельной коробочкой
«Кенвуды» тоже по диску не тоскуют, при таком числе сервисов…
Три сиквела Pioneer: App Radio 2, DEH-80PRS и PRS-D800
Вечные ценности — от Massive, новые веяния — от Apple, платформа — от BRP
JL Audio раньше других погрузилась в тему «стелсов» и плоских сабвуферов, так что это не удивляет…
…то же в исполнении MTX удивляет гораздо сильнее
Премьеры Morel: обновлённые Supremo, новые Virtus и Primo
Теперь — почти в одно слово, привыкайте…
Демомашина Kenwood (по старинке) с системой индикации на лобовом стекле
Концепт-кар Ford в зале car audio. Интерьер почти полностью обшит сенсорными экранами
iTSX: маленькая штучка и большие возможности
Gracenote берётся в кратчайшие сроки обучить грамоте штатную систему в Hyundai
Новые «биты» Audison: bit Tune с летающим блюдцем и bit Play с высоким разрешением
Концепт KIA: первый контент на экране, разумеется — App Store, всё берётся оттуда
Parrot, монополизировавший рынок модулей BlueTooth, уверенно заявил о себе и в новой области
Oxygen Audio. Уже не совсем новинка, но всё ещё — эталон
Восходящая звезда рынка «аксессуаров для iPhone» — Nextbase Face Off